Тувинская правда 12+

Мы учим ребенка жить

31 августа 2017
884

В этой школе работают не просто учителя и педагоги, здесь работают настоящие универсалы. Они шьют и вяжут, поют и танцуют, бывает, гвозди забивают, даже белят и красят, порою голы забивают; становятся спортсменами, бывает, становятся садоводами, и… даже актерами. Одним словом, это великие мастера! Без них школа бы угасла, стала тихой и скучной. Еще с августа они бегут на работу, чтобы достойно встретить своих воспитанников. Учителя Чербинской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приводят в порядок свои классные кабинеты, воспитатели – спальные корпуса.

В конце августа – начале сентября приезжают дети из своих районов и… начинает кипеть работа. Здесь ребята сразу преображаются: становятся ухоженными, чистенькими и опрятными. У девочек появляются аккуратные косички, мальчикам подстригают отросшие за лето волосы, подстригают ногти, умывают. У мальчиков свой спальный корпус, у девочек – свой, где работают воспитатели. У них давно отработанный режим, к которому дети уже привыкли. Утро начинается с физической зарядки, а вечер заканчивается чисткой зубов и мытьем ног, тут же висят полотенца для вытирания детских ножек.

Столовая интерната большая и светлая. Сюда дети идут каждый со своей группой, в сопровождении воспитателей. Если кто-то из детей опаздывает, его обязательно дожидаются всей группой, чтобы сесть за стол всем вместе, а затем дружно покинуть стены столовой, обязательно поблагодарив поваров дружным «Спасибо!» В рабочие дни после завтрака дети идут в корпуса, чтобы надеть школьные костюмы и бежать в школу, которая находится тут же, на территории интерната. Ученики начальных классов идут в свою школу, старшеклассники – в свою, которые расположены параллельно друг другу.

Воспитатели строго наблюдают за каждым ребенком, чтобы никто из детей не отстал от группы и передают их под ответственность классного руководителя или учителя-предметника, которые работают с ними до обеда. В школе большую часть уроков занимают часы трудового обучения. У мальчиков уроки столярного дела, у девочек – швейного. Кроме трудового обучения детям проводят урок социально-бытовой ориентировки, где ученики с 5-го класса обучаются самостоятельности, ориентиру в городских условиях, таких, как посещение музеев, театра; обучают детей также поведению за столом, в обществе; обучают самообслуживанию, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

После уроков детей встречают воспитатели, чтобы сводить их в столовую на обед, а затем всех без исключения положить в мягкие и чистые постели на послеобеденный сон, который так необходим растущему организму. Затем школьников поднимают очередные воспитатели, которые работают с ними до девяти часов вечера. За этот период воспитатели с ними ходят на полдник в столовую, идут с детьми на самоподготовку, т. е. выполняют с ними домашние задания, играют на футбольном поле или в ненастные дни смотрят телевизор в игровой комнате.

После ужина воспитатели ведут беседы о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя и наркомании, о нравственности и о Добре и Зле и мн. др. Только по пятницам у детей график немного другой. В этот день появляются итоговые вечера в школе, где дети принимают участие в различных конкурсах или спортивных состязаниях, в викторинах и КВН-х, которые готовят и проводят учителя. В результате любого мероприятия педагоги ввели традицию награждать детей сладкими призами. Без заветных призов никто из школьников не остается.

По-особенному любят эти дети, как и все дети планеты, новогодние утренники. В эти дни в школе начинается чуть ли не волшебство! Преображается все вокруг – от самих зданий до парадного входа в школу. Прямо перед ней появляются Дед Мороз со Снегурочкой ростом чуть выше взрослого человека, пышные елочки и символы года. Все названные скульптуры создаются из снега. Его собирают со всей территории школы сами ребята совместно с воспитателями групп и классными руководителями. Затем, через 1 – 2 дня, весь педагогический персонал школы выходит вместе со старшеклассниками во двор, чтобы слепить из затвердевшего снега заданную каждому классу фигуру. Учителя труда оказывают посильную помощь в этом. С ловкостью создают из приготовленного снега сказочные фигуры учителя столярного дела Вячеслав Кушкаш-оолович Куулар, Артис-оол Ак-оолович Монгуш и Маадыр Мадыр-оолович Монгуш. Под их умелыми руками все снежные скульптуры как бы оживают. Их закрашивают в яркие цвета, используя краски, гуашь и даже цветные колеры.

В самих зданиях школы тоже царит предновогоднее настроение. Все стены в коридоре украшены детскими рисунками и новогодними стенгазетами. На больших пластиковых окнах приклеены белоснежные причудливые снежинки и даже целая композиция из бумажных вырезок. Это дело рук мастериц швейного дела Ульяны Хеймер-ооловны Монгуш и Елены Хереловны Монгуш с их воспитанниками из кружка «Умелые ручки».

