В Туве в верховьях реки Енисей с давних времен проживают старообрядческие поселения. Несмотря на то, что они обосновались тут несколько веков назад, их жизнь закрыта для посторонних глаз, о ней мало что известно и изучено. Известно, что они полностью обеспечивают себя сами — охотой, рыболовством, земледелием и прочими ремеслами. Многим людям удивителен тот факт, что они живут без вмешательства и помощи государства, то есть без зарплаты, пенсии, разных пособий. А так как поселения старообрядцев занимают часть территорий Тувы и соответственно являются частью региона, ее особенностью, многим людям интересно было бы узнать о старообрядцах поподробнее.
Также интерес к старообрядцам возрос в последние годы в связи с обострившимися проблемами в нравственно-духовных аспектах нашего общества. После перестройки в 1990-е годы произошло разрушение норм существования общества в советском периоде, вместо них ничего не было предложено. Изменилось поведение людей, возросла их агрессивность. Впервые в нашей стране стало появляться типично американское явление — расстрел подростками своих одноклассников.
Утрата национальных традиций, отказ от семейного уклада привели к утрате связи поколений. Как один из способов выживания можно вспомнить свою собственную историю, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. В настоящее время такими заповедниками русской культуры стали поселения старообрядцев. Именно в старообрядчестве сохранились духовные начала: вера в Бога, трудолюбие, нравственные устои, семейные ценности, почитание старших.
Старообрядцы на Руси появились в результате реформы церковной жизни в 1640-х годах. Царь Алексей Михайлович, отец Петра 1, вместе с патриархом Никоном стремился укрепить международное положение России среди православных стран и решил ввести западные каноны в российскую церковную жизнь. Изменения были незначительными в виде замены двуперстного знамения на троеперстное (противники оценили как «кукиш Богу»), и несколько других, но они вызвали раскол в русском народе и стали трагедией России. Тех христиан, которые отказались принимать западные новшества, стали называть старообрядцами или староверами. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства.
Одним из таких мест стала Тува. Переселенцы-староверы, перебравшиеся в наш регион, были выходцами из крупных старообрядческих центров страны — Поволжья, Пермской губернии, Урала, Зауралья и Алтая.
Старообрядчество — общественное и религиозное движение, которое во все годы своего существования рассматривалось только как пережиток, отмирающее, реакционное явление. «Кроме мрака и невежества в расколе ничего нет», — такое мнение и в дореволюционной, и в советской исторической науке долгое время было преобладающим. Однако некоторые советские и зарубежные историки ХХ века старообрядчество оценивали как крупнейшее религиозное, социальное и культурное движение, охватившее миллионы людей, как феноменальное явление в нашей истории. Например, известный академик Дмитрий Лихачев так охарактеризовал старообрядчество: «…живой остаток древней русской культуры, сохранивший ее замечательные достоинства».
Когда в стране создавались нормальные, благоприятные условия для жизни старообрядцев, они обнаруживали такую творческую и предпринимательскую энергию, что занимали ведущие позиции во многих отраслях хозяйства России. Например, в конце XIX и начале XX века около 60 процентов промышленного производства России принадлежало мощным старообрядческим кланам — Морозовым, Мамонтовым, Рябушкиным, Гучковым, Солдатенковым.
Прославились они и своей благотворительностью и меценатством. Самый известный пример — купец П. Третьяков, основавший и подаривший Москве первую в стране картинную галерею.
Cтарообрядческие купцы отличались своей честностью и порядочностью, именно их глубокая религиозность гарантировала честность в делах. Как думал народ, эти не обманут: Господь не велит. Старообрядцы за многолетнюю историю гонений научились выживать, работать не покладая рук — отсюда их упорство, предприимчивость и смекалка. Образование только способствовало развитию, поэтому они быстро богатели. При этом само отношение староверов к богатству и собственности строго регламентировалось: богатство считалось праведным только в том случае, если оно кормит бедных и тогда искупает свой грех перед Богом. Богатство обязывало — отсюда такая склонность к благотворительности. У миллионеров Морозовых был девиз «Благо России — наше благо».
Cтарообрядческие купцы оставили много славных страниц в истории России. Они построили железные дороги в лице знаменитого промышленника Саввы Мамонтова, который знаменит был не только грандиозным размахом строительства железных дорог, но и как покровитель художников, артистов, певцов. С его легкой руки взошла на небосклоне звезда Федора Шаляпина и многих знаменитых артистов и художников, которые стали гордостью русской культуры. Cтарообрядцы построили автомобильный завод, самый крупный в Европе в то время, они строили больницы, школы.
Сейчас многие люди, указывая на современных миллионеров, спрашивают, а почему они не занимаются меценатством, как их славные предки. Эти предки, результатами деятельности, которых мы до сих пор пользуемся в виде Третьяковской галереи, Боткинской больницы в Москве, в виде автомобильного завода имени Лихачева, гостиницы «Метрополь» и многого другого, были глубоко религиозными людьми. Они полностью в своих делах руководствовались в первую очередь, заповедями Иисуса Христа: не укради, не убий, не прелюбодействуй и т.д. и свою деятельность осуществляли под именем Бога. Известный миллионер К. Т. Солдатенков, когда приступал к очередной деловой бумаге, то слева наверху листа он ставил две буквы «ГБ», что означало — Господи, благослови! И Господь их благословлял, не случайно они сказочно богатели, осуществляя многомиллионные промышленные проекты.
