Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Мой читательский опыт: мир из тумбочки

21 ноября 2015
1178

Редко у кого сегодня можно найти дома комнату, специально отведённую под библиотеку. Со стеллажами от пола и до потолка, плотно уставленными книгами. Если у вас есть такая — то вы обладаете редкой достопримечательностью. О подобного рода книжных святилищах мы можем теперь разве что прочитать в романах Толстого или Тургенева. И чем ближе к нашим дням — тем меньше книг в индивидуальных библиотеках. Оправдывая их отсутствие, ссылаемся на аллергию, которую провоцируют книги, — накопители пыли. И места нет, и денег на них жалко. Сегодня от книжного шкафа, обязательного жителя каждой квартиры ещё несколько десятилетий назад, остаётся в лучшем случае полка: полка с книгами.

НЕЗНАЙКА? НЕ, НЕ СЛЫХАЛИ…

И что же в этом удивительного, кажется: бумажную книгу заменил цифровой носитель. Зачем убивать четверть комнаты на библиотеку, если можно закачать сотни книг в электронном формате на флэшку, которая уместится на ладони? А освободившееся пространство в помещении можно заполнить гораздо более функционально.

Всё это, конечно, так, но на практике получается, что, не имея в поле своего зрения книг, которые можно было бы потрогать, полюбопытствовать, заглянув в них, наши дети всё меньше и меньше интересуются ими. Всё меньше читают.

Большое количество младших школьников XXI века не читали ни Носова, ни Линдгрен, ни Даниэля Дефо. Не у каждого дома есть стопка цветных книжек в мягкой обложке для самых маленьких: про Серую Шейку, про Муфту, Полботинку и Моховую бороду, про Морозко, — которые можно засматривать до дыр и выучивать наизусть. И всё не потому, что малышам это стало неинтересно, а просто нет их — нет в домашней библиотеке. Книги домой покупаются крайне редко и чаще всего по наущению учителей. Редкий родитель вечером не отправляет дитятю смотреть мультики, а садится с ним почитать на сон грядущий. Кто по собственному желанию беседует со своим ребёнком о книгах, которые читал в детстве? Во многих ли молодых семьях жива ещё традиция хранить книги, передаваемые по наследству? То-то и оно, вот оттого и не знают современные ребятишки ни Незнайки, ни Чиполлино.

ВСЁ ОБО ВСЁМ

Что же читают среднестатистические младшие школьники в Туве? Не те, что учатся в элитных школах и углублёнкой обязаны ходить в библиотеку и каждое изучаемое произведение брать в руки, а самые обычные, которым чтение на уроках определено фрагментарным обзором произведений в стандартизированных учебниках по литературе? Каков их багаж? Чем они интересуются?

Мы пообщались с ребятами из школы № 9. Они честно признались, что дома у них книг не так уж много: у кого есть та самая книжная полка, у кого — тумбочка. Читательский багаж у этих 10–13-летних школьников оказался разный. И потребности в чтении, и интересы — тоже разные.

Любознательный Найдан Дагбы, пятиклассник, — поклонник энциклопедиче­ского знания.

— Моя самая любимая книжка, — представил мальчик, — это энциклопедия про животных. В ней рассказывается о разных животных. О странных, редких. Я сам больше интересуюсь змеями. Змеи мне нравятся потому, что они произошли от драконов. Из этой энциклопедии я узнал, где они живут, какая в местах их обитания температура, что там растёт и кто ещё их населяет. Есть и ещё одна любимая книга, но это уже Большая детская энциклопедия. В ней много информации о разных событиях. Я узнал, когда утонул великий корабль «Титаник» и из-за чего. Узнал, где находятся разные планеты и как расширяется Вселенная. Узнал много интересного о статуе свободы и о семи чудесах света. Узнал, какие паранормальные явления где произошли, где появлялись призраки. Ещё там написано про всякие магические фокусы, как можно самому их делать. Про насекомых, какими способностями они обладают. Балет и танцы — во что артисты наряжаются, какие самые знаменательные концерты проходили и в какие годы. Ещё там написано про древних воинов: какие они были, из-за чего они дрались. Про морских существ, в том числе и мифических: Чудо-Юдо... Какое млекопитающее самое большое и почему, где оно живёт…

О своих любимых энциклопедиях Найдан может рассказывать часами. Это хорошо, что мальчик запоминает информацию и даже может подробно о ней рассказать. Красочных детских энциклопедий в книжных магазинах сегодня — тьма. Покупай — не хочу. На всевозможные темы. Другое дело, что информация в них даётся, конечно, не академическая, а упрощённая, развлекательного характера. Но для ребёнка — самое то. Найдан с гордостью сообщает, что и на день рождения ему подарили ещё две удивительные энциклопедии, которые он уже изучил от корки до корки, — правда, не все статьи прочитал — ещё не успел.

