Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

«Нить времен сказителями ткется…»

21 января 2016
1041

 «Шыяан… Раньше раннего, древнее древнего времени, когда озеро Сут-Холь лужицей лежало, а гора Сумбер-Уула холмиком была, когда рога горных козлов упирались в небеса, а хвосты верблюдов расстилались по земле…» — с такого поэтического описания мифологического времени обычно начинается тувинская сказка. Совпадение названий мифологического Молочного озера, мифологической горы Сумеру в сказках и реалистических топонимов Сут-Холь и Сумбер-Уула на территории современной Тувы удивительным образом символизирует благословенность родины истинных знатоков традиционной культуры тувинского народа.

Сут-Хольский район — один из тех уголков Тувы, который издавна славится своими сказителями, шаманами, хоомейистами, музыкантами, певцами, а также борцами-хурешистами. Старцы обычно говорят: «С давних пор из родов, проживающих вокруг озера Сут-Холь, выходили сильнейшие борцы. Они прежде всего сильны духом, так как воспеты народом в сказаниях и песнях».

Можно предположить, что за прошедшие столетия очень много безымянных сказителей ушли в небытие. Несмотря на это, непрерывная преемственность сказительской традиции, передающаяся из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику, позволила фольклористам зафиксировать живое бытование тувинского фольклора.

Среди тувинских сказителей, богатое наследие которых собиратели успели сохранить относительно в полном объеме, особое место занимает сут-хольский самородок Маннай Намзыраевич Ооржак, более 120 лет назад появившийся на свет.

Маннай по праву считается патриархом сут-хольской сказительской школы: он унаследовал редкий талант рассказчика от своих предков и передал его следующим поколениям. Какой редкий дар выпал ему на роду, каким тернистым путем он шел к народному признанию и славе знаменитого сказителя, подтверждает его биография и оставленное бесценное фольклорное наследие. Это сокровища устного народного творчества, исполненные Маннаем почти во всех жанрах: героические сказания, сказки, мифы, легенды, предания, благопожелания, народные песни, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. д.

Биография и творчество Манная освещались в научных изданиях и на страницах газет и журналов такими учеными, как А.К. Калзан, Д.С. Куулар, М.А. Хадаханэ, Ч.Ч. Куулар, Ю.Л. Аранчын, и др. Больше всего фольклорных текстов и сведений о сказителе собрал известный фольклорист, его земляк, уроженец местечка Манчурек Сут-Хольского района О.К. Дарыма. Личность сказителя освещена также в Государственной книге РТ «Заслуженные люди Тувы ХХ в.» в числе трех самых знаменитых сказителей Тувы — это еще Баазанай Тулуш, Чанчы-Хоо Ооржак. Опираясь на публикации о нем и на собственные записи, попытаюсь в самой сжатой обобщенной форме ознакомить читателя с биографией и фольклорным наследием сказителя.

Маннай Намзыраевич Ооржак родился в 1892 году в м. Манчурек Сут-Хольского района в семье бедного скотовода. Он рано осиротел, воспитывался у своего дедушки Дыгырыка. С 12 лет батрачил у бая Бижээчи-Чалана. После победы народной революции он был пастухом, охотником, проработал 10 лет на сельскохозяйственной опытной станции в с. Теве-Хая Дзун-Хемчикского района. Во время войны подарил фронту три коня. В 1944 году участвовал в строительстве школы в родном Манчуреке, потом работал там поваром и завхозом. Все это время и на пенсии сказитель не расставался с творчеством, самостоятельно овладел грамотой, сам записывал свои сказки и отправлял ученым ТНИИЯЛИ (ныне — ТИГПИ). Он участвовал во II Слете сказителей и народных певцов Тувы (1962). Умер в 1968 году.

Маннай научился рассказывать сказку у своего деда Дыгырыка, который перенял свой репертуар от матери — знаменитой сказительницы из рода тос-карак из Шекпээра по-прозвищу Тоолдаар-Кадай («Старуха, рассказывающая сказки»). В 20 лет стал признанным сказителем. С 1926 по 1960 год он перестал рассказывать сказки, потом снова активно начал это делать и сотрудничать с нашим институтом.

В его репертуаре насчитывается 26 эпических сказаний и сказок, множество произведений других жанров. В 1971 году вышел сборник «Сказки Манная», составленный О. К. Дарымой.

