Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Молочный завтрак от ТувГУ

16 мая 2015
1238

— А у нас в ТувГУ производят свой «биойогурт», — похвасталась подруга, работающая в университете. — В бизнес-инкубаторе, — уточнила она, чтобы придать своей новости побольше веса. — На прошлой неделе выставляли в столовой главного корпуса. Я тоже попробовала: вкусно. А главное — очень сытно. При этом продукт натуральный, безо всяких красителей и синтетических добавок, которые кладут производители в йогурты, чтобы они выглядели привлекательнее. Мне понравилось: будут продавать — обязательно куплю.

… Действительно, в рядах резидентов университетского бизнес-инкубатора с прошлого года появилась творческая группа ребят, которые осваивают и модернизируют технологии производства национальных кисло-молочных продуктов. Это 10 первокурсников сельскохозяйственного факультета, которые назвали своё объединение по-английски: «Tuvan Dairy Products».

Впервые плоды своего коллективного творческого труда ребята представили в прошлом году на университетской выставке инноваций. Уже тогда посетители выставки с удовольствием продегустировали их продукт, оценили его и пожелали не останавливаться на достигнутом.

ПРОИЗВОДСТВО БЕЗ ОТРЫВА ОТ УЧЁБЫ

На сельскохозяйственном факультете у студентов-производственников — ни цеха, ни «офиса». Всё условное. Творят в одной из аудиторий, из оборудования — эмалированные кастрюли разных размеров, бытовые весы, которые есть в арсенале у каждой хозяйки, ложки, тарелки, «толкушки». Фактически «работа» творческой группы — это еженедельные занятия кружка, которым руководят преподаватели факультета — куратор проекта Мария Ивановна Донгак и руководитель творческой группы Чочала Кунгаевна Болат-оол.

Вообще-то у резидентов бизнес-инкубатора ТувГУ есть отдельное помещение, где «живут» и развиваются их инновационные разработки, — в учебном корпусе на Ленина, 5. Однако «сельхозники» столбить комнату в инкубаторе не стали: больно далеко ездить из студгородка, да и смысла пока нет. Другое дело, если бы было громоздкое оборудование — но ничего нет. Надели белые халаты — и вперёд. Руководители считают, что и в перспективе, если удастся наладить более или менее стабильное производство и оснастить процесс техникой — всё равно лучше остаться дома, в студгородке. Удобнее всем, да и аудитория под цех на факультете найдётся. Плюс — такое соседство будет тонизировать и мотивировать остальных студентов. Положительный воспитательный бонус. Цех включится в учебный процесс: ребята будут проходить в нём практику, — мечтается преподавателям.

Некоторые ребята так увлеклись процессом, что уже мечтают по окончании вуза заняться непосредственно производством кисломолочных продуктов. Основать собственный бизнес.

Тем временем, творческая группа «Tuvan Dairy Products», по мнению университетских экспертов, в скором времени перейдёт на новый виток развития и станет малым инновационным предприятием инкубатора. А дальше у него большие перспективы.

— Миссия студенческого бизнес-инкубатора в том и заключается, — объясняет специалист БИ Айыжы Иргит, сам, кстати, два года назад окончивший филологический факультет ТувГУ, — чтобы научить ребят коммерциализировать те знания, которые они получают в процессе учёбы. Отвлечь их от студенческой рутины, от проблем, которыми полна их личная жизнь, и, так сказать, открыть им глаза на многообразие возможностей, которые они приобретают вместе со знаниями. Вдохновить. Если можно так выразиться — мы раздвигаем «ширму», которая скрывает от их глаз эти самые возможности. Наши студенты узнают, как практически использовать свой диплом и навыки, полученные во время учёбы, для самих себя.

ЗА ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

Пока участники творческой группы освоили технологию изготовления двух молочно-кислых продуктов: кефира и тувинского национального кушанья божа. Сами по себе оба блюда ничего нового не представляют, однако без инновационной составляющей разработка «сельхозников» не получила бы поддержки вузовского бизнес-инкубатора.

