Несколько последних лет под сочетанием «Кызыл — Курагино» для нас кроется одно — проект железной дороги. Однако, даже не начавшись, он уже связал Туву и этот уголок Красноярского края целым жгутом нитей сотрудничества. На днях группа наших парламентариев и депутатов Хурала представителей Кызыла выезжала по приглашению коллег на «пилотный», первый, форум депутатов Курагинского района «Открытый муниципалитет. Мы вместе». Тема его с железнодорожным проектом связана не была. Но обойти ее, конечно, депутаты не могли.
Как пояснила, выступая на пленарном заседании форума глава столицы республики, председатель хурала представителей города Кызыла Дина Оюн, возглавившая тувинскую делегацию, главной целью визита тувинских «слуг народа» на курагинский форум было еще раз «пощупать» этот проект, дабы понять, как использовать на благо жителей Тувы и Красноярского края эту, как она выразилась, большую и реальную «точку роста».
— Для нас эта поездка имеет большое, можно даже сказать геополитическое значение, — заметила Дина Оюн. Некая «эпохальность» данного визита тувинских депутатов в Курагино ей видится как раз таки в том, что он, визит этот, почти совпал с новым витком в реализации проекта строительства «железки» в Туву, возникшем после проведения Санкт-Петербургского экономического форума. Именно на нем было принято решение, которое должно вдохнуть новую жизнь в проект, долгое время, так сказать, «пробуксовывавший»: строительство железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино теперь будет финансироваться из фонда национального благосостояния России.
Также Дина Оюн открыла секрет собравшимся коллегам, что после визита Президента РФ Владимира Путина в Китай, к слову, в делегацию российских чиновников, сопровождавших национального лидера в Поднебесную, вошел и глава региона Шолбан Кара-оол, некоторые эксперты, в том числе и российские, усматривают тенденции, позволяющие говорить о том, что ветка будет продолжена до китайского Урумчи.
— Источники финансирования проекта, чья реализация оценивается в 215 млрд. рублей найдены, так что грядущее лето будет строительным, — реплика главы Кызыла наделала в зале немало шума, в хорошем смысле этого слова, ведь курагинцы оказались стороной также заинтересованной в реализации этого проекта.
— Это очень серьезный проект, имеющий массу аргументов «за», — прокомментировал «Тувинке» выступления коллеги глава Курагинского района Евгений Дмитриев. — Прежде всего, это экономически целесообразно. Достаточно вспомнить советские времена, когда шло строительство железной дороги Абакан — Тайшет, ее появление дало возможность осваивать месторождения, которые находились рядом с железнодорожной магистралью.
Второй аргумент «за», по мнению Дмитриева, имеет отношение только к Туве, которая благодаря реализации этого проекта получит выход к железнодорожной магистрали страны. Плюсы этого для нашего региона трудно переоценить.
Но все же, думается, у курагинцев есть и иные причины быть заинтересованными в этом проекте. Озвучены они не были, но почерпнуть их удалось из контекста всего сказанного на пленарном заседании. Совсем недавно по экономике района были нанесены два ощутимых удара, после которых, как выразился эксперт, пожелавший остаться неназванным, ее «лихорадит». В прошлом году свою деятельность в районе прекратили два крупных промышленных предприятия, налогами которых не только кормился бюджет района: в их стенах трудилось изрядное число жителей муниципалитета. На долгосрочную реконструкцию было закрыто предприятие ОАО «Краснокаменский рудник» — удар первый. Второй — руководство рудодобывающего дивизиона Evraz Group приняло решение о ликвидации филиала ОАО «Евразруда», который занимался разработкой Ирбинского месторождения железной руды. Из-за географического положения рудника получаемые затраты на производство концентрата слишком дороги, и его реализация компании просто не выгодна. К слову, в Интернете ходят упорные слухи, что Ирбинское месторождение ушло с молотка одной из красноярских компаний, которая теперь и будет заниматься его разработкой. Тем не менее о скором перезапуске добычи на нем говорить не приходится. Закрытие двух предприятий, оставившее без работы многих курагинцев, вынудило мужиков искать место под солнцем в других местах — многие, как заявил эксперт, уехали работать на Север. Поэтому-то в строительстве железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино администрация района усматривает возможность обеспечить курагинцев работой на своей территории.
В рамках организованного посещения тематических площадок, призванных продемонстрировать, чем живет, как развивается район, какие проблемы существуют в муниципалитете, у тувинских делегатов была возможность ознакомиться с планом работ, которые предстоит осуществить в ходе реализации проекта на курагинском участке дороги.
