Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Ночная магия музея

21 мая 2015
1153

В прошлый уик-энд Национальный музей Тувы распахнул свои двери для посетителей …субботним вечером. Четвертый год подряд здесь провели «Ночь в музее». В этом году она была посвящена 70-летию Победы.

Несмотря на то, что «Ночь в музее» в республике проводится не впервые, ажиотажа вокруг нее меньше не становится. Задолго до торжественного открытия на площадке возле музея оказалось полно народу. Популярность ежегодной акции работники музея объясняют тем, что та магия, волшебное чувство причастности к истории, которое испытывает почти каждый посетитель в часы, когда улочки вокруг «хранилища прошлого» окутывает тьма, почему-то многократно усиливается. Возможно, этим легко объяснить популярность «Ночи в музее» и среди молодежи, которую в обычные дни учителя, в рамках экскурсий, затаскивают в музей, что называется, «в добровольно-принудительном порядке»; во время же акции она валит туда нескончаемым потоком. Хотя, допускаю, интерес для нее могут представлять не столько музейные экспозиции, сколько конкурсы, которые по доброй традиции, принятой во всем мире, организовываются во время акции.

Учитывая привязку нынешней «Ночи в музее» к юбилею Победы, удивляться тому, какие это были конкурсы, особо не приходилось. У посетителей, например, терпеливо отстоявших пятнадцать минут в очереди на входе, была возможность стать «настоящими» тувинскими добровольцами. Разумеется, в шутку, и пройдя шуточный же «кастинг». Кандидат в тувинские добровольцы должен был преодолеть полосу препятствий, отжаться определенное количество раз, а после — сыграть в дартс, метнув дротик строго в «яблочко». Последнее получалось не у всех, но те, кто все же выполнял все задания, получал удостоверение тувинского добровольца с вписанным в него именем и фамилией.

В просторной музейной комнате, где проводился «отбор», было много смеха. Порой слышались выкрики, за которые в другой день вас попросили бы из этого заведения: молодежь подбадривала товарищей чуть ли не спортивными кричалками.

Очень удивили ребята, которые осмелились выступить на конкурсе чтецов, выйти перед совершенно незнакомой публикой и с чувством прочесть, разумеется, наизусть, хотя бы одно стихотворение. Поразила одна девушка. Она, как и многие из декламаторов, прочла стихотворение советского поэта, воспевающего мужество красноармейцев на фронтах Великой Отечественной войны, и ее дикции, умению расставить смысловые и эмоциональные акценты, позавидовали бы, наверное, профессиональные актеры. К сожалению, узнать имя талантливой чтицы и название стихотворения не удалось — незнакомка после выступления растворилась в толпе.

Довольно интересный конкурс был организован в отделе музея «Время выбрало нас. Афганистан». Здесь вечерние посетители музея могли посоревноваться в чисто мужском занятии — на время разобрать и собрать автомат Калашникова. Как нетрудно догадаться — особо пришелся он по вкусу молодым людям.

Помимо вышеперечисленных конкурсов, посетители «Ночи в музее» могли поупражняться в гончарном деле, слепив какую-нибудь безделицу из глины. А если очень хочется тату, а мама не разрешает, то можно было стать живым холстом, подставить свое лицо или руку мастеру боди-арта, который в считанные минуты нанесет на кожу выбранный рисунок. «Татушка» потом легко сойдет, но пощеголять с ней хотя бы в музее времени хватит. Девушки так же украшали кисти рук узорами из хны.

Но если говорить откровенно, то конкурсы, хотя и были призваны привлечь дополнительную публику, все же основными на акции не являлись. Как отметил министр культуры Тувы Алдар Тамдын, предваряя начало «Ночи в музее», акция призвана пропагандировать среди населения изучение историко-культурного наследия региона. И надо отдать должное нашему музею — ему есть что в этом плане предложить посетителям.

Например, если вернуться к выставке «Время выбрало нас. Афганистан», отметим, что собрана она в целое по крупицам. В отделе, посвященном афганской войне, можно увидеть даже такие редкости, как, например, негативы, на которых запечатлены реальные события, советские солдаты-интернационалисты и сам Афганистан того времени. На стенах же висят уже распечатанные фотографии, на одной из которых, кстати, изображен дворец Амина, легендарный штурм которого советскими войсками и спецподразделениями КГБ предварил войну в Афганистане. По словам заведующей отделом Айланмы Ооржак, из Афганистана эти снимки были вывезены тайно кем-то из тувинских воинов-интернационалистов, поскольку в то время распространять любую информацию об этой необъявленной войне запрещалось.