Продукты, которые готовят ребята, обогащены натуральными добавками — разного вида ягодами, которые растут на садовых участках и в тувинской тайге. В кефир, к примеру, они добавляют чёрную или красную смородину, облепиху, бруснику, голубику, черёмуху. Для разнообразия — кедровый орех. Экспериментировали и с грецким, но неудачно: кефир получился горький. Словом — на любой вкус: сладкое, терпкое, кисло-сладкое, кислое, шоколадно-черёмуховое. Главное — никаких консервантов, только экологически чистое сырьё плюс кисломолочный грибок.

Понятно, что такой продукт имеет весьма ограниченный срок хранения — не дольше пяти суток, и после заморозки уже не пригоден для употребления. Но натуральный продукт — вещь капризная, с этим ничего не поделать. Впрок его не накупишь. Зато, если подавать такой на стол, то всегда свежий.

— Наш продукт отличается от того, что можно купить сегодня на рынке, ещё и тем, что мы не добавляем сахар, — открывает другой секрет Чочала Болат-оол. — Сахар очень перебивает вкус.

— По сути, это альтернатива «Биобалансу», только без консервантов, — добавляет участница группы Чаяна Кара-Монгуш. — Это главная наша цель: выдать на рынок продукты без консервантов, вредных для здоровья. Так мы хотим приучать людей к здоровому питанию. Вы ведь знаете, что кефир очищает организм. Современный грамотный человек старается употреблять стакан кефира каждый день. Но почему бы не сделать этот кефир ещё и вкусным? Мы уже заметили: наша продукция востребована, люди уже пытаются делать нам заказы...

Изготавливают продукт ребята пока маленькими порциями, а если готовят партию — то лишь несколько литров, всё это пока пробы. Разлили — реализовали.

Хранить, кроме как в нескольких бытовых холодильниках, стоящих в лабораториях факультета, негде. Поэтому первое, что собираются приобрести, если удастся выиграть какой-нибудь грант на развитие (а это уже вопрос времени, обещают в БИ), это промышленную холодильную установку. Если налаживать производство — без неё никуда. И готовый продукт хранить, и ягоду замораживать. Другое оборудование, которое понадобилось бы, если автоматизировать все процессы, включая обработку молока, обошлось бы начинающему предприятию в миллионы рублей. Деньги для студентов баснословные, поэтому больше склоняются к варианту, который уже удалось освоить: закупать готовое к использованию в производстве молоко (пастеризованное и гомогенизированное — это обязательные первичные процессы обработки молока) у местного поставщика. Пока покупать молоко приходится по обычной розничной цене. Упаковку — пластиковые пол-литровые бутылки — тоже пока закупают в небольших количествах на городской базе РПС. А вот ягодой университет обеспечит себя сам. Во время практики студенты в тайге наберут всего, чего нужно, — с гордостью обещают ребята. А за облепихой и ходить далеко не надо: она растёт на территории университета.

Ближайшая задача, которую перед собой поставило руководство вузовского бизнес-инкубатора — сертифицировать продукцию студентов. Заявку на получение сертификата уже отправили, ответа ожидают в ближайшие дни. Затем — получить патент, чтобы идею, пока в своём роде новую, не реализовал кто-нибудь шустрый и предприимчивый из местных. Такие всегда найдутся. А там — юридическое рождение полноценного предприятия и путь на прилавки города и республики.

* * *

Университетский народ перспективу появления новинки одобряет и ждёт: в местных столовых молочная продукция представлена очень скудно, поэтому «биойогурты» сельскохозяйственного факультета были бы весьма кстати. Тем более что все попробовавшие признают: вкусно. Интересуются у своих будущих производителей: ну когда же? Как пройдём сертификацию, обещают на факультете. Прежде — права не имеем. Пока только угостили, подразнили.

А в ближайшем будущем натуральную продукцию сельхозфакультета можно будет увидеть, а может быть, и попробовать на крупных республиканских выставках с участием местных товаропроизводителей: «Тыва-Экспо» и «Одно село — один продукт». Студенческий бизнес-инкубатор ТувГУ собирается представить там инновационные разработки своих резидентов.

Виктория КОНДРАШОВА