Тувинская правда 12+

«Москит в янтаре» — золотая жила Голливуда

20 июня 2015
1303

Премьера фильма «Мир юрского периода» — продолжения истории о клонированных динозаврах, состоявшаяся 11 июня, оказалась более чем успешной. Только за уик-энд лента собрала 511 млн. долларов в мировом прокате. Впрочем, таким цифрам не приходится удивляться — картина был одной из самых ожидаемых в 2015 го­ду. Да и «конкуренты» по прокатной сетки, включая заключительную часть «Форсажа» (да простят меня фанаты), не могли соперничать с «Миром юрского периода», сделав фильм режиссера Колина Треворроу фаворитом у зрительской аудитории.

Похоже, что Голливуд окончательно оправился от творческого кризиса, поразившего режиссеров и сценаристов «фабрики грез» в начале двухтысячных и продолжавшегося вплоть до конца первого десятилетия. За последние несколько лет на экраны вышли такие, вполне успешные, и, что еще более важно, — самостоятельные — картины как, например: «Третий лишний», «Обливион», «Великий Гэтсби», «Голодные игры», «Война миров Z», «Интерстеллар» и, разумеется, — «Хоббит». С некоторыми оговорками сюда можно включить «Тихоокеанский рубеж», который в основном критиковали за предсказуемость сюжетных ходов, непроработанность характеров героев и, опять таки, сюжетные клише. Но идея фильма была вполне новой и, если позволите, «свежей».

Тем не менее, мэтры, то ли по привычке, то ли по наитию, продолжают идти накатанным путем и снимать ремейки (новые версии), сиквелы (продолжения), приквелы, триквелы (предыстории) и спин-оффы (производные от оригиналов) успешных картин 80–90-х годов — «золотых», как говорится, десятилетий голливудского кинематографа. Иной раз создается впечатление, что боссы кинокомпаний пытаются «доить мертвую корову»: из более чем успешной когда-то, но в наши дни исчерпавшей себя темы, они пытаются выдавить последний доллар. Далеко за примером ходить не надо: достаточно вспомнить «Хищников» 2010-го года — триквел фильма-бомбы Джона Мактирнана, вышедшего на экран в 1987 году. Или две последние части «Терминатора». Но если «Восстание машин» и «Да придет спаситель» были хотя бы смотрибельны, то на просмотрах «Хищников» морщились даже оголтелые фаны Яутжей.

Но все же, несмотря на аксиому, что продолжение всегда хуже, есть из этого правила и исключения. История кинемотографа знает, как вполне успешные сиквелы и приквелы, так и ремейки картин. Разумеется, сейчас речь не идет о «Судном дне» — второй части Терминатора — этот фильм совершенно из другой лиги. Но в качестве примера можно привести, скажем, «Прометей» Ридли Скотта и новый «Вспомнить все». Последний получил высокие оценки даже у фанатов оригинального «Вспомнить все» еще со Шварцем.

«Мир юрского периода» — как раз из таких. Несмотря на это, сразу оговорюсь: четвертая часть все же не дотягивает до фильма 1993 года, положившего начало всей кинофраншизе (сериала по литверсии), в работе над сценарием которого принимал участие сам Майкл Крайтон — писатель-фантаст нового поколения и «король биопанка», по одноименному роману которого и снимали оригинальный «Парк». Режиссировал первый фильм о клонированных динозаврах маэстро Стивен Спилберг. Кто-то считает, что именно поэтому картина стала «бомбой» проката. Фильм практически не содержал огрехов в сценарии, имел приличную динамику и не был затянут — последним часто грешат картины, снятые по литературным произведениям, оставляя у зрителей, читавших «печатные источники», ощущения некой недосказанности и обрывистости повествования. Первый «Парк» также заслуженно считается вехой кинематографа. Именно в этой картине впервые столь широко применялась компьютерная графика, заставившая динозавров «ожить» на телеэкране. До него доисторические ящеры, предстающие перед зрителями, мало отличались от тех смешных кукол, которые мелькали в 1977 году в ленте японского режиссера Дзюндзи Курато «Легенда о динозавре».

Хотя утверждение, что первый «Парк» своим успехом обязан альянсу «Спилберг — Крайтон», довольно спорно, поскольку вторая часть — «Затерянный мир» вышла у них как-то не очень. После ее просмотра возникает ощущение, что это пилот многосерийного телесериала, который решили снять на волне успеха оригинального фильма, как это было в свое время со «Звездными вратами». Короче, несмотря на то, что динозавров во второй части было больше, фильму не хватило размаха и масштабности.

Насчет третьего фильма иногда даже вспоминать не хочется. Снятый малоизвестным режиссером Джо Джонстоном, до этого работавшим лишь с малобюджетными картинами вроде «Идальго» и сериалами, с самостоятельным сценарием фильм получился затянутым с кучей никому не нужных диалогов и с явно абсурдным сюжетом. Даже участие Сэма Нила не могло спасти ленту от фанских нареканий. Единственная сцена, из-за которой его стоило посмотреть, это эпичная драка тирекса со спинозавром, в которой «королю «Парка» сворачивают башку. Остальное в нем — печально. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что сценаристы попытались привнести в фильм что-то свое. Например, они акцентировали внимание на интеллекте велоцирапторов, которые теперь не только умеют открывать двери, но и разговаривать.

