Скромные, воспитанные, обладающие каким-то высшим знанием и видением, не знакомым простому смертному. Всегда — интеллигенты и романтики.
Таковы они — лётчики.
Люди, профессией связанные с небом.
Наверное, мало какой лётчик не мечтает проникнуть когда-нибудь за пределы земной атмосферы. Заглянуть за все видимые и невидимые горизонты.
Прикоснуться к звёздам.
Вот и Кирилл Песков, дипломированный инженер по специальности «Лётная эксплуатация воздушных судов», а ещё сын гражданского лётчика, небом болел с детства. Определившись с мечтой и возведя её в цель, юноша старался от неё не отклоняться. Глубже изучал предметы, которые ему могли пригодиться — математику, физику, английский язык; занимался физкультурой. Всегда помнил, что если не беречь смолоду здоровье, — в небо не пустят. Впрочем, в старшей школе, размышляя о поступлении, он всё же рассматривал не только профессию лётчика, но и смежные инженерные специальности, связанные с авиацией и ракетно-космической техникой. Мало ли…
Удача, однако, юноше улыбнулась. Он поступил в Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, которое успешно окончил в 2012 году.
А в эти дни 28-летний Кирилл — в Звёздном городке.
Там с начала октября началась сложная профессиональная подготовка будущих российских космонавтов.
«В жизни возможно всё!» — воодушевлённо воскликнул парень на всю социальную сеть, когда решением межведомственной комиссии он, в числе восьми счастливчиков, был избран в новый состав Отряда космонавтов Роскосмоса.
* * *
Могло бы показаться, что нам, жителям тувинской глубинки, успехи этого молодого лётчика как-то ну… очень далеки.
Это не совсем так.
Дело в том, что Кирилл — наш человек.
Будущий космонавт родился в Кызыле: здесь, в тувинской столице, родилась его мать и жили многие его родные. Сюда после училища, по распределению, приехал его будущий отец. Сегодня здесь авиаинженером работает его двоюродный брат; здесь же по-прежнему проживает бабушка. Родители Кирилла, правда, жили в Кызыле совсем недолго — переехали в Красноярск: так сложилось у отца с работой. Но сам Кирилл, как только представляется такая возможность, с большим удовольствием возвращается на землю предков, которая завораживает его, заядлого путешественника, красотой своей девственной природы.
В Советском Союзе, после того как в космосе побывал первый человек, космонавтом мечтал стать каждый мальчишка. Приоритеты в головах молодёжи с течением времени существенно менялись, но мечта о полётах в космическом пространстве, наверное, это то, что никогда не теряло и не потеряет своей привлекательности для юношества, мальчишки ли это 60-х — 70-х годов века ушедшего, или тинейджеры нулевых. Путешествуют в космос они в мечтах, книгах, фильмах, в компьютерных играх.
Между тем, космос не так уж и далёк. Правда, превратить мечту в ежедневную работу, профессию, способны очень немногие.
Это люди, которые проходят жесточайший профессиональный отбор: целеустремлённые, крепкие, выносливые, высоко образованные. Даже поднять в небо воздушное судно доверяют только избранным. Что говорить о покорителях космоса…
* * *
Кирилл — собеседник вежливый, отвечать старается по существу.
— Когда я поступал, проходили профотбор, медкомиссию, сдавали физические нормативы и экзамены, — рассказывает он о своём поступлении в лётное училище. — Основное — это медкомиссия. Тогда из 45-ти примерно человек её прошли всего восемь. Ну а про здоровье, тут всё банально: отсутствие вредных привычек, систематические занятия физкультурой. Как говорится, «сон и питание — основа летания». Ну и в драки поменьше лезть, чтоб по голове нечаянно не получить или нос не свернуть.
— А если всё-таки нос свернули, нечаянно?
— Идеально здоровых не бывает. Главное, чтобы особенности организма вписывались в определённые требования, установленные нормативными медицинскими документами. У гражданских летчиков они одни, у военных — другие, у водолазов — третьи. Так же и с космонавтами. А нос чинят, ровно как и зрение, или ещё какие дела. Но это, опять же, всё индивидуально.