Выход эпического творчества Манная на всероссийскую арену состоялся в 1994 году, после опубликования тома «Тувинские народные сказки» в 60-томной двуязычной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», который был составлен автором этих строк. В этот том вошла сказка «Чечен-Маанай, Тенек-Дулун», записанная Маннаем. В 1997 году в той же серии в томе «Тувинские героические сказания», составленном С. М. Орус-оол, опубликовано в его исполнении героическое сказание «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей», насчитывающее 5060 стихотворных строк.

Помимо сказительского дара, Маннай обладал также подлинными шаманскими («хам») и знахарскими («оътчу») способностями, у него было прозвище «Куу-Хам» («Серый шаман»), но долго и тщательно это скрывал. Его вынужденный отказ сказывать сказки в течение 34 лет (!) и его отъезд в с. Теве-Хая были связаны с годами репрессий. Из-за притеснений за культовую деятельность шаманские атрибуты Куу-Хама были конфискованы, в с. Теве-Хая он, скорее всего, был сослан. Продолжал скрывать свой шаманский дар и после возвращения в родные места. Но народ тайно обращался к нему как к шаману и знахарю.

В годы так называемой перестройки, в 1992-м, в с. Алдан-Маадыр сутхольцы провели празднование 100-летия со дня рождения Манная, в котором из нашего института приняли участие автор этих строк и О. К. Дарыма. На этом юбилее впервые официально стали говорить о его шаманских и знахарских способностях. Шаманы, в знак уважения к религиозным чувствам старожилов Сут-Холя, провели поминальный очистительный обряд с возведением костра («одун кывыскан») и призыванием духа Манная («сунезинин кыйгырган»).

Нам удалось зафиксировать от его внучки Чангыс-Карыш Дур-ооловны Ооржак рассказ-воспоминание Манная о получении им сверхъестественного дара, то есть о том, что он стал «ээлиг тоолчу» («сказитель под покровительством духа»). В детстве, когда ему было семь лет, он пас овец и встретил красивую нарядную девушку на коне. Это была диирен — дух-хозяйка местности. После этого он заболел, позже стал шаманить. Ту же самую диирен он встретил повторно, когда ему было 30 лет.

Во время празднования 100-летнего юбилея сказителя по инициативе его земляков улица в с. Алдан-Маадыре, где он жил, была переименована в улицу Маннай.

Учениками известного человека являются представитель второго поколения сут-хольской сказочной традиции, знаменитый эпический певец Хургул-оол Монгуш, а также представитель третьего поколения — известный сказитель и шаман Борбак-оол Сарыглар и многие другие. В качестве действующего шамана Б. Д. Сарыглар участвовал в составе тувинской делегации в поездках в Австрию (1995), Швейцарию (1996) и Америку (1998) под руководством доктора исторических наук М. Б. Кенин-Лопсана. От них сказительское искусство передалось Сонгар-оолу Монгушу и Аркадию Ооржаку, которые продолжают эту традицию по сегодняшний день, уже в новой, видоизмененной, стилизованной, форме.

А имя Манная, надеемся, всегда будут помнить наши современники, его незаурядную личность и многогранный талант. Он был пастухом, охотником, плотником, поваром, воспитателем, сказителем, шаманом и знахарем. Пример, достойный для подражания потомками. Поэтому его наследие не должно превратиться в музейный экспонат и забытую страничку истории. Его богатое наследие — часть сокровищницы тувинского народа — продолжает обогащать тувинский язык, пополнять словари, объяснять смысл нравственно-этических идеалов народа, отраженных в поэтическом слове, обычаях и традициях, вдохновлять деятелей науки и искусства. Народ, забывший и не почитающий своих предков, можно сравнить с увядшим деревом с засохшими корнями.

Наше пожелание, высказанное на том юбилее, о необходимости отмечать крупные даты, связанные с жизнью и творчеством сказителей, не только на их малой родине, но и на республиканском уровне, как всенародный праздник, хоть и поздно, но все же сбывается нынче, спустя десятки лет. Эту благородную миссию начал осуществлять недавно созданный Центр тувинской традиционной культуры совместно с фольклористами ТИГПИ. Так, прошел вечер под названием «Тоол байырлалы» («Праздник сказки»), посвященный 120-летию Манная и 65-летию издания 1-го сборника «Тыва тоолдар» («Тувинские сказки», 1947 г.), составленный писателем С. А. Сарыг-оолом. Подобные тематические вечера, как предполагается, будут проводиться в дальнейшем в цикле мероприятий «Аас чогаал — алдын баганавыс» («Устное народное творчество — наша золотая опора») в целях поддержания преемственности поколений и подпитки современного искусства живительным родником народной словесности.

Зоя САМДАН,

кандидат филологических наук,

ведущий научный сотрудник сектора фольклора ТИГПИ