Тувинская правда 12+

Мой читательский опыт: лица в зеркале эпох

26 декабря 2015
2702

Сегодня мы подводим черту под нашим литературным проектом. Итогов подводить не будем, поскольку к теме литературы — в том или ином виде — вернёмся в дальнейшем, и не раз. Ну а завершим рубрику этого года двумя работами наших читателей. Им слово.

ОБРАЗЦОВЫЙ ГРАЖДАНИН

«Недавно я прочитал книгу Монгуша Кенин-Лопсана «Буян-Бадыргы», — поделился наш читатель Март-оол Ховалыг, директор Иштии-Хемской школы. — Автор книги — человек, известный не только в нашей республике, но и за её пределами. Писатель, публицист, шаман. В народе про Кенин-Лопсана ходят легенды.

В детстве я читал его книгу «Тенин самы». Это светлое, жизнеутверждающее произведение оставило глубокий след в моей душе. И вот недавно мне опять захотелось вернуться к творениям талантливого писателя.

С первых страниц «Буян-Бадыргы» погрузил меня в те далёкие времена, когда решалась судьба моего народа, моей земли.

Времена смуты, великих потрясений, мучительных поисков в стремительно меняющемся мире, где судьба маленького народа вроде бы не играет особой роли. Но чем дальше читаешь книгу, тем яснее понимаешь, что это не совсем так. Республика в центре Азии, которая связала судьбу с великой Россией, нашла свой путь не так легко. И главная заслуга в этом принадлежит её руководителю в то время, Буян-Бадыргы. 

Великий правитель должен быть храбрым, как лев, хитрым, как лиса, верным своему народу, как собака. Исторический пример — Пётр Первый, прорубивший окно в Европу и доказавший миру силу русского народа. Буян-Бадыргы тоже пришлось нелегко, однако он не только выстоял, но и переиграл всю партию, обманув сильных соперников и добившись желаемого результата своеобразным гамбитом. Человек решительный, мужественный, при этом сострадательный и порой мягкий. В конце он уступает своему народу, позволив себя казнить. Это уже что-то, отсылающее к Христу.

Чтобы присоединить свой народ к надёжной и лояльной России, Буян-Бадыргы обманул грозных китайцев и властолюбивых монгольских нойонов. Находясь на гребне событий, нойон предчувствовал, что будущее его маленькой республики, родины Субудая, должно быть тесно связано с великой Россией. Он как бы рассмотрел через века, что Шойгу, его потомок, станет одним из лидеров России.

Кенин-Лопсан реалистично описал образ Буяна-Бадыргы: нойон глубоко религиозен, потому в маленькой Туве, которая так поздно по сравнению с калмыками и бурятами приняла буддизм, было построено много монастырей, в том числе и Устуу-Хурээ. Монастыри — это не только возможность для простого человека ступить на праведный путь, но и грамотность, свет образования. Нойон это прекрасно понимал. И современный политик Шойгу тоже понимает это и строит для своего народа школы, монастыри, спортивные сооружения, кадетский корпус… Нойон сам умел читать сутры, причём самые сложные и объёмные. Мог выдержать сложный диспут с несколькими ламами. А переговоры с Колчаком он доверил Чамзы Камбы, ламе монастыря Устуу-Хурээ, хотя мог бы отправить мирян из своей свиты.

Буян-Бадыргы очень добр и сострадателен, поэтому вырастил своих единокровных сестёр и братьев, хотя мог бы и не делать этого. В наше время стало обычным делом: если тебя в детстве усыновили, и ты вырос вдали от родных братьев и сестёр, то в дальнейшем, если у тебя удачно складывается судьба, ты вроде как оторванный ломоть. За кровных своих как бы и не в ответе и предпочитаешь о них забыть. А нойон забрал бедствующих родных к себе, вырастил их и дал им свободу. Сестре он дал свободу выбора любви, хотя времена были далеко не располагающие к таким манёврам. Уважительное отношение его к слугам, к жене, к детям — образцовым он был во всём. Истинный лидер государства.

И всё же в первую очередь Буян-Бадыргы — образцовый гражданин. Говорят, что во время принятия кодекса гражданина он отказался признать равноправие с людьми, уличёнными в изменах. Распутство, по мнению нойона, признак деградации личности.

Читая Кенин-Лопсана, понимаешь, что такой лидер, как Буян-Бадыргы, не появляется случайно. Рождение такого героя — результат мудрого воспитания, о чём свидетельствуют поступки Хайдыпа Угер Даа, отца Буян-Бадыргы. Это единство народа, поддержка членов аймака. Это божий промысел.

Подробное описание быта, истории кожууна Даа и республики, описание жизни знаменитых людей той эпохи в книге Кенин-Лопсана поражает воображение читателя. Настолько красочно, реалистично, монументально описывает автор события тех времён, что начинаешь понимать причинно-следственные связи истории и современности.

