Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

НА РЕКЛАМЕ НЕ ЭКОНОМЯТ

30 сентября 2017
657

Можно ли жить в довольстве, развивая в Туве рекламный бизнес? Как выглядит местный рекламодатель и чего стоит построить с ним конструктивное и доверительное сотрудничество? В конце концов, есть ли вообще смысл раскошеливаться на пиар, и возможно ли «прочитать» дельца и перспективу его бизнеса, зная только его рекламную стратегию?

Все эти вопросы легко и непринуждённо перемалываются за чашечкой кофе на втором этаже небольшого офисного здания в Кызыле, где пару лет назад прописалось новорожденное рекламное агентство «А-РИО». Трёх его прекрасных хозяек ещё узнают на улице: совсем недавно, кажется, они тусовались в местном медийном сообществе, сновали по городу с микрофоном и видеокамерой — готовили городские новости. Сегодня Роланда Сандан, Альмира Зинкевич (Кол) и Ида Ондар (Тюлюш) — это маленький творческий коллектив, ведущий самостоятельное хозяйство. О своём общем прошлом — работе в телекомпании «Новый век» — девушки вспоминают с теплотой и лёгкой ностальгией, а о настоящем — рекламном бизнесе — рассказывают подробно и увлечённо. За два года, которые прошли с момента их объединения в новом статусе, произошло столько… — словом, есть о чём рассказать.

 

КРЕАТИВЩИЦЫ

 

…Из «Нового века» девушки ушли уже поднаторевшими маркетологами — последние годы все трое работали в отделе рекламы: Роланда отделом руководила, Альмира писала сценарии и снимала по ним ролики. Все трое занимались продажами, но лучше всего это получалось у Иды. Ида и сейчас — главная продажница маленькой компании.

Альмира, которая в службе новостей занималась репортажной съёмкой, перешла в рекламу намеренно: устала от однообразия. Реклама представлялась ей творческим пространством, где можно расправить крылья и дать волю фантазии. Так и вышло. Заказы поступали разные — не только на рекламу, но и на социальные ролики. С ними получалось изрядно покреативить.

— Как-то обратились к нам из Кызылской ТЭЦ, — рассказывает Роланда. — Им надо было нечто из ряда вон, и обязательно с национальным колоритом. Аля думала-думала, написала сценарий, показывает мне. Ну не знаю, говорю я, какой-то странный сценарий, снимайте как хотите. ТЭЦ свозила их куда надо, они всё сняли.

— Едет, значит, всадник, — рассказывает сюжет Альмира. — Зима, снег… И видит юрту. В юрте сидит семья, разливают чай, всё хорошо. Тепло, все в национальных одеждах. Путник стучится, входит. Здравствуйте. А можно, я погреюсь у вашего огня? Дед ему в ответ: зачем у огня? Я заплатил за тепло и горячую воду... Оборачивается, а за ним… батарея.

— Я этот ролик смотрю — что за белиберда, откуда в юрте батарея? — подхватывает Роланда. — Альмира пыталась мне объяснить. Сейчас уже я понимаю, что это был, наверное, прикол. Но самое интересное — этот ролик занял потом первое место на внутреннем конкурсе у энергетиков. В Красноярске, говорят, все были в диком восторге.

…И таких баек у девчонок — вагон.

Но в какой-то момент три подруги пришли к общему решению, что хватит уже им работать на кого-то. Опыта, и успешного опыта, у каждой накопилось достаточно, чтобы найти ему новое, более интересное применение. Откладывать в долгий ящик девушки не стали. Продумали детали будущего предприятия — и закрыли за собой дверь телекомпании.

Дверь в собственный офис, однако, они открыли не сразу.

Начали с того, что создали новую виртуальную площадку — сайт справочно-рекламного наполнения, с адресами и контактами всех организаций и учреждений Кызыла. Начали подтягивать на этот ресурс рекламодателей. Встречались, как заговорщицы, в условленное время в молодёжном сквере. Обговаривали план предстоящей работы, расходились. Снова встречались, докладывали друг другу об успехах. Рекламодатель, в большинстве своём уже знакомый, на контакт шёл охотно. Так через пару месяцев заработали и на аренду офиса, мебель и оргтехнику, и на зарплату самим себе.

А ещё через какое-то время накопилось и на новую высоту.

Решили, что это будет журнал. Мини-формат, глянец. Первое, что получилось, больше походило на буклет, ну или на макет визитницы. Удобный — одобрили рекламодатели. Девушкам самим собственное творение понравилось: свежо, оригинально, полезно. В таком формате — формате глянцевой визитницы — вышли несколько раз. Потом его решили преобразовать: чуть-чуть увеличить — до размера А5, контент разнообразить. Помимо рекламы, объявлений и собственно визиток, журнал прирос авторскими публикациями, а также небольшим количеством полезной и развлекательной информации. Название, отражающее основной функционал издания, сохранили: «Визитница Тувы».

Сегодня это печатное издание, вторая собственная информационная площадка, — самый стабильный, по словам издателей, проект агентства. Работают над ним с возрастающим интересом — ведь это продукт, который всё ещё в процессе развития. Надо наращивать число рекламодателей, увеличивать количество страниц. Больше писать самим. Пока в журнале всего три постоянные рубрики — три авторских материала; в планах — 80 процентов от объёма заполнить публикациями.

