У выпускников школ — ответственная пора: сдача единых государственных экзаменов. Как это происходит для юных жителей Кызыла, мы поговорили с тремя из тысяч испытуемых.
Юноши — воспитанники известного в регионе Государственного лицея РТ: Максим Ремнёв, Эмир Монгуш, Лопсан Анзат из 11 «а». Это класс с физико-математическим уклоном, небольшой, всего 18 человек, где-то процентов 70 из них, как ни странно, девочки. Эмир и Лопсан пришли сюда с седьмого, а Максим — в середине восьмого. Скромные, малоразговорчивые, спокойные, более эмоциональный — Максим. Но это только внешняя сторона. Как потом учеников представляла основатель и директор лицея Татьяна Санчаа, ребята — молодцы, уже есть прекрасные заявки на индивидуальность и глубину познаний и интересов.
Не секрет, режим учебы в этих стенах — очень напряженный. Может, поэтому школьники, обучаясь, образно говоря, 24 часа в сутки, на протяжении нескольких лет, уже готовы к испытаниям на зрелость. Раньше взрослеют и лучше понимают и видят цели на горизонте.
Но определенный отрезок марафона по ЕГЭ начался первого сентября прошлого года, с 11 класса, а третьего декабря — значимый его этап. Итоговое сочинение по русскому языку, допуск к экзаменам. И все трое согласны: хорошо, что вернули испытание сочинением. Эмир коротко сказал, но емко: дисциплинирует, учит не только индивидуальному мышлению, но и умению его излагать, письменно и устно.
Правда, раз выбрали точные науки, не особенно увлекаются чтением художественных книг, это в их жизни — не главное. Не приоритетно. Но, думаю, немножко и преувеличивают. Потому что Максим любит произведения Довлатова, Эмир — Ремарка, а у Лопсана круг предпочитаемых авторов еще не определен, интересуется разными. Уже отрадно, что есть о чем тут поговорить и поспорить с молодыми.
Благодарны дети учителям. Они хорошо сориентировали по возможным темам сочинений, предугадали испытание на знание литературы о войне и мире, была и «вечная» — о конфликте поколений отцов и детей. Считают, справились. Хорошо, что ставят «зачет-незачет». Шел экзамен три часа. И еще отрадно: готовились и знали критерии оценки того, за что спросят. Такие четкие формулировки требований — только на пользу.
Мой вопрос о шпаргалках наткнулся на полное недоумение. Про них, оказывается, даже нечего было говорить. Лицей и разные «подсказки» — вещи несовместимые. Тут это — табу. Старшие хорошо втолковали: надейся только на свои знания, на самого себя. Да это и специфика учебного заведения: именно за огромным багажом накопленных за годы учебы запасов по разным предметам из копилки человечества сюда и идут. И дают разностороннее образование, «физик» ты или «лирик». Такой пример. Из второго, 11 «б», социально-экономической ориентации, только одна ученица среди всех выпускников сдавала экзамен по литературе. И у Дарины Седен-Хуурак — второй результат в республике! Гордятся.
В двух классах — 30 человек. Стали известны результаты ЕГЭ по русскому языку. У лицеистов — лучший средний балл, 80,4, по всему выпуску в Туве. Каждый старается набрать как можно больше бонусов. Лишние баллы всегда пригодятся.
Математику базовую никто не сдавал, только профильную, «усложненную», это четвертого июня. И низкий поклон от лицеистов Ирине Александровне Михайлиной, что дала крепкую базу по столь сложной науке. Для многих «мир цифр» — профильный предмет при поступлении в вуз. И все трое парней уверены в достойной сдаче, только всякие помарки могут помешать для более высокой оценки работы. И сами уже приблизительно догадываются, на сколько «очков» справились с задачей. Аналитики.
Еще ребята делятся опытом: внимательным нужно быть с первых минут знакомства с КИМами! Это и техническая сторона, правильно ли заполнил документ, и вдумчивое чтение вопросов. В формулировках может скрываться тот или иной нюанс, в типовом задании — подвох, что, бывает, начинаешь понимать чуть позже. А время-то, драгоценное, идет… Было, у Эмира, что просили поставить имя-фамилию на листках. Хотя работы должны сохранять анонимность. И не возразишь взрослым, которые в эти часы наделены огромными полномочиями. Отбирают при входе даже бумаги с пятью цифрами, что надо поставить на документе, а если ты их от стресса забыл? (Взрослые — тоже люди, у каждого свой характер.) А «вступление в диалог» может экзаменуемому и боком выйти.