Тувинская литература богата такими яркими талантами, как С.К.Тока, С.А. Сарыг-оол, С. Сурун-оол, В. Кок-оол, О. Сувакпит, К.-Э. Кудажы. Творчество Кенин-Лопсана — отдельная звезда в этой плеяде. Тесно связанные с историей, его произведения реалистичны, доходчивы, поучительны. «Буян-Бадыргы» — историческая летопись, которая позволяет взглянуть на эпоху по-новому. Описанные автором события подтверждены воспоминаниями современников нойона, потому страницы выглядят почти документально. Это очень нужная книга, которую я бы рекомендовал прочитать всем».

СИМПТОМЫ ВЕКА

«Я бы хотела поделиться своими мыслями о современной литературе, — пишет выпускница ТувГУ Ирина Зайцева. — Читать люблю, много читаю с детства. Если рассказывать о моём читательском опыте — то, наверное, не хватит не то что газетной страницы — целого номера не хватит. Хочу сказать, что меня лично, как свидетеля эпохи, очень волнует то, что в наши дни выходит из-под пальцев (не из-под пера уже, а если быть точнее, то из-под клавиатуры) писателей-современников. Конечно, есть среди них таланты, о которых не поспоришь. Но меня тревожит другая часть современных литераторов, чьи произведения получают признание, становятся бестселлерами, стяжают высокие литературные награды. Наслушаешься отзывов, откроешь их книгу, начнешь читать — и поражаешься.

Такое чувство, что новые художники слова приходят из некоего квазипространства, которое понимают только такие же выходцы оттуда. И к ним я себя, к сожалению, отнести не могу.

Я лично не могу принять для себя ни одного произведения нашего прославленного Виктора Пелевина. Я не понимаю, для чего он пишет и каков посыл его многочисленных психоделических сочинений. Может, просто не доросла до него? Допускаю.

Не поняла я нашумевшего романа Павла Санаева, приёмного сына Ролана Быкова, «Похороните меня за плинтусом». Ничего, кроме отвращения, это произведение во мне не оставило. Циничные откровения инфантильного мальчика. Непрощённые детские обиды. Мне кажется, мало у кого из нас было безоблачное конфетное детство. Но человек в процессе взросления детские обиды должен переосмыслить. И если ты берёшься писать книгу — то надо проработать её фабулу, чтобы не просто так выносить мозг читателю драматическими сценами из жизни родственников.

Не понимаю Людмилу Улицкую, в которой ищейки от литературы находят и глубокие смыслы, и даже какую-то симпатичность. Меня её опусы своей серостью вгоняют в депрессию. Я забываю, о чём в них шла речь, уже через неделю после прочтения.

А недавно мне в руки попало ещё одно произведение нашего современника — американца. Экранизированный «Бойцовский клуб» Чака Паланика. Фильм я обязательно посмотрю, раз уж одолела роман. Может быть, получится лучше понять, что зашифровал в нём Паланик. Аннотация обещала, что от книги не оторваться. Завлекалочки — обычные для нашего времени: книга-сенсация, роман-разоблачение. В смысле — разоблачение современного хомо-сапиенса. Разоблачается в нём современный мужчина, которому скучно жить обычной жизнью, а для раскрытия мужественности требуются периодические экстраординарные ситуации. Главный герой, типичный белый воротничок, на почве серости бытия сначала теряет сон, а потом у него начинается раздвоение личности. Его альтер-эго, которое он сам вычисляет только к концу произведения, — центральный персонаж. Удачливый, харизматичный и прочее-прочее. Начинается всё с того, что мужчины дают друг другу в морду, получают от этого кайф, после чего учреждают подпольную тайную организацию — бойцовский клуб. Там мужики, дурея от запаха крови, друг друга колотят и увечат и получают от этого неземное блаженство. И чем дальше разворачиваются события романа — тем масштабнее и уродливее становится психоз.

Книги современных писателей открываешь всегда с особым трепетом. И ждёшь от них чего-то особенного. Может быть, именно это и причина тому, что чаще всего испытываешь разочарование? Не знаю. Авторы пытаются быть оригинальными, ищут свой особый угол зрения, изобилуют метафорами и шифровками, скатываясь в абсурд. И так трудно в этом карнавале слов и образов прочесть то, что собственно хотел сказать автор. Продраться сквозь дебри порой просто невозможно, и тогда приходишь к заключению, что никто ничего сказать не хотел. Сел да и написал, решив: чем бессмысленнее текст — тем больше смыслов в нём найдут.

Это всего лишь моя точка зрения. Возможно, вы со мной не согласитесь.

Но я всё равно продолжаю читать современников, хоть и с некоторой уже предвзятостью. И вас приглашаю: читайте и обязательно обсуждайте друг с другом прочитанное. Литература — это ведь зеркало эпохи, поэтому так просто от неё не отмахнёшься».

Виктория КОНДРАШОВА

asdf asdf asdf