Одним из самых уважаемых людей в Каа-Хемском районе называют учителя истории и обществознания Сизимской школы Николая Геннадьевича Качурина. Он родился в семье военных в военном городке Запорожья, вырос и учился в г. Брянске, служил в Кремлевском полку. В 1986 году после окончания Брянского государственного педагогического института Ордена знака Почета им. Академика Петровского по распределению был направлен в Туву. Почетный работник образования Российской Федерации, интеллектуал, харизматичный и обаятельный учитель живет в староверском селе Сизиме ровно 30 лет, и уезжать не собирается.
— Николай Геннадьевич, когда вам сказали ехать в далекую Туву, не испугались?
— Я хотел сюда попасть... Узнал, что здесь есть старообрядцы и как историк очень заинтересовался, хотел увидеть собственными глазами, как живет местное население. Сибирь, Тува поразила меня своей красотой, и я остался здесь — женился, появились дети. Прирос сердцем к Сизиму.
Но в веру старообрядческую не обратился, говоря местным языком, я до сих пор никонианин, то есть последователь православных норм и обрядов. Хотя в принципе разница между православием и старообрядчеством не очень большая. Есть нюансы по ритуалике, но в основном практически одно и то же. Ну и потом в последнее время православная церковь берет курс на сближение со старообрядцами. Я знаю, что в некоторых православных церквях проводятся службы для последователей этого религиозного направления.
— В Сизиме прошел первый Межрегиональный фестиваль русской культуры. Многие знают, что наши старообрядческие селения Тувы ведут достаточно закрытую жизнь. Как восприняли жители проведение музыкального форума?
— Я еще не успел подробно обсудить этот вопрос, времени не было, но обмен мнениями был. Во-первых, как мне представляется, это очень интересно для местных жителей, так как такого рода событие в нашем районе — первое за 30 лет. Во-вторых, было, я думаю, интересно и для гостей тоже — они окунулись в эту среду общения, творчества, посмотрели природу, которая у нас просто великолепна. Хотелось бы, чтобы такого рода мероприятия продолжались и дальше, чтобы этот фестиваль стал не первым и единственным. Может быть, он немного трансформируется в будущем, но в целом работа идет очень правильная.
— Этот год у нас выборный — выборы в Госдуму, выборы руководителя республики. Некоторые, пользуясь предвыборной ситуацией, стали поднимать вопросы межнациональных отношений. На ваш взгляд эта тема сегодня актуальна для Тувы?
— Вы знаете, я с этим вопросом как-то не сталкивался. Я гражданин Российской Федерации и везде смогу найти себе место по роду своих занятий, но здесь в Туве я какого-то такого отношения не ощущаю в течение этих 30 лет, что живу здесь. Лично я не сталкивался.
Возможно, какие-то моменты и существуют сегодня, но не надо забывать, что Россия — многонациональная страна, Тува — тоже многонациональна: здесь проживают не только русскоязычное и коренное население, но и масса других народностей. Поэтому возникновение конфликтов на бытовом уровне так или иначе неизбежно, однако, как я наблюдаю, очень часто они возводятся в ранг политических или этнических конфликтов. Вот это самое страшное. Нельзя такими действиями разжигать костер.
Это как в вопросах преступности, которой пытаются придать национальную окраску. Ведь мы все, здравомыслящие люди, понимаем, что преступность не имеет национальности. Так и здесь — не надо бытовые дрязги выносить в сферу политики и раскручивать их. Все равно какие-то недоразумения будут, и относиться к этому надо спокойно, потому что соприкосновение множества разных культур, традиций, уклада жизни будут давать о себе знать.
Возьмите, к примеру, межэтнические конфликты в Испании, Канаде, в тех же самых Соединенных Штатах Америки, да весь цивилизованный мир этим страдает… Так что, все нормально — надо просто жить, и где необходимо, сглаживать острые углы.
— Вы живете в республике 30 лет. Какая она сегодня — современная Тува?