В общем, не удивительно, что еще на стадии препродакшн нового фильма было решено игнорировать события второй и третьей частей. Четвертый фильм содержит кучу отсылок к оригинальному фильму, но напрочь игнорирует и остров Сорна, где разворачивались события двух предыдущих сиквелов и инцидент в Сан-Диего, коим заканчивается вторая картина — как будто эти фильмы никто никогда не снимал.

Собственно, о чем фильм. Действие «Мира юрского периода» разворачивается на острове Нублар, который был в первой ленте. Идея борца и мечтателя дедушки Гранта, InGen все же удалось воплотить в реальность. Спустя двадцать лет после событий оригинальной картины, парк был отстроен и успешно функционирует на протяжении нескольких лет, стабильно принося немалый доход инвесторам. Но вот беда — публике обычные динозавры и даже Тирекс начали приедаться — посещаемость парка на момент событий фильма стремительно падает. Толпа требует чего-то нового, и ее аппетиты удовлетворить не в силах даже мозазавр — огромная водоплавающая рептилия, раз эдак в пять больше тирекса, способная в один укус проглотить солидную белую акулу.

Тогда руководство InGen принимает решение с помощью генной инженерии создать супермонстра Индоминуса Рекса — опасного, страшного и кровожадного. ДНК, которые стали основой для самки нового вида, держатся компанией в строжайшем секрете. Однако, зверушка получается не только большой, но еще и умной, а также умеет контролировать температуру тела и окрас шкуры, словно хамелеон. «Девочка», как назвал ее кто-то в фильме, воспитывалась в полной изоляции в огромном вольере. Своего брата, выведенного «про запас», она съела еще в младенчестве. Разумеется, этот монстр должен был сбежать. Грубо говоря, вокруг ее хитрого и очень умного для динозавра побега, вертится весь сюжет. Воспитанная в неволе и одиночестве, хищница начинает выяснять свое место в пищевой цепочки, убивая все на своем пути, причем, как уточняют в фильме, делает она это ради удовольствия (в оригинале — из спортивного интереса). Но двигателем сюжетной линии становятся два брата Зак и Грей — племянники управляющей парком Клэр, которые неудачно для себя и тети теряются в джунглях Нублара, как раз тогда, когда «новый аттракцион» в лице Индоминуса вырывается на свободу.

Кстати, отсылки к оригинальному «Парку», в «Мире» не ограничиваются, скажем, футболкой с принтом символики старого парка на одном из операторов центра управления или найденными, спасающимися от Индоминуса Заком и Греем, очками ночного видения, с которыми Тимми играл в первой части перед нападением тирекса. Также в кадре мелькает и «мистер ДНК». Вообще, младший из мальчиков — Грей, очень напоминает того самого Тимми — внука Алана Гранта. Возраст тот же, да и увлечения динозаврами у ребят схожи. А сцена, когда Индоминус, после короткой схватки с анкилозавром, вскрывает, словно консервную банку гиросферу, на которой ребята путешествовали по просторным пастбищам травоядных, почти копирует эпизод из первого «Парка», когда сломавший ограждение тиранозавр пытается добраться до Тимми и его сестры Лекс, прячущихся в электромобиле. Правда, там все выглядело куда драматичнее и в тоже время реалистичнее. Короче, во многом сюжетные ходы и повороты «Мира» схожи с первой частью.

Что касается «сюжетных инноваций», то они есть. Например, очень интересно смотрятся сцены дрессировки велоцирапторов. Как писалось выше, идея об их интеллекте, появляется еще в первом фильме. Но в «Мире» умных ящеров наделяют еще и неким осознанным чувством привязанности или любви к своему дрессировщику, побеждающим инстинкты.

А вообще, создается ощущение, что сценаристы решили не усложнять себе жизнь и просто переработали сценарий первого фильма, сосредоточившись больше на динамике повествования, экшне и графике. Критиковать их за это не стоит — лента удалась на славу. Фильм смотрится на одном дыхании, изобилует яркими пейзажами, которые отличали первый фильм, и которых так не хватало предыдущим сиквелам.

Отдельного разговора заслуживает и музыка к фильму. Основные саундтреки остались почти без изменений. В сцене, показывающей, как из яиц вылупляются два Индоминуса, звучит холодящая кровь Opening Title Джона Уильямса. В сцене завершающей фильм, победивший не без помощи других динозавров Тирекс под End credids, ставшую главной «музыкальной фишкой» всей франшизы, оглашает ревом парк. Да, без треков сейчас трудно представить просто динозавра, не говоря уже об этом фильме. На фоне в нескольких сценах можно услышать и настольгические звуки Welcome to Jurassic Park, уносящие зрителей, детьми смотревших оригинальный фильм в 90-е, заставляя почему-то вспоминать еще и о «Денди», журнале «Великий D», жвачке Love is и «Кока-коле» в стекле.

Собственно, если режиссеры и искали бездонный колодец вдохновения и нескончаемую золотую жилу, по-моему, они ее нашли. Во всяком случае, если судить по «Миру юрского периода», тема динозавров себя не исчерпает еще долго. Фильм, кстати, содержит явный намек на то, что снимать о клонированных доисторических ящерах будут еще. Если боссы Голливуда не пойдут на поводу у существующих тенденций, и сохранят рейтинг «12+» для последующих частей кинофраншизы, (основная аудитория фильма — это дети и подростки) в карман киностудии идея «москита в янтаре» принесет еще не одну сотню миллионов y.e.

Антон ПОСОХИН

asdf asdf asdf