Тувинская правда 12+

Мы — щепкинцы!

24 июня 2017
930

Тувинский театр пополнился новой группой актеров — выпускниками Высшего театрального училища имени М. Щепкина.

Это, безусловно, школа с замечательными традициями. И первое, что бросается в глаза: отличная подготовка. Во всех спектаклях ребята играли по нескольку ролей, и во всех они были органичны. Прежде всего надо оценить, какую гигантскую работу проделали преподаватели училища: они получили четыре года назад талантливых детей, которые практически не знали, что такое театр!

По сравнению с другими ребятами, поступающими в училище индивидуально, наши, конечно, были как тот же хорошо всем знакомый Маугли. Теперь это красивые, подтянутые, спортивные молодые люди с отличной сценической речью и движением, с замечательными, поставленными голосами и пластикой. Кажется, что такое преображение невозможно всего за четыре года, нет, все получилось.

За таких учеников не стыдно, можно выйти с ними на поклон, посмотреть зрителям в глаза и разделить радость от успеха. На протяжении всех этих лет со студентами была народная артистка Республики Тува Надежда Наксыл. В том, что они так легко адаптировались в сложнейших условиях не только крупнейшего города мира — Москвы, но и смогли хорошо и плодотворно учиться в сильнейшем театральном вузе России, несомненно, огромная ее заслуга.

Выпускными работами ребят стали лучшие произведения западной литературы. Первым показан тувинскому зрителю спектакль «Над пропастью во ржи» по произведению Д. Сэлинджера. Это рассказ от первого лица юноши Холдена Колфилда в исполнении Шораана Кужаана. И он был не просто главным героем, но и мотором всего спектакля. Шораана Кужаан отлично справился со сложнейшей задачей. Несмотря на калейдоскоп событий и лиц вокруг него, он своей игрой пронес через весь спектакль романтическо-снисходительный, печально-юмористический настрой спектакля. Понятно, какой колоссальный груз ответственности лежал на молодом актере и его коллегах, которые играли по две-три роли. И играли превосходно.

Все три спектакля отличались еще и тем, что исполнители для развертывания сюжета использовали не только непосредственно сцену, но и весь зрительный зал, еще больше втягивая зрителя в атмосферу действия. Ритм спектакля был настолько стремительным, как вся жизнь Холдена, что не хотелось, чтобы зрители аплодировали по ходу сценического рассказа, поскольку это мешало восприятию. Остался только один вопрос: а что в финале? Понятно, что и в самом произведении так, многоточие, но спектакль зачем-то ставили… Не просто ради того, чтобы показать череду разнообразных событий и способностей студентов. Хотелось понять отношение самих исполнителей к поступкам главного героя.

Второй спектакль поставлен по пьесе Юджина О’Нила «Любовь под вязами». Из всех трех постановок эта вызывает больше всего вопросов: почему именно такой сложный по психологизму, такой разновозрастной материал? Показалось, что преподаватели решили загрузить выпускников по максимуму, поставив перед ними самые сложные задачи, практически невыполнимые в двадцатилетнем возрасте. Не оставляло ощущение, что дети играют во взрослых, понарошку.

Самую сложную роль, 70-летнего старика, хозяина фермы, сыграл Ачыты Салчак, его младшего сына Эбина — Онер Кызыл-оол, а молодую жену старика, увлеченную Эбином — Абби, — Херелмаа Сайзан-оол. Всем было трудно, поскольку и Абби значительно старше молодого любовника, и между ними сложнейшие отношения. Ребята — талантливые актеры, но сыграть такую сложнейшую пьесы уровня древнегреческих трагиков — задача неподъемная.

Если учителя хотели артистов приобщить к европейскому театральному искусству, то это получилось. Непонятно тогда: зачем в ткань постановки вплетена тувинская музыка, это американская трагедия, так играйте ее до конца! Тувинский зритель поймет. Покажите Америку глазами писателя Юджина О’Нила. На программке написано: дипломный спектакль, оценка — «хорошо».

И, наконец, «Маугли» Владислава Сташинского, музыкального руководителя курса, по мотивам повести Р. Киплинга. Вот здесь студенты, как говорят, «оторвались». Шла на спектакль как на работу, исполнить профессиональный долг, ожидая скучный детский утренник для самых маленьких. Оказалось, настоящий мюзикл, с отличными музыкальными номерами, причем пели и отлично, все без исключения, и танцевали профессионально все. Казалось, что танцуют специально обученные исполнители, нет, оказалось, сами ребята.

Спасибо за необыкновенный спектакль всей постановочной группе, во главе с режиссером-педагогом Б. Домниным, но танцы и вокал просто высочайшего уровня. Опять же надо помнить, что молодые тувинские актеры не занимались с трех лет, как многие московские дети, вокалом и хореографией, просто потому, что таких индивидуальных учителей в местностях, где они росли, просто нет.

Вокальные номера исполнялись на русском языке, текст — на тувинском, но это совсем не мешало восприятию. Думаю, что, может, стоит подумать о том, чтобы весь спектакль играть на русском, тогда значительно увеличится зрительская аудитория. Тем более, что ребята хорошо владеют русским языком. Хочется, чтобы как можно больше молодых людей посмотрело этот замечательный спектакль, в котором простым языком говорится о главных проблемах человека. Сколько ролей играет каждый из выпускников, даже просто технически переодеться за считанные секунды очень трудно, а нужно играть уже другой характер! Вот с этой задачей ребята справились блестяще!

Впереди у ребят долгая, трудная и интересная жизнь, уже наметились лидеры. Поэтому пока не хочется анализировать все сыгранные роли. Старт в творчество у всех начинается одновременно и с равных позиций, теперь все зависит от них. Хочется пожелать молодым артистам также любить театр, как их замечательные преподаватели и старшие коллеги, и не растерять с годами те знания и умения, которые они приобрели в прославленном училище. Потому что щепкинцы — это марка!

Айлана КУЖУГЕТ

asdf asdf asdf