После окончания училища Кирилл несколько лет отработал в чартерной авиакомпании. Возил туристов во Вьетнам, Таиланд, Турцию, Египет. К моменту, когда Роскосмос объявил об очередном, открытом, наборе в новый состав Отряда космонавтов, в копилке лётчика набралось уже 3300 часов налёта. А для претендента в космонавты и стаж, и опыт работы, и количество налётанных часов — всё это принципиально важно.
Узнал о наборе парень не случайно: он всегда живо интересовался новостями отечественной космонавтики, и собирать необходимые документы принялся незамедлительно.
— Так как лётная работа, особенно в чартерной авиакомпании, предполагает отсутствие какого-либо фиксированного рабочего графика, — рассказывает парень, — собирать документы было проблематично. Но, как бы там ни было, через два-три месяца всё было готово и отправлено по адресу.
Весной лётчика вызвали на очные испытания, которые продлились март и апрель. Претендентов ожидал психологический отбор, который занял два дня, профотбор и две недели проверки физической выносливости. Одновременно все два месяца претенденты в космонавты проходили скрупулёзное медицинское обследование.
— Вообще это было похоже на поступление в лётное училище, — вспоминает Кирилл, — только тогда каждый из этапов был не настолько доскональным и занимал в разы меньше времени, да и требования кардинально отличались.
Более четырёхсот человек попытали счастья в ходе этой отборочной волны. Около восьмидесяти из них были — женщины. Впрочем, ни одна из представительниц слабого пола так и не смогла пройти отбор, а до последнего этапа добрались лишь тринадцать избранных. Ну а окончательно, решением межведомственной комиссии, кандидатами в космонавты Отряда утверждены только восемь. И Кирилл Песков — в их числе.
Роскосмос на своём сайте разместил досье на каждого будущего космонавта. Этим достойным новобранцам, с честью прошедшим все испытания, теперь предстоит двухлетняя общекосмическая подготовка в Звёздном городке, после чего они пополнят ряды действующих российских космонавтов. Не факт, что каждый из них побывает в космосе, но то, что именно они будут реализовать космические проекты нашей страны, — для них это уже сбывшаяся реальность. Теперь это — их работа.
Отмечу ещё, что тем, кто хочет стать космонавтом, мало обладать недюжинной физической выносливостью. В списке требований — обширные знания по математике, физике, компьютерной технике, культурологии. Они должны уверенно говорить по-английски и не менее уверенно, грамотно и убедительно владеть родным языком. Так, во время отбора каждому претенденту предложили написать эссе о мотивах, побудивших его участвовать в кастинге космонавтов. Силой слова надо было убедить комиссию в том, что ты пришёл осознанно, целенаправленно и, конечно же, по зову сердца.
Специальные профессиональные знания и способности к усвоению нового объёма информации, а также к операторской деятельности, — это отдельный тестовый блок.
И ещё. Претендовать в космонавты, согласно требованиям комиссии, мог любой гражданин нашей страны до 35 лет, имеющий высшее образование по инженерным, научным или лётным специальностям, а также опыт работы в авиационной и ракетно-космической промышленности. Кроме того, желательно, чтобы претендент имел опыт управления воздушным судном, водолазных погружений, участвовал в испытательной работе, исследовательских экспедициях, прыгал с парашютом.
Кстати, Роскосмос уже объявил о том, что в самом ближайшем времени начнётся следующий отбор кандидатов, отряд из которых будет сформирован к 2020 году.
— Для меня, — резюмирует Кирилл наш разговор, — участие в этом мероприятии — это проверка собственных сил, умений и стремлений, море эмоций и впечатлений, знакомство с интереснейшими людьми. Огромный жизненный опыт.
Журналистам в госкорпорации заявили, что прошедшие отбор специалисты будут участвовать в первых полётах нового корабля «Федерация», а также отправятся к Луне.
Так это или нет — Кирилл не подтверждает. Говорит, что для него главное сей-час — неустанно учиться.
— Полёты в космос — это далеко не только удовлетворение личного любопытства, — говорит парень. — В первую очередь, это работа на благо всего человечества, а вместе с этим и огромная ответственность. Конечно, хочется взять от жизни всё, отдав при этом ещё больше. И очень желательно, чтобы это было связано с полётами всё выше, дальше и быстрее…
Виктория КОНДРАШОВА