Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Мы — дети одной реки

30 декабря 2017
2538

На этой неделе прошла торжественная церемония открытия нового терминала аэропорта «Красноярск», участие в которой далеко не случайно приняла и тувинская делегация во главе с Шолбаном Кара-оолом. Красноярская аэрогавань, отстроенная в рамках подготовки к Зимней универсиаде-2019, очень точно укладывается в русло проекта Александра Усса «Дети одной реки», направленного на экономическую и культурную интеграцию трех регионов — Красноярского края, Хакасии и Тувы. С аналогичным, можно сказать, встречным проектом, правда, имеющим больше инфраструктурную и транспортную коннотацию, выступила и наша республика. В августе в одном из своих интервью Шолбан Кара-оол обозначил идею проекта с рабочим названием «Енисейский меридиан», также направленную на консолидацию экономических и, пожалуй, даже геостратегических возможностей сибирских регионов в контексте взятого Россией восточного вектора развития. Тува в этом может сыграть одну из ключевых ролей, став еще одними воротами страны в экономики азиатских государств.

 «Прошу Вас, уважаемый Шолбан Валерьевич, принять участие,» — так заканчивалось письмо за подписью врио губернатора Красноярского края Александра Усса к главе Тувы Шолбану Кара-оолу, в котором он приглашал коллегу и его команду принять участие в торжественной церемонии открытия нового терминала аэропорта «Красноярск». Масштабное мероприятие, организованное в конце декабря, в канун Нового года, с внушительной культурной программой должно было собрать видных представителей политики и бизнеса. В письме также подчеркивалась важность и перспективность консолидации трех регионов «Енисейской Сибири»: Тувы, Хакасии и Красноярского края. Эксперты сравнивают такой «союз» с аналогичной интеграцией, наблюдаемой сейчас на Дальнем Востоке, который является важнейшим направлением экономического партнерства со странами АТР.

Новый терминал, на открытие которого пригласили Шолбана Кара-оола, был построен за полтора года, в рекордный срок для объекта общей площадью 58 тыс. кв. метров. Пропускная способность хаба оценивается в 5 млн. пассажиров в год, что сегодня делает аэропорт «Красноярск» самым крупным во всем Зауралье. Общаясь с журналистами, Александр Усс подчеркнул, что это «первая ласточка» в рамках комплекса мер по экономической интеграции Красноярского края, Тувы и Хакасии. По его словам, терминал «Красноярск» имеет самое прямое отношение и к двум соседними республикам.

Вероятно, дабы подчеркнуть это, организаторы церемонии открытия постарались провести торжество так, чтобы оно отражало возможности, потенциал, красоту и многонациональный колорит всех трех регионов, связанных одной рекой и одними целями. Наряду с русскими народными песенными и танцевальными ансамблями Красноярского края, хакасскими артистами, гостей мероприятия своими яркими и динамичными танцевальными номерами приветствовали артисты тувинского ансамбля «Саяны». А «фирменный» тувинский хоомей, исполненный по всем канонам этого искусства нашим коллективом «Чиргилчин», заворожил слушателей и вызвал в просторном помещении хаба бурю аплодисментов.

Впрочем, и дизайн терминалы содержит фирменные элементы, которые подчеркивают: аэрогавань создана для всей «Енисейской Сибири». Поздравляя красноярцев и всех сибиряков с открытием хаба, Шолбан Кара-оол, например, указал на белые линии на синем фоне под самым высоким потолком, опоясывающие волной весь периметр помещения терминала.

— У этого зала есть душа, и это душа «Енисейской Сибири», — сказал он. — Обратите внимание на эту линию. Казалось бы, просто рисунок, однако это, на самом деле, наш великий Енисей, который связывает всех нас. Для Тувы этот день особенный, как и для Красноярска, поскольку открытие терминала имеет прямое отношение и к развитию Хакасии, нашей братской соседней республики, и к Туве.

Общаясь с журналистами, глава республики отметил, что терминал в Красноярске отвечает всем международным стандартам.

— А отсюда путь до Тувы недалекий, — добавил он.

Пользуясь случаем, Шолбан Кара-оол рассказал собравшимся журналистам и о масштабной реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Кызыла. Он отметил, что по итогам встречи с главой Росавиации Александром Нерадько накануне торжества ему удалось получить поддержку федерального ведомства по всем вопросам ввода в эксплуатацию объекта, в частности, по второму этапу работ, связанных с получением заключения о соответствии на второй участок реконструированной полосы и заключительной фазы — монтажа светосигнального оборудования.

Напомним, что реконструкция ВПП кызылского аэропорта, согласно проекту, была разбита на три этапа. На первом, стартовавшем в апреле прошлого года, предстояло реконструировать 1,5 километра полосы. Нынче осенью этот отрезок сдали в эксплуатацию, и сегодня он уже используется самолетами. Реализация второго этапа, подразумевающего аналогичные работы на оставшихся 1200 метрах ВПП, началась в в апреле уходящего года и фактически завершилась еще в середине лета. Сейчас и этот отрезок готовится к вводу в эксплуатацию. Третий этап — монтаж светосигнального оборудования.

— Сегодня с Александром Васильевичем (Нерадько — прим. автора) мы подвели итоги работы в этом направлении. В следующем году наш аэропорт заработает в надлежащем виде и добавит дыхание этому терминалу, — подчеркнул Шолбан Кара-оол, поскольку рейсы из Кызыла в Красноярск, наравне с Новосибирском и Иркутском, а также Москвой, остаются приоритетом для авиасообщения Тувы.

