Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Можно ли научить владеть словом?

28 ноября 2013
1319

Самое удивительное и счастливое в жизни состоит в открытии. А для учителя — в открытии ученика. Ученик же открывается во время общения. Главная трудность при общении на неродном языке — это научиться владеть разговорной речью, то есть уметь точно, красиво изложить свою точку зрения, отстоять своё мнение, выразить согласие и несогласие.

Можно ли научить владеть словом? Как прививается то неуловимо тонкое, трепетное, что именуется «чувством языка»? Как развить способность излагать мысли, не просто чётко, логично и стройно, но и образно, и нестандартно? Вопросы, вопросы — их очень много. Они волнуют меня, призывают искать и находить новые методы и приёмы организации уроков.

Считаю немаловажным условием успешности организации творческого взаимодействия учителя с учеником умение оказывать своевременную помощь и поддержку ученику в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности. Применяю приёмы по проектированию характера учебного взаимодействия, использую различные формы общения (диалог, полилог, внутренний монолог), создаю ситуации успеха.

Вот уже 24 года практикую уроки словесности как дисциплину, ориентированную на интеграцию двух школьных предметов — русского языка и литературы. Уроки словесности — уроки творчества. Их цель: научить ребёнка чувствовать, видеть слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться словом, усваивать душой, выражать себя. В ходе освоения курса у учащихся формируется образ собственного «Я», развиваются навыки общения и сотрудничества, самооценки и саморегуляции, развиваются терпимость и способность принять чужую точку зрения. Каждый урок является своеобразной творческой лабораторией (мастерской), поэтому отличается от традиционного школьного урока. Урок начинается с ассоциативной установки, которая помогает участникам (учащимся и учителю) настроиться на творчество, сотрудничество, необычную организацию деятельности.

Для каждого урока подбираются вопросы для обсуждения и анализа. Например, по теме «Сравнения»: Зачем людям сравнивать предметы? Можешь ли ты сказать, почему луна и звезды похожи на маму с детьми? Человек похож на книгу? Велосипед похож на очки? Можно сравнить птичку и свободу? Весна похожа на радость? Что общего между радостью, печалью, грустью, восторгом? Чем отличаются вода и дождь? Твоя мысль о пятерке, и пятерка в дневнике?

В 5–6–7 классах уроки словесности помогают развитию качеств полноценного читателя: активный читатель, вдумчивый читатель, перечитыватель, соавтор. С 8 класса курс словесности вплетается в программу русской литературы и помогает осуществлению творческого подхода к организации уроков литературы. В ходе совместной деятельности с учениками разработали примерную тематику творческих работ: «Гляжу на себя и вспоминаю…», «Я люблю и не люблю», «А какая зима… на вкус?», «Я — школьная парта», «Мои сны — мои мечты», «Жил на свете дождь», «Совместим несовместимое».

Я убеждена, что осмысленный повседневный опыт и есть источник развития для учеников. Материал конкретных ситуаций жизни всегда имеет для детей смысл, он тесно связан с их собственными ценностями и целями, на таком материале и можно чему-то научиться. Ученики составляют словесную цепочку «Кто я?» и «Какой я?» и выводят собственную формулу личности, осознают себя в различных социальных ролях (сын, брат, ученик, мальчик, тувинец, друг, сосед, спортсмен…) Научившись говорить (значит, рассказывать о себе, представлять себя, рассуждать о себе) о собственном «Я», ученики с удовольствием занимаются следующим видом исследования, который мы условно называем «Мир вокруг нас». Я стараюсь не упускать возможности опираться на реалии контекста существования детей, ценить случай, идти ему навстречу и использовать его для продвижения учеников в постижении мира. Например, разговор о временах года можно вести через цветовое восприятие времен года, подбор ключевых слов, затем выясняем отношение каждого к определенному времени года, связывая это с настроением, именем или просто ассоциативным восприятием. Самые сокровенные мысли ученики излагают в творческих работах «О чем шепчет осенний лист?», где предметы вдруг оживают, участвуют во всех делах, «живут» рядом. Говорят, истина рождается в споре, а мы несколько переиначили это высказывание. У нас есть установка «В мире много вопросов. Не на все вопросы нужно и можно отвечать. Есть вопросы, которые стоит только задавать, в этом их ценность. Они заставляют нас думать».

Нам, тувинцам, от природы присущи такие черты характера, как сдержанность, некоторая даже зажатость, скромность, граничащая с наивностью. Зачастую ученикам не хватает раскованности, и здесь мне помогают мои уроки словесности. После нескольких лет работы я ощущаю, как стало больше свободы на моих уроках. Я со своими учениками учусь прощать и понимать, ждать и терпеливо объяснять.

… Пора бы подводить итоги. Но точка пока никак не ставится, все хочет расплыться в многоточие, за которым — бесконечные раздумья, ошибки и редкие удачи. А еще многоточие — это приглашение к диалогу, к разговору о том, что еще нужно делать, чтобы наши ученики овладели тайной слова.

Урана КУУЛАР,

учитель русского языка и литературы школы № 2; с. Кызыл-Мажалык, Барун-Хемчикский район.