Сегодня в обсуждении вопросов жизнеобеспечения темой номер один остается предупреждение паводка. На федеральном, республиканском и муниципальном уровнях делают прогнозы и прикидывают, сколько жителей попадут в зоны подтопления, во что выльются материальные потери. Мобилизуются материальные, технические и людские ресурсы на предупреждение чрезвычайных ситуаций. Зимой и весной в мэрии Кызыла еженедельно главный вопрос повестки аппаратного совещания — меры предупреждения паводка.
Не остаются в стороне и люди, неравнодушные к проблемам города. В их числе почетный гражданин Кызыла Кара-Куске Чооду: «Понимаете, это надо опубликовать сейчас, потом будет поздно. Может, наработки бывших руководителей города помогут нынешнему руководству».
Кара-Куске Кунзекович не один день провел в госархиве, изучая документы начала прошлого века, и отыскал, по его мнению, способ, который поможет городу избавиться от проблем паводка.
Я КОПАЛ КАНАВУ
В альманахе «Улуг-Хем» (№ 75, 1990) опубликованы «Воспоминания Оюна Шулуу», где автор описывал период жизни 1930— 1940 годов. В 1931 году Оюн Шулуу окончил в Кызыле совпартшколу, в 1937 году — Коммунистический университет трудящихся Востока в Москве. Из воспоминаний: «Я участвовал в возведении дамбы около Кызыла, несколько раз работал с мобилизованными кызылчанами и вручную копал канаву из Кок-Тея».
На строительстве канала для орошения Кызыла работали все — от больших начальников до рабочих: генеральный секретарь ЦК ревсомола Иргит Бадыраа, министр торговли и транспорта Александр Чымба, писатель Бай-Кара Ховенмей, кавалеристы Народно-Революционной Армии, жители города…
НЕ ПРОСТО КАНАЛ
Из протокола заседания комиссии по составлению плана реконструкции Кызыла от 13 января 1941 года: «Присутствовали члены: Падра (Бадыраа И. — прим. автора), Слуцкий, Козырев, Скворцова, Скоробогатова, Кызыл-оол, Лобанов, Динов, Эректол, Чымба, Шелягин, Лопсан-Самбуу, Акимов, Пиче-оол, Шевяков.
Доклад ирригатора Перевозчикова о плане орошения г. Кызыла.
Основными задачами комиссии являются помощь горсамоуправлению и Правительству ТНР в разработке перспективного плана строительства Кызыла, составлении плана организации городского парка возможности развития пригородного хозяйства.
В СССР вопросами реконструкции городов занимаются архитектор города, ген-прогор (генеральный проектировщик города — прим. автора), здесь, в Кызыле, при городском самоуправлении тоже нужно иметь архитектора, который бы занимался вопросами строительства оформления фасадов, выбора стройплощадок и разработки генерального плана.
Просить Правительство ТНР пригласить из СССР сроком на 1,5 года планировщика для составления генерального проекта города на ближайшие 15 — 20 лет.
Обследована трасса, по которой можно путем прорытия канала подвести воду из реки Каа-Хем для орошения Кызыла. Произвели измерения для определения магистралей. На берегу Каа-Хема будет головное сооружение-приемник, к строительству которого приступить сейчас же, для чего использовать проморозки грунтовых вод… Закончить строительство канала к ХХ годовщине ТНР (т. е. к 14 августа 1941 года — прим. автора).
Постановили: проект Перевозчикова об орошении Кызыла путем проведения канала из реки Каа-Хема одобрить и принять за основу».
СПАСЕНИЕ ОТ БОЛЬШОЙ БЕДЫ
На заседании по составлению плана реконструкции города, прошедшем 13 января 1941 года, особый интерес комиссии вызвал доклад ирригатора Перевозчикова о плане орошения города:
«Над вопросом орошения города Кызыла я работаю с 1939 года, и сейчас работа подходит к концу. Нами была обследована трасса, по которой можно будет путем прорытия канала подвести воду из реки Каа-Хем для орошения Кызыла.
Сейчас мы по городу произвели измерения для определения основных магистралей, но нам предстоит сделать на основе их горизонтальные чертежи и тогда будет решен вопрос о всей оросительной сети города…
Уклон канала имеет на 1 км полметра разницы. Вода будет поступать спокойно. Подача воды определяется в два кубических метра в секунду. Этого вполне достаточно будет для орошения г. Кызыла и погашения потерь от вкатывания в стенки канала.
Около Кызыла придется сооружать виадук длиною 300 — 350 метров и вышиной в один — два метра, что представляет главную трудность всего сооружения.
Я думаю, что проект окончательно еще не готов, но надо было бы сейчас же приступить к осуществлению части сооружений, для этого есть все данные».
Вода нужна для густонаселенного города не только для огорода и сада, бытового потребления, но и очищения воздуха, противопожарных целей. А перебросить добрую часть воды Каа-Хема в южные степи, это значит навсегда отбросить и забыть ежегодную проблему наводнений. Одним словом, спасение от бедствий.
СРОК — 100 СУТОК
Комиссия планировала вести работы вручную — вырыть канал в течение 100 суток. В тот день, когда проходило заседание комиссии по составлению плана реконструкции Кызыла, из восьми выступающих двое были против строительства канала. Вот отрывки из некоторых вступлений:
«Лобанов: Я считаю, что надо делом заниматься. Надо не говорить, а строить. Надо к ХХ годовщине ТНР закончить строительство. Надо предлагаемый проект принять.