К слову, глава Россавиации на «отлично» оценил все работы по реконструкции ВПП кызылской аэрогавани, отметив ее высокую готовность. Заодно были оговорены некоторые аспекты превращения аэропорта Кызыла в международный. Эта тема выглядит перспективной, поскольку технические возможности ВПП после реконструкции позволят аэропорту принимать современные воздушные суда всех классов. Нерадько с Кара-оолом сошлись в мнении, что подготовку в этом направлении важно начинать уже сегодня, поскольку придания аэропорту международного статуса потребует большого количество согласований, в том числе и с ФСБ. Да и весьма расходной выходит эта задача. Только приобретение специализированного оборудования обойдется минимум в 100 млн. рублей.

Но овчинка выделки стоит. Без развития авиации, подчеркнул Нерадько, не может идти речи и о развитии экономического потенциала Сибири.

Продолжая тему развития авиасообщения в контексте проекта «Дети одной реки» и «Енисейского меридиана», Алекснадр Усс отметил, что есть идея создать в Красноярске базовую компанию в форме холдинга или акционерного общества NordStar и «КрасАвиа», специализирующуюся на качественных региональных авиаперевозках. Для «Енисейской Сибири», по его оценке, вопрос регионального авиасообщения стоит значительно острее, нежели для остальной страны.

— Так бы мы могли сделать не только аэропорты севера Красноярского края ближе, но и аэропорты Тувы и Хакасии, — заметил он.

А Шолбан Кара-оол, считает, что идея объединения транспортных и инфраструктурных проектов трех регионов, лежащая в основе «Енисейского меридиана», фактически материализуется уже сегодня. Новый терминал аэропорта «Красноярск», реконструкция ВПП аэропорта Кызыла открывают новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества не только внутри «Енисейской Сибири», но и на международном уровне. Как раз в контексте разворота страны на Восток.

— Взять нашу федеральную, а на самом деле — трансграничную дорогу из Красноярска в Кызыл, а потом — через всю республику — в Монголию, — привел пример он, комментируя перспективы интеграции трех регионов в рамках проектов «Енисейского меридиана» и «Дети одной реки». — Молодцы наши соседи монголы, сейчас они со своей стороны подтягивают к границе с нами асфальтированную автомагистраль, а на границе с Китаем уже открыли международный таможенный пункт.

Вырисовывается трасса с маршрутом Красноярск — Абакан — Кызыл — Урумчи, по которой — не исключает этого глава Тувы — туроператоры могут, например, организовать интересный автотур, а предприниматели отправлять свои «караваны» с товарами. Причем этот вопрос уже согласован, как с монгольской, так и с китайской стороной, подчеркнул он.

В этом ключе главы двух регионов также подчеркивают: сейчас, в контексте интеграции, такой масштабный проект, как строительство железнодорожной ветки «Кызыл — Курагино», выглядит, как никогда, востребованным.

— «Кызыл — Курагино» — это реальный проект, который, я надеюсь, в следующем году получит старт, — прокомментировал Александр Усс. — Этот и другие масштабные проекты, например, продвигаемая «РУСАЛ» «Технологическая долина», объединяющая Красноярский край и Хакасию, позволяют говорить о неком Енисейском экономическом районе.

— «Кызыл — Курагино» мы сейчас продвигаем вместе (с Александром Уссом — прим. автора), — в свою очередь отметил глава Тувы. — Проект должен свершиться, потому что он выгоден, в том числе и восточной части Красноярского края, которая богата полезными ископаемыми, товарами и деловой активностью, и странам Юго-Восточной Азии. Закономерно, что «Кызыл — Курагино» вошел в перечень проектов межгосударственного уровня, когда Россия, Китай и Монголия подписывали соответствующие меморандумы. Здесь тоже можно говорить о «Енисейской Сибири» и «Енисейском меридиане».

В тоже время, как следует из интервью с главами двух регионов, перспективы сотрудничества Тувы, Хакасии и Красноярского края лежат не только в крупных инвестиционных проектах, но и в продовольственной сфере. Так, врио губернатора края выразил надежду на то, что Тува поддержит идею создания общего бренда продовольственных товаров: сибирских и национальных.

— У нас есть великолепная северная рыба, у вас баранина, — отметил Усс. — Если придать всему этому соответствующее оформление и сделать рекламу, то мы могли бы иметь сеть фирменных магазинов «Дети одной реки», которые были бы популярны не только и даже не столько на наших территориях, сколько в Центре и даже заграницей.

В качестве примера он привел опыт Томской области, экспортирующей свои дикоросы в Западную Европу и США. К слову, эта идея, которую, по словам Александра Усса, он уже успел обговорить с главой Тувы, наверное, была бы интересна нашей республике и в контексте формирующегося здесь кластера сельхозпереработки, и как дальнейший виток развития проекта «Одно село — один продукт».

Возвращаясь к «первой ласточке» интеграции трех регионов — новому терминалу аэропорта «Красноярск», то уже сегодня в него переведены все внутренние рейсы, а через полгода с началом работы пункта пограничного контроля здесь будут обслуживаться и международные авиалини.

— Когда будет введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса нашего аэропорта со всей сопутствующей инфраструктурой и наша авиагавань получит международный статус, быть может, будет и запущен международный рейс, скажем, «Париж — Красноярск — Кызыл», — в шутку заметил Шолбан Кара-оол.

— Я вас поправлю, Шолбан Валерьевич, «Кызыл — Красноярск –Париж», потому что Кызыл — это центр Азии, а значит и центр всего, — также сделал шутливую ремарку Александр Усс.

Как тут не вспомнить, что в каждой шутке есть доля правды…

Владимир АНТОНОВ