— Посетить площадку, как ее здесь называют, «Курагино 2» для меня было принципиально, — поделился впечатлениями депутат Верховного Хурала РТ Виктор Глухов. — Столько разговоров об этом проекте, а воочию увидеть, как здесь все организовано не доводилось. Теперь же я знаю, что у властей Курагинского района, так же как и у нас, есть четкое понимание этого проекта. Думается, это упростит решение таких сложных вопросов, как, например, перевод земель, назначение которых ранее было сельскохозяйственным, под железнодорожное полотно. Убедиться в этом для меня как для депутата республики было очень важно.
И все же не железнодорожный проект стал главным вопросом повестки этой встречи, а обмен мнениями и идеями между властями района и гостями из других регионов о перспективах развития самоуправления, вектор которого скорректирован поправками в Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Депутат Законодательного собрания Красноярского края второго созыва Егор Васильев сформулировал задачу так: «Сделать власть на местах ближе к народу и обеспечить прозрачность управленческих процессов для населения». И здесь курагинцам есть, что рассказать о себе, а гостям есть, чему у них поучиться.
В контексте того, что в Туве уделяется большое внимание развитию малого и среднего бизнеса (об этом, например, говорит, такой проект, как «Одно село — один продукт»), нам не лишне было познакомиться с их подобным опытом. То, что мы сейчас только пытаемся развивать, там живет и здравствует уже добрый десяток лет, и местные предприниматели успели отвоевать себе ниши не только в районе, но и на краевом рынке.
В рамках площадки «Бизнес-ресурс. Точки роста» «Тувинка» посетила предприятие Василия Пономарева, в народе которое окрестили «кедровым домиком». Уже около 15 лет торгово-производственная компания «Сибирский кедр» занимается изготовлением эксклюзивной мебели из цельной древесины сибирского кедра. Так как на поток эксклюзив не поставишь, его парни, да и сам Пономарев, кстати, иной раз берется за рубанок, работают в основном по индивидуальным заказам. Есть стандартный дизайн, однако предприятие может взяться за любой заказ и воплотить в жизнь самые смелые пожелания заказчика.
— Был бы проект, по которому работать, или хотя бы фотография, а табурет, столешницу, комод или шкаф с кроватью мы уж выточить сможем, — смеясь, говорит Василий Анатольевич, демонстрируя образцы, которые тянут на произведения искусства — нарочито «потертые», с «закосом» под старину. Наверное, именно такая мебель стояла в гостиных тех старых, добротного кирпича, купеческих домов, которые нет-нет да встречаются на улицах Курагино. Цена, соответственно, как и за любой эксклюзив — не для всякого кошелька.
— А если нет желания или возможности украшать дом эксклюзивом, зайдите в магазин «Мебельный двор» на соседней улице и по цене не столь «зубастой» приобретите простую и практичную, но приятную глазу мебель другого предпринимателя.
Кипит жизнь и на территории ИП «Гурай Анна Александровна». Здесь производят бетонные смеси, бетонные же кольца, которые используются в основном для септиков, металлические изгороди и «буржуйки». Предприятие «заложил» в 1996 году ныне покойный супруг Анны Александровны, и вести дела женщина взялась только после его смерти. Справедливости ради, стоит отметить, что получается у нее это довольно успешно — что касается именно изготовления бетонной смеси, то максимальный «выхлоп» предприятия составляет 50–60 кубов в день, что, согласитесь, не так уж мало для скромного заводика, на котором работают всего-то 13 человек.
— У нас в Краснотуранском районе, увы, частный сектор экономики развит значительно слабее, нежели у вас, в Курагинском, — констатировал депутат районного совета Краснотуранского района Красноярского края Виктор Линдт. — Действительно, нам есть чему учиться у вас, и прежде всего тому, как ваши муниципальные управленцы взаимодействуют с бизнесом. ИП здесь активно сотрудничают с администрацией района, играя на благо муниципалитета в одной команде.
Многие из гостей также отмечали и не раз, что демонстрация на площадках была организована, как говорится, без пафоса. Курагинские власти не без гордости, разумеется, заявляли о своих успехах, но смело и жестко говорили о проблемах района. Проще говоря, самокритика им не чужда. Возможно, именно она и является основным двигателем прогресса для района, который,несмотря на удары по своей экономике, уверенно смотрит в будущее и продолжает развиваться.
Масштабное мероприятие завершилось возложением цветов к памятнику погибшим во время Великой Отечественной войны.
Антон ПОСОХИН
Кызыл — Курагино — Кызыл