Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Нетайная вечеря

8 мая 2014
1328

Раз в апрельский вечерок собралась кызылская молодёжь за столиком маленького кафе. Время встречи назначили за неделю вперёд. Место — давно определённое. Случайные люди сюда заходят редко — не их формат, да и вообще круг участников встречи получился довольно узкий. Итак, первое заседание «тайного» общества книголюбов — представителей редкого вымирающего типа людей — состоялось. Заведующая литературным кафе Надежда Кызыл-оол заварила чай, и дискуссионный клуб открылся. Говорили о романе Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту».

Честно говоря, хотелось бы начать этот материал с какой-нибудь фразы вроде «чтение снова входит в моду». И можно было бы, наверное. Ведь в соцсетях, где большую часть свободного времени проводит молодёжь, сегодня полным-полно разного рода «умных» цитат, выдернутых из произведений известных литераторов, которые на «ура» расхватываются пользователями. Ребята «репостят» их на своих страничках и при удобном случае даже ввёртывают в собственные рассуждения. Только что с того? Вдохновляет ли молодых людей этот способ популяризации художественной литературы на то, чтобы найти книгу, из которой взята цитата, и прочитать её от корки до корки?

Рэй Бредбери, с которого решили начать свои собрания ребята-книгочеи, в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» среди всех прочих «мэсседжей» для потомков и глубинных смыслов дал конкретное предсказание будущего обществу, в котором люди совсем перестанут читать книги. Для остроты сюжета писатель, конечно, кое-что преувеличил, а где-то прошёлся по грани абсурда — но в целом получившийся в его произведении мир оказался не так уж и далёк от того, что окружает нас сегодня. Правда, чтобы отучить людей думать, власти не устраивают инквизиционных костров из книг. Да и вряд ли им это понадобится. У Бредбери книги у людей отнимают, чтобы они, не дай бог, не прочитали что-то такое, что пробудило бы в них притупленное давным-давно желание учиться и развиваться. Людей плотно «закатали» в многослойное пространство развлечений, подменив реальное в их жизни воображаемым. Телевизоры в их домах занимают уже не один экран, а все четыре стены. Они заменяют друзей и любимых, общение и живые впечатления.

Как показала жизнь, Бредбери ошибся только в том, что для отупления народа властям не пришлось отбирать книги. Люди сами потеряли к ним интерес, когда в каждом доме появился сначала телевизор с видеоприставками, а чуть позже — компьютер с выходом в Интернет. Персонаж Бредбери, днями сидящий в телевизионной комнате и разговаривающий со стенами, — так ли сильно отличается он от медиа-сапиенса второго тысячелетия, сутками барахтающегося в мировой паутине?..

Вполне логично, что разговор со страниц книги то и дело выходил на просторы реальности.

Айрана Чажытмаа, которая организовала первую встречу любителей книги, роман Бредбери читала год назад, но впечатления и мысли, которые книга в ней подняла, помнит хорошо.

— Мне кажется, — говорит девушка, — развитие масс-медиа в конечном итоге приведёт к тому, что мы попросту потеряемся, растворимся в потоке информации. Мы теряем способность критически мыслить. Всё, что нам подают, мы принимаем на веру. Для тех людей, которые часами сидят за компьютером и играют в игры, есть реальная опасность остаться в виртуальном мире. У нас уже были инциденты, когда школьники не могут оторваться от экранов, не ходят в школу и даже путают реальность с вымышленным миром.

— Ещё одно моё наблюдение, — вступает разговор Дима, — когда ребёнок раньше других начинает читать или писать, понимать, общество за это его оскорбляет. Оно «агрессирует» на него (не знаю, правильно ли я выразился), и человеку приходится опускаться до уровня общества.

Дима заслуживает того, чтобы сказать о нём отдельно. На встрече это был самый юный участник. Часам к пяти за столом сидело, вместе с заведующей литературным кафе, семь человек: студенты, работающая молодёжь и Дима. Дмитрий Сергеевич, как уважительно назвала его Надежда, — школьник. Ему лишь 13 лет, учится в шестом классе лицея №15, однако рассуждал и делился своими мыслями на этой встрече он со всеми на равных. Роман Бредбери прочитал, готовясь к собранию, здесь же, в кафе. Прочитал на одном дыхании. Начали с того, что дали слово Диме: он рассказал сюжет — для тех, кто с произведением не знаком. А такие тоже были.

— Что меня больше всего «зацепило», — делится впечатлениями Наташа, — это когда к пожарному домой приходит начальник и рассказывает ему о том, что на самом деле сейчас происходит. Почти всё до боли узнаваемо. В частности, классику стали сжимать в «экстракты» бездарных пересказов — кратких изложений. Последствия такого упрощённого чтения очень страшны, и я их сама наблюдаю. Дети спрашивают, зачем я буду это читать, если это можно посмотреть по телевизору или прочитать краткое содержание? И когда в 11-м классе ребёнку предлагают написать сочинение на тему «Моя любимая книга», он спрашивает: а какая у меня любимая книга?

— И ладно бы, если бы у него было внутреннее противоречие, какую книгу из прочитанных выбрать, — подхватывает Вика.

— Да, а ведь просьба заключается в чём? Помогите мне вспомнить, какую книгу я вообще читал...

Кое-кто из присутствующих на встрече признался, что уже несколько лет не брал в руки художественную литературу: после того, как начал работать, читает только что-то специальное. Вот и заглянул сюда, чтобы послушать и, быть может, получить стимул снова открыть хорошую книгу. К слову сказать, литературное кафе, в котором проходила встреча, всячески располагает к тому, чтобы посетитель снял с полки книгу, открыл её и… погрузился в чтение. Привычные для кафе столики здесь окружают стеллажи с книгами, подаренными заведению горожанами. Книги эти не продаются и не выносятся, читать их можно только здесь, поудобнее устроившись в кресле, под ритмы американского джаза…

Ну а ребята делились тем, кто и что читает, каких новых авторов открыли для себя в последнее время, как меняется восприятие произведения, когда читаешь его второй раз через несколько лет. Искали ответ на вопрос: почему в Кызыле молодёжь так мало читает (сравнения с другими российскими городами столица Тувы не выдерживает). Критиковали библиотеки, где нельзя вот так же собраться и поговорить о книгах: в читальных залах строго требуют соблюдения тишины. Выбирали, какое произведение будут обсуждать в следующие выходные.

Наверное, если отталкиваться от прогнозов Бредбери, подобные собрания со временем обретут статус неких тайных вечерь, а сами книголюбы, которых останутся считанные единицы, превратятся в своего рода жрецов, носителей тайного знания. С чем это будет сопряжено — Бредбери предсказал.

Виктория КОНДРАШОВА