— Нельзя сказать, что она не развивается. Нет. Поступательное движение идет, и это надо признать. В последние годы активизировалась именно хозяйственная деятельность, открываются крупные и малые предприятия. Я понимаю, что промышленность необходима республике, и ее нужно развивать. Но личное мое мнение такое, что Тува должна развиваться как туристический регион, как особая уникальная территория, как биосферный заповедник, в котором встречаются практически все природно-климатические зоны России. Промышленность же в Туве, на мой взгляд — палка о двух концах. С одной стороны Тува получает прибыль, рабочие места, повышаются доходы людей — это хорошо. С другой стороны — страдает природа, ведь хочется ее сохранить в первозданном виде... То есть выбор приоритета здесь непростой на самом деле.
— Сизимская школа стала одной из первых школ-миллионеров страны. Свой вклад в это внесли и вы как учитель истории и обществознания. Какими принципами вы как педагог руководствуетесь в своей работе?
— Вообще, в Туве хорошие дети. Я провожу уроки не только здесь в Сизиме, но и в других школах республики по обмену опытом. Отметил бы, что в тувинских классах отношение к учителю очень отличается от того, как воспринимают педагогов в русскоязычных классах и школах: больше уважения, больше культуры. И тот смысл, который закладывается в тувинское слово «башкы» имеет свой, особенный, колорит.
В Сизиме дети тоже хорошие. Но и отличия тоже есть. Конечно, если учитывать, что это старообрядческое село, то у нас больше дисциплины. Но не будем идеализировать, так как есть и отрицательные моменты, связанные с удаленностью, изолированностью села: ребятишки видят меньше, чем необходимо. Хотя, если взять верующие семьи, то дети в них читают гораздо больше, чем их городские ровесники, а ведь это проблема современной школы.
Наше обучение основано на традициях классической школы, добром отношении к ребенку. Мы, безусловно, внедряем новые технологии, включаем в свою работу новаторства, в то же время стремимся все лучшее сохранить, чтобы не выплеснуть с грязной водой и ребенка. Работаем по принципу «Делай, что должно, и будет, что будет». Это, в общем, может звучать и как совет моим молодым педагогам. Надо выполнять свою работу не благодаря, а вопреки.
— В последние годы в республике в некоторых районах наблюдается снижение уровня владения русским разговорным языком. По инициативе главы Тувы в районах определен день русского языка с целью создания русскоязычной среды, особенно для подрастающего поколения. Работает региональная программа по привлечению в сельские школы русскоязычных педагогов, выделению им финансовой поддержки в миллион рублей. Как вы думаете, эти меры дадут положительные результаты?
— Такая проблема ведь не только в Туве, но и в других национальных территориях. Принятые в нашей республике меры — очень мудрое решение и, несомненно, дадут результаты. Это очень важно — погружение ребятишек в русскоязычную среду. Это здорово, что приезжают учителя из других регионов — значит, проблема будет постепенно решаться.
У меня есть маленький опыт. К нам приехала очень хорошая тувинская семья. Старший ребенок, девочка, плохо говорила по-русски. Через два года она говорила практически без акцента.
Я бы еще дополнил эти меры созданием профильных лагерей, где бы жили ребятишки разных национальностей. Ведь практикуются же поездки за границу для повышения бытового уровня иностранного языка. Рецепт один — активнее говорить.
На родителях тоже лежит большая ответственность. Дети должны больше читать русских классиков. В институте у меня был друг-армянин, он очень плохо говорил по-русски. Благодаря своему упорству и Александру Сергеевичу Пушкину — томик с его произведениями постоянно лежал на прикроватной тумбе — мой друг овладел русским языком до очень хорошего уровня.
— Вы много лет работаете в школе. В чем счастье учителя и человека в целом?
— Кто-то где-то сказал, что счастье это когда человек утром хочет идти на работу, а вечером — домой. При этом очень важно, чтобы его деятельность никаким образом не конфликтовала с его совестью.