Путешествие по городам Германии совершили учащиеся города Кызыла, не покидая стен школы, на конкурсе лингвострановедческих проектов на немецком языке, организатором которого вновь стала Тувинская республиканская общественная организация «Центр немецкой культуры».
— Цель каждой нашей встречи, — поясняет председатель организации Галина Георгиевна Страшкова, — повысить интерес к изучению немецкого языка. Для этого нужно создавать условия для реализации способностей учащихся, а также выявлять и поддерживать одаренных учеников.
И конкурс лингвострановедческих проектов направлен для решения этих задач. Очень важно научить учащихся самостоятельно планировать свою работу, определять ее цели и задачи, а так- же способы действий. В процессе создания проекта ребенок учится выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, что позволяет повысить мотивацию к познавательной деятельности и формированию коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве.
— Германия, — продолжает Галина Георгиевна, — страна поэтов и мыслителей, музыкантов и ученых. Работая над проектом, учащиеся изучили материал о ее городах и людях, которые принесли известность этим городам своим талантом или изобретением. На основе изученного материала учащиеся создали и представили проекты по теме «Путешествие по городам Германии» на немецком языке.
В конкурсе приняли участие более 40 учеников 5–9 классов школ города. Работа каждого максимально раскрыла его творческий и лингвистический потенциал, дала возможность проявить себя индивидуально или в группе. Ребята публично представили работы, которые были интересны и значимы не только для зрителей, но и для создателей проектов.
Для организационно-методического обеспечения, проведения встречи создали организационный комитет в составе учителей немецкого языка кызылских школ №№ 1 и 3 — Эллы Юрьевны Косарьковой и Татьяны Михайловны Потылицыной. В состав жюри вошли учителя и ученики кызылского лицея № 15. Председателем ученического жюри в очередной раз стал восьмиклассник Дмитрий Пикулькин. Жюри принимало во внимание хорошее владение немецким языком, наличие презентации, а самое главное — соответствие содержания проектов целям и задачам конкурса.
Победителями конкурса стали Настя Старикова (5 класс, кызылский лицей № 15), Виктория Бланк (7 класс, кызылская школа № 1) и учащиеся школы № 3 имени Героя Советского Союза Т. Б. Кечил-оола: Даваа Оюн (6 класс), Ксения Черноусова (8 класс), Динара Чыргал (9 класс) и Денис Аралдии (6 класс). Десять участников получили дипломы II и III степени и стали призерами. Тринадцать конкурсантов получили поощрительные грамоты.
Приятно было видеть среди участников восемь юношей, достойно представивших работы, четверо из которых стали призерами: Саин Кужугет, Айдар Алмазов (5 класс, лицей № 15), Кирилл Мельников (7 класс, школа № 1), Александр Ондар (8 класс, школа № 1). Удивил выступлением победитель Денис Аралдии, который сумел соединить в проекте и немецкий язык, и… математику.
Впечатлениями поделились участники и зрители конкурса. Александр Ондар (8 класс, школа № 1):
— Я очень рад, что участвовал в конкурсе лингвострановедческих проектов на немецком языке. Мой проект назывался «Гете и Шиллер: история одной дружбы». В последнее время интерес к иностранным языкам растет, и прекрасно, что есть возможность оценить свои знания и способности, приняв участие в таком мероприятии. Все участники подошли к этому весьма серьезно и ответственно, проделали огромную работу. Трудно, пожалуй, только справиться с волнением при ее представлении. Также мой словарный запас немецкого языка заметно пополнился, кажется, что теперь не составит труда в следующем конкурсе получить диплом II, а может быть, и I степени.
Анна Айыжы (8 класс, школа № 1):
— В конкурсах, организованных Центром немецкой культуры, я участвую уже второй раз, и довольно успешно. Как опытный участник могу с уверенностью сказать: каждый раз всё интереснее и интереснее! Все мероприятия, в которых я участвовала, дают возможность мне улучшить знания немецкого языка, а также справляться с волнением во время публичного выступления. Такой опыт бесценен, потому что развивает навыки, необходимые в будущем. Мы получаем интересные задания с непростой тематикой, которые должны не только хорошо подготовить и перевести, учитывая все правила, но и грамотно представить.
Вика Широкова (7 класс, школа № 1):
— В конкурсах Центра немецкой культуры «Возрождение» я участвовала дважды, но на этом я присутствовала в качестве зрителя. Поскольку учусь в музыкальной школе, меня заинтересовали проекты, связанные с жизнью и творчеством великих немецких композиторов. Ребята из школы № 3 представили отрывки из музыкальных произведений Людвига ван Бетховена, «Лунную сонату», Иоганнеса Брамса, «Венгерский танец № 5» и «Венгерский танец № 1». Эти произведения хорошо мне знакомы, я узнала их. Мне также понравился проект Гоарика Биджояна (8 класс, школа № 1) «Иоганн Себастьян Бах. Трагедия слепого музыканта». О его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых «музыкальных» семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение до полной слепоты.
— Стоить отметить, — под- водит итог Галина Георгиевна Страшкова, — что уровень представленных проектов очень высок. Учащимся была предоставлена возможность улучшить знание немецкого языка через проектную деятельность. Лишь тогда знания, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят воплощение в реальной жизни. Создавая для себя определенную картину мира, ученик находит в ней свое место.
С итогами регионального конкурса «Лучший знаток немецкого языка-2016» Красноярского края нас познакомили его участницы, ученицы 8 «б» школы № 3 Чинчи Сат и Ксения Черноусова. Знатоки немецкого языка могут проявить себя на нескольких олимпиадах: школьных, региональных, всероссийских. В апреле завершился региональный конкурс «Лучший знаток немецкого языка» Красноярского края — это для ребят 8–9 и 10–11 классов. В этом году он проходил на базе Центра немецкой культуры «Возрождение» города Минусинска. На этот раз он собрал более 40 человек из Сибири. Проходил в рамках всероссийского конкурса «Лучший знаток немецкого языка» в качестве поддержки единого образовательного пространства этого языка в России. Туву, кроме девочек, представлял и ученик 8 «б» лицея № 15 Дмитрий Пикулькин.
Все конкурсные задания — аудирование, страноведение, история Германии, понимание основного и детального содержания текста, разговорная речь — содержали этнокультурный компонент. Несмотря на сложность заданий, Чинчи Сат заняла второе место в общем зачете среди 8–11 классов. Ксения Черноусова стала призером в следующих номинациях: по письму — втрое место и страноведе- нию — третье место. Дмитрий Пикулькин занял первое место в аудировании и третье — в чтении среди 8–9 классов.
Согласитесь, неплохо, ведь Тува участвовала в этом конкурсе первый раз! Ребята из Красноярского края, Абакана, Идры, Минусинска, Иркутска были тоже хорошо подготовлены и чувствовали себя уверенно. Кызылчане с ними сразу подружились. Теперь это их новые друзья.
После завершения конкурса «Знатоки немецкого языка» детей разместили на базе отдыха «Мираж» под г. Минусинском, где проводился межрегиональный молодёжный слёт «Я и молодёжный клуб русских немцев». Провели психологические тренинги «Понятие и стили лидерства», «Психология успеха молодого лидера» и семинар по этнокультуре российских немцев.
Наши школьники очень рады, что приняли участие в этом конкурсе и семинаре. От поездки в Минусинск они получили яркие и запоминающиеся впечатления. Знатоки надеются: впереди их ждут новые встречи, новые мероприятия, более глубокое знакомство с культурой немецкого народа. Ведь нельзя сохранить свою культуру, не зная истории, языка, традиций и обычаев народов других стран.
Мария ФЕЛЬДМАН