А вот художественной литературой мальчик не увлекается. Объяснил, что читать книжки ему некогда: приходится много нянчиться с младшими родственниками, да ещё — занятия с репетитором по английскому языку. Но время от времени всё же читает, конечно; даже вспомнил, что читал «Маугли» Киплинга, — но любимое чтение — это всё же детские энциклопедии.

ДЕВЧАЧЬИ ГРЁЗЫ

Одноклассница Найдана Оую Котчина мечтает, что когда вырастет, станет художницей. Наверное, поэтому девочка не особо налегает на литературу. Хотя тоже с удовольствием листает красочные детские энциклопедии. Из всего прочитанного к её десяти годам девочку более всего впечатлила пушкинская «Сказка о мёртвой царевне» — произведение, которое они сейчас с классом читают на уроках литературы. Впрочем, из любопытства Оую заглянула и в книжку, которую увлечённо читает старший брат, — о приключениях Шерлока Холмса. Полистала, попробовала читать — но маловата ещё, видимо, для детективных историй. Не заинтересовали они девочку. Но когда подрастёт — собирается прочитать. А вообще книг дома не так много, признаётся Оую. Пополняется библиотека нечасто, поэтому она предпочитает рыться в Интернете в поисках, в том числе, и интересного ей чтения.

Честно призналась, что не очень увлекается чтением, и восьмиклассница со сказочным именем Жасмин Самбуу. Она тоже видит себя художницей, ходит на кружок по рисованию. Уверяет, что произведения, которые они проходят по литературе, прочитывает все — всё, что размещено в учебнике. Даже то, что учитель не задаёт. Но вот чтобы открыть другую книгу и почитать просто для себя, по собственному желанию, — для этого, говорит девочка, нужно особое настроение. Оно бывает, конечно, но довольно редко. Хотя книг дома много — целый шкаф. Сказки есть: «Аленький цветочек», «Конёк-Горбунок». Есть сочинения классиков: Пушкин, Толстой…Творческой натуре девочки намного ближе поэзия. Поэтому она с удовольствием учит стихотворения и получает за них пятёрки. Из выученного — много того, что тронуло душу девочки, но, пожалуй, самое-самое — это печальная «Песнь о собаке» Сергея Есенина. Её Жасмин даже согласилась прочитать наизусть.

А НАЧАЛ С ПУШКИНА

А вот четвероклассник Удумбара Саая оказался активно читающим малышом. Удумбара прилежно ходит в библиотеку имени Чуковского и берёт там книжки. Изучил уже разные полки, попробовал читать всякое: и комиксы, которые публикуют детские журналы, и любимые малышнёй страшилки — жуткие истории о Красной руке и прочем.

— Сейчас я читаю книжку «101 далматинец», — сообщил Удумбара. — Книга очень интересная, увлекательная. Собачки смешные, умные. Главная тема — о добре и зле. В конце побеждает добро. Злая женщина охотится на собак, чтобы сшить шубу. Щенки убегают от неё. Женщина очень плохая, но щенки очень умные и находчивые и поэтому побеждают. Я и кино смотрел про далматинцев, и мультик. Очень интересно.

Впрочем, мальчик признался честно, что самое любимое его чтение — это всё же страшные истории для детей.

Как складывать буквы в слова, мальчика научила мама. Потом она учила и младшего братишку. В этой семье принято читать вместе вслух. Первое, что самостоятельно осилил Удумбара, по его словам, это одно из стихотворений Пушкина. Позже он читал и младшему братику, а теперь у каждого из них — свои книжки. Удумбара говорит, что книг у него — много. Много и таких, которые ему интересны. На день рождения книжек ему, правда, ни разу не дарили — хотя мальчик был бы рад такому подарку, — но когда с мамой они оказываются в книжном магазине, он самостоятельно выбирает, какую книжку ему купить.

…Ребятишки очень серьёзно отнеслись к нашей встрече. Вдумчиво рассуждали о том, что такое книга и зачем она нужна, какую пользу даёт она развивающемуся человечку.

— Книги дают нам понимание того, что происходит, — рассудил Найдан. — Учат сопереживанию. Если у человека что-то случилось — они научат почувствовать это. Книга объясняет нам то, что мы не умеем понять сами. Нельзя рвать книги. Книги надо беречь, — заключил мальчик.

Виктория КОНДРАШОВА