Журнал, к слову, осуществляет ещё и благородную миссию. Раздумывая, как бы его распространять, сошлись на способе весьма нетривиальном. Продавать, размышляли девушки, хлопотно; раздавать бесплатно — глупо. Договорились с несколькими торговыми точками, установили у них ящики. Сверху на ящик укладываются стопкой журналы, внутри — ёмкость для сбора пожертвований. Берёшь журнал и кладёшь в ящик сколько можешь. Каждые три месяца собранные деньги отвозятся какому-то больному ребёнку. Кому идёт сбор — написано в журнале.

Таким образом маленькое рекламное агентство, развиваясь, попутно вершит добрые дела. Правда, собрать удаётся немного. Девушки предполагали, что если бы каждый, кто берёт журнал, опускал в ящик хотя бы по два рубля, то легко собиралось бы по нескольку десятков тысяч. Практика же показала, что только каждый десятый кызылчанин, прихватив бесплатный журнал, что-то оставляет взамен. Некоторые и вовсе отделываются бумажкой от конфетки или жвачку сплёвывают.

За три месяца — столько длится сбор на одного ребёнка — набирается тысяч 13-15. Эти деньги отвозятся потом в семьи.

Неудобно было, признаются девушки, являться на порог с такими суммами. Но люди и этой помощи рады.

За два года успешной работы агентство осуществило несколько крупных творческих проектов, о которых активно писали и говорили местные СМИ: провели нестандартный конкурс красоты «МИСС TUVA.net»; выпустили два роскошных перекидных календаря, которые не столько календари даже, сколько — ценные информационные издания, а среди покупателей этих календарей провели розыгрыш призов.

К концу этого года девушки прогнозируют очередное обновление в ленте событий своей компании: в Сети появится ещё одна их площадка — ещё круче, удобнее, функциональнее.

 

АГЕНТЫ 007

 

— Заниматься продажами — дело не самое приятное… Нужно иметь особую склонность в характере.

Аля: Да, склад ума определённый. Это ведь надо переступить через самого себя, чтобы пойти и втюхать человеку то, что ему, по идее, не надо. Нет, мы-то знаем, что ему надо, а он-то пока об этом ещё не подозревает. И нам нужно человека тонко подвести, что это ему надо. К каждому найти свой подход. Кому-то нужно быстро, чётко всё расписать. Кто-то любит поговорить, кому-то надо альтернативу представить…

Роланда: А к кому-то несколько месяцев ходить, и только потом он согласится. Да, это такая работа — тех, кому она ещё и удовольствие приносит, — по пальцам сосчитать. Это про нас говорят: волка ноги кормят. Потенциальный клиент не сидит, не ждёт тебя. Выпытываешь, в какое время он бывает. Если бывает в разное время, то ты уже просто агент 007. За дверью прячешься, в виде покупателя ходишь — лишь бы поймать хозяина.

Какой он, местный рекламодатель?

Роланда: Если набросать усреднённый портрет, то это мужчина средних лет, хотя и молодых много. Ездит на джипе. Вечно занят. В вайбер заходит редко, и у него нет странички ВКонтакте. Если есть, то только фейковая. Он всё знает, и ему все надоели.

А вообще я бы поделила их на две категории. Одни рассуждают так: допустим, ГТРК показывает во всех районах, у меня дома по телеку идёт, и видно хорошо — значит, рекламу я буду размещать там. ТНТ у меня дома не показывает, там я не буду размещать. Если человек не читает в принципе — он не видит рекламу в печати и размещать там не будет. Ну и что, что другие читают. Я вижу рекламу — значит, она работает. Вторая категория — это те, кто в рекламе разбирается. С ними сложнее. У них в голове есть определённая истина. Если первых ещё можно переубедить — а давайте, предлагаешь, других спросим? — и всё, человек уже сомневается. А эти, которые сами всё знают, — их не переубедить. Вот вбил себе в голову, что его реклама должна выходить только на радио и только там она будет работать, — он будет выпускать её только на радио.

Аля: Такие люди легко разочаровываются в другой рекламе. Говорят: вот у меня сработала только радийная реклама, остальная не сработала. Но ведь играет много факторов. В правильное ли время он размещал рекламу? Может, не в том месте она стояла? Не в том издании вышла? Либо рекламный ряд блёклый, не зацепил внимание?

С кем сложнее всего работать?

Роланда: С жадными. Да-да! Вот они открывают что-то. Вроде, в магазине ассортимент хороший или кафе уютное. Говоришь им: давайте рекламу, вы же только открылись. (Вообще, если ты что-то открыл, то в первый месяц обязательно надо провести активную рекламную кампанию, это золотое правило.) Хотя бы вначале сориентировать народ, а потом уже сыграет сарафанное радио. И что в ответ? — Нет! — Почему? — Нет! — Даже объяснять не хотят. Чуть ли не выпинывают тебя. И всё. Через месяц-два — закрываются. Или же существуют кое-как. Смотришь, там уже и стулья обшарпанные… Вообще, как показывает опыт, если человек жадничает на рекламе — он потом жадничает на всём: на зарплате сотрудникам, продукты покупает самые дешёвые, накрутку делает самую большую... А реклама — она ведь даётся для продвижения товара или услуги. Сообщить, напомнить покупателю, направить его. И мы в конечном итоге заинтересованы не в том, чтобы вытянуть из клиента деньги, разорить его — наоборот, чтобы он был успешен и процветал, а значит, создавал что-то новое и плодотворно сотрудничал с нами.

Виктория КОНДРАШОВ