Кызыл-оол: …Я думаю, что вопрос строительства канала надо решить на сегодняшнем заседании комиссии. Для помощи товарищу Перевозчикову надо было бы подключить товарищей Шелягина и Дикова.
Лобанов: В самой постановке вопроса разногласий нет. Все согласны с тем, что надо канал строить. Вся критика была сосредоточена на технической недоработке проекта, но идею орошения путем канала никто не оспаривает. Вода Кызылу нужна не только для орошения города и сохранения озеленения, а и главным образом в целях противопожарных мероприятий.
Падра: На составление плана товарищ Перевозчиков потратил два года. Надо проект доделать до конца, для этого надо просить товарищей Акимова, Дикова и Шелягина помочь товарищу Перевозчикову. Надо строительство закончить к ХХ годовщине ТНР и дать тувинской столице подарок — оросительную систему города.
Постановили:
1. Проект товарища Перевозчикова об орошении г. Кызыла путем проведения канала из реки Каа-Хем одобрить и принять за основу.
2. Предложить товарищу Перевозчикову доработать проект, разработать смету строительства и снова доложить комиссии по реконструкции города».
(Под постановлением поставили свои подписи председатель комиссии по планировке г. Кызыла Падра и его секретарь Эректол).
НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ УРОВНЕ
Городская администрация Кызыла создана 28 мая 1936 года. Почти через год — 7 мая 1937 года — учитывая возможности большого притока воды в Енисее, что может грозить подтоплением города, Совет Министров ТНР принял постановление, где, в частности, говорится:
«Приступить немедленно к устройству береговых дамб в наиболее опасных местах.
С 8 мая с.г. объявить трудовую пятидневную мобилизацию населения города для выполнения данных работ. Всем руководителям учреждений и организаций 7 мая в 3 часа дня провести собрание для разъяснения данного постановления».
Так, к решению городских проблем подключился Совет Министров. Настолько серьезными они были.
В постановлении городской административной комиссии от 22 апреля 1943 года говорится:
«Все население города считать мобилизованным на борьбу с наводнением. Обязать горожан и руководителей предприятий и учреждений до 25 апреля произвести уборку ценностей, находящихся на берегу Енисея и до 24 апреля разработать и представить в комиссию план конкретных мероприятий. С 22 апреля организовать круглосуточное дежурство по наблюдению ледохода. Ремонт крепления дамбы на участке Тувтранса возложить на коллективы Ремзавода, Швейкомбината, Тувтранса и Учебного комбината».
Аналогичные постановления принимались горадминистрацией ежегодно. Наводнения были очень серьезными. Так, зафиксированы случаи с человеческими жертвами: в 1946 году утонуло в тюрьме Донмас-Суга много заключенных. В 1914 году паводком и наводнением унесено 1300 бревен из заготовленных 6445 в Пий-Хеме. От этой беды ежегодно страдали дачники. Несли огромные материальные потери и государство, и жители города. Всего 10 лет назад на правом берегу Енисея уничтожена наводнением целая звероферма Респотребсоюза, десятки тысяч чернобурых лисиц — так исчезла целая отрасль Тувы.
Если бы не оплошность горадминистрации того времени, всего этого можно было бы избежать. В 1941 году прекрасную идею с оросительным каналом не довели до конца. Может, этой идеей заинтересуются нынешние руководители?
ГОРОД-САД — БЛАГОДАТЬ!
Строительство канала началось в апреле 1941 года. Планировалось его закончить в течение трех месяцев. Люди работали организованно, с огромным энтузиазмом, соревнуясь. Особую активность проявляли представители народно-революционной армии, учебных заведений, милиции, заключенные. Но работу прервала война.
Канал начали рыть в районе Кок-Тея в верхней части Каа-Хема от нынешнего моста по дороге в Сарыг-Сеп. Оттуда канал длиною в 40 км протянется до подножья горы Боом за поселком Сукпаком, обходя нынешнюю территорию пгт. Каа-Хема, поселка Спутника и аэропорта. Тогда пгт. Каа-Хем, Кызыл и Сукпак оказались бы на одном большом острове, не знающем ни засухи, ни наводнений.
Эту замечательную идею предвоенных лет сегодняшние архитекторы и градоначальники не знают, а ведь строительство ручным способом заняло бы 100 дней. При наличии современной техники времени ушло бы куда меньше. А канал копать надо до Спутника, дальше вода пойдет самотеком по древнему руслу-ложбине. Сегодня эту работу можно закончить за месяц. Если перебросить туда одну треть воды Каа-Хема, ежегодные расходы на предупреждение наводнения прекратятся.
Когда я бываю на южных холмах, куда в 1960-е годы ходили на лисиц, долго смотрю на Кызыл и степь, представляя будущее города. Под горою — река (канал со временем исчезнет, превратится в реку), по обеим сторонам — сады, огороды, дачи…
Река не огибает поселок Спутник, а идет посередине широкой улицы, а транспорт ходит по обеим сторонам этой реки. Там можно не только купаться, рыбачить, но и кататься на лодках. Красивые мосты по кварталам. Ребятишки оттуда прыгают в реку. Ширина ее не более 10 м, а кызылчане идут купаться не к Енисею, а к обустроенным пляжам, лежанкам-пескам. Некоторые сидят на мостах с удочками….
Мои мечты идут вразрез с нынешним генеральным планом, но все же… Кто знает, какое будущее у моего Кызыла?
Кара-Куске ЧООДУ,
почетный гражданин г. Кызыла