Максим записался на шесть ЕГЭ, Эмир — на четыре, Лопсан — на пять. Причем, первый считает, что график не совсем продуман. Ему лично не хватило даже резервных дней, чтобы сдать экзамен по иностранному, английскому, языку. Так что взрослым это тоже надо учитывать в следующий раз. И у Максима довольно длинный получился марафон: 25 мая испытание по литературе, а 25 июня — по биологии.
И все-таки не очень комфортные условия сдачи вне родных стен. Хотя и многие об этом говорят, говорят, но на словах — одно, а на себе такое испытать — другое. Оказывается, нельзя брать сок, только воду в прозрачной упаковке. Ни о каких талисманах и речи не может быть, уж про пятаки никто и не вспоминает, на «рамке» будут звенеть. Руки можно держать только на столе. Шоколадка должна быть разломлена на кусочки (вдруг в ней что-то спрятал). Выбивает из колеи личный досмотр: могут ремень проверить, заставить снять обувь и т. д. Уж не говоря про походы в туалет только с сопровождающим. (Мне это напоминает закрытое учреждение, где отбывают наказание.) Правда, на видеокамеры дети не реагируют, они теперь — рядовой атрибут в учебных заведениях.
Надо уметь настроиться так, чтобы все нерабочие нюансы ЕГЭ не влияли на состояние, душевное равновесие и ответы. Ребята рассказали: одной девушке (со сломанной ногой) не хватило КИМов, ей пришлось целый час ждать. Да, ей его добавили, но можно представить ее положение. Не позавидуешь… Так что совет лицеистов следующим поколениям выпускников: будьте готовы ко всему!
Знают парни, как апелляции подавать. И это сейчас не ЧП. Если хочешь убедиться, что поставили максимальные баллы, защищай свою позицию. И лучше бы давали выбор: сдавать ЕГЭ, что приветствует Эмир, или живому экзаменатору, как удобнее Максиму. Да, пусть обязательные русский язык и математика будут в форме ЕГЭ, согласны, но только они. Машина при проверке бумаг не всегда может понять человека. А уж ученик учителю всегда ответит на вопрос или разъяснит нестандартный ответ. И Максим по-взрослому объяснил, почему у него сложилось такое мнение: уже с пятого класса сейчас детей натаскивают на сдачу ЕГЭ, значит, сужают горизонты знаний. И дети с родителями выбирают то, что пригодится при получении профессии, сосредотачиваются на определенных предметах, а это же не совсем уже полное среднее образование.
Я поняла, откуда у парня такие здравые суждения. Директор лицея Татьяна Оюновна в беседе со мной представляет выпускников, в голосе — нотки гордости. Оказывается, Максим действительно разносторонне образованный юноша. В 2013-14 учебном году в республике на олимпиаде по русскому языку занял 1 место. Занимается еще и спортивными, бальными танцами, это началось в школе № 1 Кызыла. Эмир в лицее выпускал фильмы, ходил в походы, даже на озеро Торе-Холь в Эрзине. Еще и научно-исследовательской работой успешно занимался. А Лопсан отличился в олимпиадах по физике в республике. О нем директор говорит только в восторженных тонах. Очень одаренный человек. И все они, считай, готовые программисты. Уже умеют то, что некоторым взрослым не снилось.
Выпускники уже знают, в какие вузы хотят подавать документы. Ориентируются в требованиях, что нужно знать при собеседовании, дополнительном испытании. Причем, речь не о «внеконкурсных» местах в Туве. Однозначно, обязательно — бюджетные, бесплатные, такой настрой от педагогов. Это, конечно, несколько городов, Москва в том числе. Руководитель надеется, что попадут парни в самые престижные учебные заведения, потому что этого достойны. И подчеркнула: обычные юные кызылчане, особого достатка материального в семьях нет, ребятам надо надеяться только на себя. Думает, кого-то и сама будет поддерживать.
Я добавлю: порадовали спокойствие, взвешенность суждений, чувство собственного достоинства лицеистов. Они уже ощущают себя полноправными членами сообщества взрослых. Причем, вполне допускают не только студенческую жизнь, но и службу в армии. Особой трагедии в этом нет. Ситуация изменилась. Это сейчас даже престижно.
Правда, директор лицея уверена, что знакомила меня уже со студентами. Что не вызывает никаких сомнений.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН