Тувинская правда 12+

На вечную память

29 августа 2015
1299

 «Айран + Алёна», «Юлия + Аяс», «Буян + Долаана». Всё это равняется — «любовь». Формулы — вне времени, однако, как показывает жизнь, и вне закона. Ладно, когда прыщавые школяры малюют эти писульки на заборах разноцветными мелками, сгорая от пожара бушующих в организме гормонов. Но совсем другое дело — когда творят это люди взрослые, целенаправленно — краской, крупно, да ещё и в таких местах, откуда будет повиднее всем. Трудно сказать, осознавали ли Айран или Алёна, Буян или Долаана, когда занимались рисованием, что метку человечеству о своей великой любви они оставляют не просто на скальном выступе Малого Баян-Кола вблизи Кызыла, а прямо поверх ценного исторического памятника.

Здесь, на снимках, и не разглядишь, что под кричащими надписями — уникальные образцы древнего искусства — настенной живописи. Рисунки, выбитые на скальной породе рукой древнего художника. И этот памятник, настоящий подарок судьбы для Кызыла — поскольку находится рядом с городом и добраться до него, чтобы осмотреть, не составляет никакого труда, — нещадно, варварски уничтожается жителями республики. Теми самыми, которые так ревностно болеют за сохранность своего культурного и исторического наследия.

Надо сказать, что этот пример — не единичный. И в других местностях Тувы, где до сих пор можно увидеть сохранившуюся историю в её естественном окружении и куда наведываются люди, памятники беспощадно уродуются вульгарными надписями. И объяснение в любви — самый безобидный их вариант.

Природа сама постепенно, век за веком, планомерно стирает следы деятельности древнего человека. Но человек современный изо всех сил стремится ей в этом помочь.

Если бы не снимки учёного Александра Адрианова, сделанные им в начале прошлого века, мы бы сегодня даже не знали о многих исторических объектах, которые по разным причинам не дожили до наших дней. Адрианов, в частности, тщательно фиксировал на рисунках и фотографировал петроглифы, которые были найдены на территории современной Тувы. Сегодня состояние образцов древнего наскального искусства в нашей республике изучает кемеровский археолог Елена Миклашевич, которая проводит периодическую съёмку исторических объектов. На снимках исследователя, сделанных в разные годы, можно наблюдать, как на поверхности, в частности, Баян-Кола, появляются всё новые надписи. И памятник скрывается под краской.

— Каждый раз, когда над наскальными рисунками исчезают естественные козырьки, образованные скальными же плитами, начинается их усиленное разрушение, — рассказывает Елена Александровна. — Это и биообрастание, и отслоение скальной корки. Вид памятника изменяется. Ну а новая мода оставлять автографы характерна для всей территории России. Наблюдать её можно и в минусинской котловине: молодожёны или любящие друг друга — они оставляют нам даже даты бракосочетаний и, соответственно, дней, когда была нанесена надпись, — приходят на скалы с рисунками и вот такими огромными буквами красиво запечатлевают, что они друг друга любят. В иных случаях можно подумать, что они просто не заметили памятника — но на Малом Баян-Коле рисунков не заметить просто невозможно. И поэтому перед нами совершенно осознанное варварство.

Слава Богу, оговариваются археологи, надписи делаются краской. Природа так устроена, что песчаник сам со временем отторгает инородное вещество, и лет через десять — двадцать надписи сойдут. На это можно было бы надеяться, если бы современные художества с завидным постоянством не появлялись вновь и вновь.

Как уберечь петроглифы? Сфокусировать на проблеме внимание РГО и созвать новую волонтёрскую волну — на этот раз очищать археологические памятники от изображений голых женщин, трёхбуквенных матов и признаний в любви? Наука изобрела особые методы, которые можно было бы пустить в ход. К тому же, как показывает практика, пока место не будет очищено, надписи на нём так и будут стабильно появляться. Впрочем, учёные, предположившие возможную очистку, сами же её и отвергли.

— Пористая поверхность песчаника очень хрупкая, — толкует реставратор Николай Курганов, — и очищая её, мы можем частично потерять эти наскальные изображения.

На Малом Баян-Коле несколько скальных блоков, расписанных древними художниками. Если сравнить то, что ещё можно разыскать там сегодня, с тем, что сто лет назад запечатлел на своих фотографиях Адрианов, обнаруживается, что часть изображений уже потеряна. Что случилось с ними? Неизвестно. Возможно, распорядилась природа, и во время землетрясений, к примеру, что-то разбилось и рассыпалось. А может, постарался человек.

Единственное средство, которое сегодня предлагают учёные, — это установить рядом с археологическими объектами информационные таблички, на которых чётко было бы разъяснено, какой ценный памятник находится на этой скале. А можно и напомнить там же, что осквернение культурного объекта влечёт за собой и административное наказание, предусмотренное российским законодательством. Может, это остановит вандалов?

— Это же отличный туристический маршрут, — сокрушается Миклашевич. — Изображения интересные, чётко видные, их легко фотографировать и очень интересно рассматривать. Но условия, в которых сегодня пребывают петроглифы, никакого туризма не предполагают. Это просто кошмар.

Марина Килуновская, руководитель Тувинской экспедиции, местное население оправдывает:

— Я всё же думаю, что это по незнанию. Если бы мы донесли до их сознания, какой замечательный лось, какой великолепный медведь нарисованы на скале рядом с Кызылом — и нарисованы они скифами и гуннами — никто не стал бы эти рисунки портить. Люди просто не в состоянии правильно оценить значение этих объектов.

Впрочем, в службе по охране памятников республики подчеркнули, что информационную работу, какая в их силах, они систематически ведут: ежегодно ездят по школам тех деревень, рядом с которыми находятся скалы с петроглифами, и рассказывают об уникальном историческом соседстве. Правда, получается, что работа эта результатов не даёт. Идею поставить информационные таблички в службе поддержали. А в эти дни проблемой озаботились и в мэрии Кызыла.

Виктория КОНДРАШОВА

asdf asdf asdf