Если бы бурное развитие России не было остановлено революцией, то благодаря промышленникам-старообрядцам она имела все шансы стать лидером в мире по всем показателя, как в экономической сфере, так и в культурной. Это мнение многих специалистов. Очевидно, что именно верующие деятели различных направлений стали движущей силой в развитии страны. Старообрядцы достигли в различных отраслях феноменальных достижений. Как будто многовековыми гонениями, необходимостью выживать в самых суровых условиях выкристаллизовались в них исключительное трудолюбие, потрясающая работоспособность, острая смекалка. А самое главное, глубокая религиозность, непоколебимая вера в Иисуса Христа и твердое намерение жить по его заповедям. Старообрядцы готовы были умереть за убеждения, духовную независимость, чем уступить. Яркий наглядный пример этому — старообрядческая семья Лыковых, прожившая уединенно более 40 лет в глухой тайге. Их невероятная живучесть в суровых таежных условиях даже заинтересовали ученых. А секрет такой живучести заключается в искренней вере в Бога и невероятное трудолюбию.
Красноярский врач Игорь Назаров, ставший близким другом семьи Лыковых, поражался тому, как часто они молятся — каждый день утром и вечером, а на религиозные праздники молитве посвящали по несколько часов. Удивлял врача и тот факт, что они все наизусть знали огромное количество молитв, в том числе и весь Псалтырь (часть Библии). Агафья Лыкова, оставшись одна, самая младшая из них (сейчас ей больше 70 лет), прожила одна в тайге около 30 лет, выращивая пшеницу, огородные культуры, ловя рыбу. Это, конечно, совершенно потрясающий факт, проливающий свет на неограниченные возможности человека. И опять же в своей жизни Агафья руководствуется основными принципами — молитва и труд.
В книге «Старообрядцы Тувы» наш известный ученый Маргарита Татаринцева пишет:
«Также выдающимся явлением можно назвать и проживание старообрядцев в нашей республике. В начале ХХ века старообрядцы в Туве основали около 8 поселков в Малоенисейском (Каа-Хемском) районе и они существуют до сих пор. Это свидетельствует об их экономической самостоятельности, хозяйственной смекалке, устойчивости и крепости семейно-родственных связей. Только обладая высокими адаптационными способностями можно закрепиться так прочно. Многие очевидцы отмечают крепкие крестьянские хозяйства старообрядцев — ухоженные дома и усадьбы, достаток, здоровый вид домочадцев, многочисленных детей. Все это свидетельствовало об очевидном превосходстве трудовой и бытовой этики в старообрядческой деревне по сравнению с обычной русской или сибирской деревней.
Для староверов характерно были разумное обустройство своего быта, хозяйственная энергия, трезвый практицизм, деловая сметка. Общинная взаимовыручка, привычка к самоорганизации, к опоре на собственные силы способствовали хозяйственным успехам. Все это сочеталось с нравственной потребностью жить только своим трудом. Рассчитывать только на себя. Это сохранилось в старообрядческих поселениях сейчас, в том числе и в Туве. Старообрядческие деревни в Туве выгодно отличаются достатком, порядком, ухоженностью от современных деревень и поселков.
Здоровый образ жизни, трудолюбие, привитое с детства, энергичная и успешная хозяйственная деятельность, постоянный физический труд всех членов семьи, чистая природа, строгие запреты на выпивку и табакокурение, на аборты — все это обеспечивает жизнестойкость семей, их нормальное воспроизводство, надежность и устойчивость хозяйства, семейного быта, позволяет избегать тяжелой нужды и разорения. Патриархальный уклад, строгое послушание младших членов семьи, четкое представление каждого о своих обязанностях по дому, по хозяйству помогали семье выжить и сохраниться даже в самых трудных ситуациях». Ну и, конечно, основой твердого нравственного стержня старообрядцев является их глубокая религиозность — на первом месте в их жизни находится Иисус Христос. Старообрядцы, как и много веков назад, уверены в том факте, если на первом месте находится Иисус Христос, то все остальное по умолчанию будет находиться на своем месте.
Жизненный опыт старообрядцев — это как наглядный пример того, что будет, если жить, руководствуясь нехитрыми постулатами: трудись и молись. Возможно, есть смысл присмотреться к ним более внимательно, чтобы найти способы решений многих проблем нашего современного общества. Например, обратиться к религии для развития духовной составляющей и неважно, какой именно. Любая религия, если она настоящая, из тех нескольких, которые существуют в мире, способствует духовному развитию личности. Неплохо было бы поучиться у старообрядцев приобщению к труду с раннего возраста, почитанию старших.
Если внедрить в нашу жизнь хотя бы эти аспекты, то решились бы многие проблемы.
Галина БОЧЕГУРОВА,
экскурсовод отдела культурно-образовательной работы
Национального музея РТ