Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Новинки театра

14 июля 2015
1892

В последний день перед закрытием 79 сезона, 26 июня, коллектив Тувинского музыкально-драматического театра показал два новых спектакля: по пьесе Ричарда Баэра «Тустеп на фоне чемоданов» и «Моцарт и Сальери» Леонида Кан-оола по одноименной трагедии А. С. Пушкина.

Лирическую комедию Ричарда Баэра поставил главный режиссер театра Алексей Ооржак с Галиной Доржу и Виктором Наксылом в главных ролях. Получился довольно симпатичный спектакль щукинцев–однокурсников с привлечением Эзир-оола Монгуша и Айдыса Шойгу.

Пьеса построена как джазовая импровизация, в ней не только музыка должна быть постоянным фоном, но и диалоги также должны играться легко, с различными переходами от грусти к радости. Сюжет пьесы, на первый взгляд, совсем простой: после отмеченной годовщины смерти мужа Кристина Мильман собирается покинуть город, к ней, перепутав даты, пришел старый друг Герман Льюис. Оба они одиноки, потерявшие своих супругов. И в ходе прощания на чемоданах они понимают, что нужны друг другу.

Очень легко и красиво танцует на сцене Виктор Наксыл, увлекая в танец и свою партнершу. Но в игре нет той легкости, которая есть в пьесе. Танец стал отдельным замечательным номером в постановке. Если за основу актерской игры взять джазовые импровизации, спектакль станет лучше, тоньше, ироничнее, задушевнее.

Приятно смотреть на хорошо знакомых артистов В. Наксыла и Г. Доржу, нечасто они радуют зрителя такими сольными спектаклями. А рабочие в исполнении Э. Монгуша и А. Шойгу, пакующие чемоданы, постоянно мешающие старым друзьям выяснить отношения, только придают веселые комические оттенки постановке.

Думаю, что в новом сезоне более проработанный до мельчайших жестов спектакль станет украшением юбилейной афиши. И не потеряется среди восемнадцати спектаклей, которые коллектив театра обещает показать.

Неожиданно новой, свежей стала премьерная работа драматурга и начинающего режиссера-постановщика Леонида Кан-оола — «Моцарт и Сальери». Надо быть крайне смелым и амбициозным, чтобы взяться за такой проект, однако в целом спектакль удался.

Хорошие тексты песен, написанные Л. Кан-оолом, станут хитами, благодаря музыке Альберта Хомушку. Он имеет актерское образование, много сам играл и пел, поэтому тонко чувствует сцену и ее законы. Получился настоящий творческий тандем режиссера и композитора, а зрители имеют возможность увидеть блестящий спектакль, прочитанный по-новому, для молодого зрителя, который не хочет знать классику.

Если в первом спектакле не хватало легкости, то во втором, наоборот, можно было более глубже решить сцену с душевными муками Сальери. Это философский, морально-этический вопрос: что есть правда, есть ли она на земле, и может ли человек решить судьбу другого человека? Этот, самый важный, момент хорошо бы постановщикам выделить особо. К примеру, как стоп-кадр в фильме, при полной тишине, обращаясь к зрителю, вовлекая его в свои терзания, пытаясь уговорить задуматься, чтобы у молодого человека в зале тоже, как они говорят, «включились мозги». Тогда будет понятно, зачем поставлен спектакль, ради кого столько усилий.

Ансамбль артистов подобран хорошо, интересные образы создали Луиза Мортай-оол и Саяна Сат, однако их молодые коллеги не погружаются до конца в суть своих персонажей, они не играют, а только изображают Моцарта — Айдыс Даржай, Сальери — Уран-оол Стал-оол, Констанца — Аржаана Куулар и Мерген Хомушку — человек в черном. Поэтому в исполнении Аржааны Куулар узнаются черты предыдущей ее роли Джульетты, но там была задача показать ее как тувинскую девочку, а здесь некоторая небрежность и грубость в исполнении талантливой актрисы начинает раздражать. Надо играть тоньше, сложнее, надо забыть о той Джульетте. Это касается и других молодых актеров, так легко можно приобрести самое страшное для актера свойство — ШТАМП, от которого будет крайне трудно избавиться.

Актеры, выступающие в массовых сценах, слишком ярки, слишком близки к зрителю и порой забывают о главных исполнителях. Их можно было бы слегка «притушить».

В целом хочется поздравить автора идеи и режиссера-постановщика спектакля Леонида Кан-оола с блестящей работой. А замечания мои преследуют только одну цель: чтобы спектакль был еще лучше и стал настоящим событием в театральной жизни Тувы.

Айлана КУЖУГЕТ,

театральный критик