— Мы сталкиваемся с тем, что и современные подростки не знают о том, что афганская война, действительно, была войной. Многие, после экскурсии по нашему отделению, пишут в отзывах, что именно здесь впервые узнали о том, что в Афганистане были реальные боевые действия, гибли люди, лилась кровь.

В подтверждение своих слов Айланмаа открывает Книгу отзывов, многие из которых написаны явно детской рукой. И едва ли не каждый итожится одним словосочетанием: «Грустно и интересно». В рамках «Ночи в музее» у гостей была возможность встретиться с участниками афганской войны и услышать рассказы о тех событиях не от экскурсовода, а из первых уст.

Приятной неожиданностью для посетителей стали подлинные знамена войсковых частей, которые были в Афганистане: 28-го армейского реактивного артиллерийского полка и 56-го отдельного батальона радиоэлектронной борьбы.

— После вывода войск эти части были расформированы и долгое время их знамена хранились в Москве в Музее Вооруженных Сил. Сейчас их передали нам на хранение. Мы этим горды и очень этому рады, — сказала участник боевых действий в Афганистане Лидия Волошина.

Отдел «Время выбрало нас. Афганистан» гости могут посетить в любой день работы музея. Чего нельзя сказать о нескольких выставках, скомпонованных специально для «Ночи в музее». Музейные работники воспринимают акцию как возможность продемонстрировать потенциал «хранилища истории», явить публике ранее недоступные по тем или иным причинам экспозиции. Это прежде всего касается богатой коллекции холодного оружия. Старинные клинки, рапиры и шпаги, постоянно покоящиеся в недрах запасников Национального музея, по случаю акции были извлечены оттуда и предстали перед посетителями во всей своей леденящей душу красе. Публика с неподдельным интересом изучала, как те экспонаты, что в свое время были обнаружены на территории республики, так и богатую коллекцию европейского холодного оружия, в 1929 году переданную московским Эрмитажем тувинскому музею. Один экземпляр — немецкая шпага с завитым причудливым образом эфесом невольно приковывала взгляд почти каждого входящего в зал. Но жемчужиной коллекции был с виду неприметный прямой клинок, лишенный не то что эфеса, а вовсе покоящийся под стеклом без рукояти. Как оказалось, он выкован из очень дорогой дамасской стали, секреты ковки которой, по распространенному в СМИ мнению, держались в строжайшем секрете единицами посвященных умельцев. К сожалению, легендарный волнистый рисунок, отличающий всякий клинок дамасской стали, разглядеть посетителям не удалось, поскольку металл был покрыт толстым слоем не то копоти, не то ржавчины. Как оказалось, древнее оружие прошло так называемый «обряд кремации». То есть, когда тело его владельца, некоего Багыра, видимо, в свое время славного воина, кремировали, верный клинок, снявший при жизни хозяина с плеч голову не одному врагу, последовал на костер за ним. Древний обычай.

— Этой экспозицией мы попытались отобразить весь генезис холодного оружия, — подчеркнула заведующая отделением археологии Ольга Монгуш. — Что интересно, все представленные здесь клинки до сих пор остры, смертоносны и могут быть использованы по прямому назначению.

С этим, кстати, и сопряжено то, что выставляется коллекция клинков лишь по особым случаям. Для его хранения под стеклом должны быть соблюдены особые условия. В частности, одним из таких требований является то, что возле экспозиции с оружием постоянно должен дежурить охранник. Более того, для организации постоянной выставки музею не хватает помещений, так как оружие должно быть разложено по географическому и временному признакам: то есть, из какой страны оно попало к нам и в какую эпоху использовалось хозяином.

Говоря о потенциале музея, нельзя обойти вниманием выставку с говорящим названием «Начало всех начал» из серии «Священные камни тувинцев», собранную ученым и ветераном музея Монгушем Кенин-Лопсаном. Увы, посетить ее могли лишь лица старше восемнадцати лет, поскольку она состояла из дюжины фаллосов, вырезанных из кости, камня или дерева. По словам работников музея, выставку «такого формата» они проводят впервые, хотя в других музеях, подобные артефакты экспонируются уже давно и философски увязываются с символом продолжения жизни и мужской силой. Люди, разумеется, реагировали на «Начало всех начал» по-разному. Некоторые — улыбались, другие же, краснея, — уходили, едва отодвинув скрывающую коллекцию портьеру с ярким интригующим значком «18+».

Как отмечают работники музея, даже во время «Ночи в музее», когда в «хранилище истории» демонстрируются выставки «одного дня», которые завтра будут свернуты, отделы, посвященные золоту скифов и серебру тувинцев, не теряют своей популярности. Почти каждый посетитель считал своим долгом побывать в музейной сокровищнице, дабы взглянуть на золотые украшения скифских царей, отлитые в зверином стиле.

Антон ПОСОХИН