Тувинская правда 12+

Музыка — в… музее

19 марта 2016
3081

Не так давно, в сентябре 2013 года, в Национальном музее РТ прошла не­обычная встреча — «Отзвуки прошлого». Это представляли один из предметов фондов — отреставрированное концертное пианино немецкой фирмы Шмидт-Вегенера, изготовленное в конце XIX века в Санкт-Петербурге. По преданию, чуть ли не самого купца Георгия Сафьянова инструмент, который попал в семью Мунзуков.

Его клавиш касались пальцы не только известных артистов, но и Чыргал-оола, Кенденбиля, Кок-оола, Лаптана, Виктора Токи… Тогда же и высказали собравшиеся пожелание: пусть красивое фортепиано, которых осталось в стране единицы, послужит толчком для воплощения идеи музыкальных вечеров.

К счастью, так и получилось. Реставратор инструмента Буян Ховалыг, кстати, специально пришел на концерт. Шестого марта, в воскресенье, впервые в конференц-зале НМ открыла двери музыкальная гостиная «Шедевры мировой классики». Поддержали начинание в Кызылском колледже искусств, его преподаватели и учащиеся подготовили программу. Присоединились и коллеги из РШИ. Порадовали и профессиональные музыканты Эрес Тартан-оол и Херзиг-оол Кужугет, другие. Чувствовалось: все всё делали от души. Выпустили и программки, предложили поклонникам камерной музыки принарядиться в вечерние туалеты, что многие женщины и сделали вместе с сотрудницами музея, благо, шли торжества мартовских дней. Такой штрих придал особую атмосферу начинанию — настоящего праздника встречи с Прекрасным. Да, подзабытое ощущение…

Причем раскупили практически все билеты, кызылчане соскучились по таким вечерам. Приглашали желающих и в буфет, который специально подготовили. И хозяева радушно предлагали ознакомиться с двумя выставками. Про одну, «Белая свитка и алый кушак…», мы уже рассказывали в нашей газете 12 марта, экспонаты из частной коллекции москвича Сергея Глебушкина. А вторая — на третьем этаже, «Западно-европейская живопись ХVIII — ХIХ веков». Тут же в витринах — камнерезные работы тувинских классиков, Черзи и Тойбухаа-отца. Это временная экспозиция, до конца марта. Фигурки из агальматолита — непревзойденные шедевры мастеров, которыми можно любоваться часами. А про живопись экскурсоводы Саяна Лакпаева и Раджу Пильжум напомнили: картины появились благодаря первому директору НМ Владимиру Ермолаеву, который с большими трудностями и приключениями вез эти сокровища из Ленинграда в центр Азии.

Уникальные полотна периодически появляются из запасников для обозрения, но каждая встреча с ними — событие для ценителей. Есть работа пятивековой давности, неизвестного автора. Гордятся подлинником Ивана Айвазовского: когда приезжают специалисты из других регионов, не верят своим глазам, что такой морской сюжет, к тому же бесценный, есть в Туве. Разные живописцы, отечественные и зарубежные, манера письма, эпохи, сюжеты. Одним словом, бесценный дар нашему хранилищу истории от коллег на добрую память.

Главное внимание — музыке в этот день. И ее прозвучало достаточно, самой разной на разнообразных инструментах. Трио баянистов «Гармонь и я» открыли встречу «Танцем с саблями» А. Хачатуряна. Девочка Дара Куулар трогательно пела «Вернись в Сорренто» Э. Куртиса на итальянском и русском языках. В мир Л. Бетховена мы отправились благодаря пианистке Анжелике Медведевой, известные «Соната № 14» и «К Элизе» трогали лирическим звучанием. А уж сколько радости от встречи с известной вокалисткой Эльвирой Докулак (наряд — роскошный, как и у других исполнителей)! «Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе в ее подаче — прелесть образов и звуков.

Нельзя не сказать о прекрасном ансамбле «Кант», который блистал в сложном «Либертанго» А. Пьяцоллы, за что зрители наградили трио замечательных артистов бурными аплодисментами. Не осталась без внимания и девочка Ксения Мамержели, что выбрала для себя… саксофон (преподаватель — Б.-М. Тулуш). Она старательно выводила «Тико-Тико» З. Абрэу. Финал — женский хор ККИ под руководством Чодуры Сат пел сложную партию «Улетай» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Да, много чудных мелодий услышали счастливчики в тот день. Неповторимые мгновения. Думаю, никто не пожалел. Живой звук, без микрофонов и фонограмм, — такая ныне редкость…

А директор музея Виктор Чигжит подчеркнул: это эксперимент, но останавливаться, скорее всего, не станут, продолжат начинание. Уже в скором времени намечена следующая «Музыкальная гостиная». Планируется вечер баянной музыки на 22 апреля.

Сходим обязательно.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

asdf asdf asdf