Интересен новогодний утренник. В этот долгожданный день перед детьми появляются все сказочные герои от болотной Кикиморы до противной Бабы-яги. Учителя и воспитатели становятся актерами, так как за две недели до утренника начинают вечерами приходить на репетиции и готовить новогодний сценарий. Талантливыми и артистичными оказались в этих ролях молодые учителя Алена Оюн, Светлана Киликеева, Людмила Мачык, Белекмаа Ооржак, Алисмаа Сагаан, Марина Куулар, Ульяна Очур-оол.

Интересно проходят и остальные праздники. Очень серьезно подходит коллектив к Дню Победы. Необходимо донести до современного школьника память о величии русского воина, о том, насколько дорога Отчизна, Родина-мать, Россия победителю в Великой Отечественной войне. Целую неделю идут классные часы, посвященные Великой Победе. Школа выстраивается на парад, и классные руководители ведут под звуки марша ребят, прошедших к этому дню настоящий курс строевой подготовки. Весь коллектив принимает участие в мероприятиях, распределившись на отдельные команды. Ни один работник, ни один ученик не остаются в стороне. К девяти командам учеников присоединяются команды учителей, воспитателей и техперсонала. Каждый отряд за неделю до этого готовит единую форму военного образца, девиз, речевку и военно-патриотическую песню.

Помимо традиционных праздников в нашей Чербинской школе-интернате проводят и именины детей. Например, ребят, чьи дни рождения летом и осенью, собирают в осенние каникулы (в осенне-весенние каникулы учеников домой не отправляют из-за бездорожья на переправе Кызыл – Кара-Хаак), рожденных зимой и весной поздравляют в весенние каникулы. В эти дни повара готовят в столовой праздничный обед: здесь и фрукты, и сладости, пироги и, конечно, торты на каждый стол. Получается настоящий праздник живота. Заранее готовятся и поздравительные номера именинникам, над которыми хлопочут классные руководители, дети и педагог, отвечающий за воспитательный процесс, именинникам преподносят нехитрые подарки от всего класса: ручки, карандаши или фломастеры, некоторые дарят большую плитку шоколада. Мелочь, но и она греет душу ребенку.

Весной школа начинает готовиться к посевным работам. Каждый класс высаживает в ящики семена для рассады зелени, петунии, астр, бархатцев, томатов, перца, баклажанов. И как раз перед уходом учителей в отпуск, а детей – на летние каникулы объявляется конкурс на лучшее оформление участка под цветочные клумбы. Учителя основной школы отвечают за территорию у парадного входа, учителя начальной школы оформляют участок перед своей, воспитатели – перед спальными корпусами, учителя трудового обучения работают в огороде, узкие специалисты (психолог, логопед и дефектолог) готовят пришкольный участок, техперсонал оформляет клумбы перед столовой.

Что только ни делали команды, чтобы отличиться от остальных смекалкой и фантазией. Приносили шины от колес автомашин, таскали камни, лежащие за школой, бруски, ведра, мётла и даже соломенную шляпу. Ребята из старших классов посадили весной на уроках биологии саженцы шиповника, которые сейчас дают первые плоды. А весной этого года все классы высадили перед школой саженцы черемухи, чтобы в скором будущем там выросла и зацвела аллея выпускников Чербинской школы-интерната, где они и учителя будут фотографироваться на долгую память. Помимо этого работники школы посадили на пришкольном участке картофель, который пойдет на питание детей. Дело сделали, теперь вся школа сияет разнообразием клумб и бордюров, которые радуют глаз и учителей, и работников, и школьников, и даже… их родителей, приехавших осенью.

Подъезжают груженные углем «КАМазы», чтобы зимой в школе было тепло и уютно. Каждый раз, когда работник школы видит перед собой груды топлива, он осознает всю ответственность за тех детей, родители которых оставили их на попечение коллектива нашей школы. И каждый учитель сполна сознает свою ответственность за то, что ему предстоит совершить – сделать из этого ребенка Человека, умеющего в будущем посадить не только цветы и овощи, Человека, умеющего связать себе теплые носки и перчатки, Человека, способного обеспечить себя собственным трудом, чтобы в дальнейшем социализироваться в обществе.

Именно для этого специальная школа для детей с ОВЗ просто незаменима и необходима как обществу, так и ребенку. И для педагога не самое важное, что его выпускник не станет врачом или учителем, профессором или ученым. Для него главное то, что он выпустил из школы настоящего Человека. И не только: после окончания школы выпускник получает свидетельство, с которым он имеет возможность поступить в ПТУ и в итоге получить профессию.

Может быть, я не права, но то, что делают мои коллеги, даже сложнее, чем просто дать ребенку жизнь. Они учат их жить.

Чойгана ЭРГЕП,

учитель русского языка и литературы

Чербинской школы-интерната для детей с ОВЗ 

asdf asdf asdf