Продуктивную поездку по Монголии совершил глава Тувы Шолбан Кара-оол. Полный рабочий день он провел в обществе президента страны Халтмаагийна Баттулги, который сопровождал Шолбана Кара-оола в поездке на строительство новой железной дороги, показав, какими темпами вокруг перспективного транспортного проекта формируется новая промышленная инфраструктура.
Беспрецедентный интерес
Глава Тувы оценивает встречу с президентом Монголии как очень продуктивную.
«Она была насыщенной и деловой, – считает Шолбан Кара-оол. – Все это лишний раз показывает, что президент Монголии очень внимательно относится к инициативам, которые мы выдвигаем».
Примечательно, что Халтмаагийн Баттулга проявил особый интерес к проекту «Кыштаг для молодой семьи». В этом руководитель республики увидел не только стимул для развития начинания.
«Нам надо совершенствовать эту инициативу, – подчеркнул Шолбан Кара-оол. – В последнее время к проекту проявляют интерес с самых неожиданных сторон. Совсем недавно им интересовался и хвалил генконсул Германии в России».
Руководитель Тувы сообщил, что в настоящее время в республике за счет бюджета проходит обучение 74 молодых человека из Монголии. Со своей стороны глава Тувы поблагодарил руководителя соседней страны за государственную поддержку самобытности проживающих там компактно тувинцев. «Ежегодная отправка в Монголию учебников тувинского языка стала уже для нас особой миссией, – напомнил Шолбан Кара-оол – Поэтому особенно приятно было, что господин Баттулга поддержал мои усилия, поручив министерству образования Монголии включить своего представителя в состав делегации, которая должна приехать в Туву».
Железная дорога и промышленный сектор
Показательно, что накануне официальной встречи президент Монголии почти сутки провел вместе с главой Тувы. Они посетили расположенный на юге страны город Сайншад, понравившийся своей благоустроенностью, чистотой и уютом. «Рядом с ним сейчас ведется строительство новой железной дороги», – отметил Шолбан Кара-оол.
Особенно его заинтересовало, что оно ведется местными специалистами. «Там работают только монгольские инженеры и рабочие, которые полны энтузиазма, как в советские времена, – рассказал Шолбан Кара-оол. – Люди буквально одержимы идеей строительства, искренне веря, что создать железнодорожную ветку длинной 414 км можно за полтора года».
Руководитель Тувы своими глазами увидел, какая созидательная работа ведется в ожидании окончания строительства, в частности, на цементном заводе компании «Монголын Алт», введенном в эксплуатацию в 2017 году. Это один из шести действующих цементных заводов, чья производственная мощность оценивается в 1 млн. тонн клинкера и 1,07 млн. тонн цемента в год.
«На этом заводе также работают практически только местные жители, и лишь четыре австрийца контролируют качество производимого цемента, – заметил Шолбан Кара-оол. – Мы получили наглядное пособие того, как Монголия, строя дороги, стремительно развивает промышленность.
Еще одной площадкой, которую удалось посетить главе Тувы, стало производство по обогащению угля, добываемому на месторождении, находящемуся в 440 км от фабрики. Молодые инвесторы, вложившиеся в этот проект, также считают дни до ввода в эксплуатацию железной дороги. «Они не являются собственниками месторождения, а просто покупают там уголь, – подчеркнул Шолбан Кара-оол, – Обогащенный здесь уголь со временем планируется отправлять в Китай, рассчитывая получить весомую прибыль».
На одной волне
«Я чувствовал, что мы находимся с президентом Монголии на одной волне, – отметил Шолбан Кара-оол. – У него есть такая же своя миссия, которая заключается в том, чтобы сделать доступными отдаленные аймаки страны для чего идет интенсивное развитие сети железнодорожных и автомобильных дорог. Руководство соседнего государства одержимо проектом строительства железных дорог на своей территории и сотрудничеством с Россией, с ее регионом - Тувой.
«Готовность присоединиться к проекту Кызыл - Курагино налицо – отметил Шолбан Кара-оол. – В настоящее время существует несколько вариантов строительства железнодорожных веток в Туву».
Конечно, в общении с президентом Баттулгой главаТувы не мог обойти вопрос развития пропускного пункта Боршоо – Хандагайты. При этом выяснилось, что до Улангома – крупного города, который находится совсем рядом с КПП, уже построена асфальтированная дорога из Улан-Батора. Кроме того, идет работа над автотрассой до границы с Китаем. «Со своей стороны я рассказал о планах федеральных властей выделить 600 млн рублей для обустройства КПП, – заметил Шолбан Кара-оол. – В 2021 году он должен стать многосторонним».
С президентом Монголии глава Тувы смог обсудить темы сельхозпроизводства и племенного дела, а также возможности обмена культурными программами и развития туризма. «Все эти вопросы нам еще предстоит серьезно разобрать и оценить, – заметил Шолбан Кара-оол. – Так что в ближайшее время обязательно будет проведено совещание, где будут подробно подведены итоги поездки в Монголию».
Также было сказано, что технический рейс из Улан-Батора в Кызыл пришлось перенести. 26 октября ухудшились погодно-климатические условия, а также нужно пробиться сквозь бюрократию территориальных федеральных органов власти и получить необходимые разрешения, даже несмотря на договоренности с главами Росавиации и других структурами, а также высочайшую готовность со стороны Монголии. «С такой ситуацией сталкиваться не впервой, поэтому мы непременно все преодолеем и решим все задачи, продолжив работу и с монгольскими партнерами», - сказал глава Тувы.
Долаана САЛЧАК