В начале этого года в мастерской Шоя Чурука мы смогли с фотокорреспондентом Владимиром Савиных увидеть, как художник готовится к юбилеям. Специально к ним задумал персональную выставку, где собирался представить только новые работы. И осуществил намеченное! 6 сентября на втором этаже в двух комнатах нового здания Дома художников на берегу Енисея представил экспозицию «Живопись». Специально выпустил, молодец, и каталог выставки. На нее приглашают в течение месяца всех желающих.
К сожалению, особо торжественного открытия не получилось из-за огромного количества разных мероприятий. Может, оно и к лучшему. Потому что работы мастера мастихина любят тишину, их и надо рассматривать не торопясь, погружаясь в философию автора полотен.
Дань истории, прошлому Тувы — «Солнцеликий». Это своеобразный портрет Буяна-Бадыргы в буддийских традициях. Есть и продолжение мифической серии, на этот раз нам представлен «Хранитель солнца». Тут можно бесконечно разглядывать прописанные детали, несущие определенную нагрузку. Постоянно художник обращается к теме жилища кочевников, на этот раз уголок юрты мы видим в «Вечном огне». Простые вроде вещи попадают «под руку» уроженца Эрзина, но сколько смыслов передано в узорах этого полотна.
Как без скифской темы? Можно сказать, она — красной линией в сюжетах новинок. Это раскопки в Долине царей дают волю фантазии творца. «Долина в небесах» тому подтверждение. Или «Солнце скифов». Если так можно выразиться, многослойные произведения, каждый под своим углом зрения может «озвучить» увиденное. И привлекает взгляд диптих «Преподношение предков»: такие древние правители и в то же время — близкие и дорогие…
По-своему Шой Чурук взглянул и на печати, меты не такого уж и далекого прошлого. Это «Царственные знаки»: и история, и весьма современное искусство. Как согревают «Саянские горы», в них столько любви к прошлому, знакомые каменные изваяния — символ мудрости народа. А зеленые возвышенности, радуга, два светила, голубое небо, идущие как бы фоном — код вечной привязанности к малой родине, где столько мифического и удивительного до сих пор.
Из девяти (весьма символичное число!) «пазлов» собрано полотно «Каргыраа степей». Тут и зной эрзинских долин, и удивительный двугорбый их обитатель — верблюд. Действительно, зритель может услышать, домыслить, каким образом малая родина порождает горловое пение. И таких картин на вернисаже новинок мастера — предостаточно.
Милости просим посмотреть. И подумать. И задуматься.
Вчера выставка «переехала» в Национальный музей.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН