За всеми хлопотами проходящего (уже!) 2015-го чуть было не пропустили одно из главных событий — ведь мы проживаем Год литературы, который объявили не кто-нибудь, а руководители страны. Поэтому было бы непростительно, на мой личный взгляд, не воспользоваться поводом. Литературный конкурс в нашем «Городе» мы проводили в 2013-м году и, получается, вроде как немного предвосхитили последовавшее масштабное событие. Но это ведь не причина теперь скромно отстояться в сторонке, правда? Поэтому под занавес уходящего Года литературы мы всё же решились провести новую свою читательскую кампанию. Правда, на этот раз без элементов соревновательности.
В Интернете нынче на пике моды — разные списки литературы, которые снабжаются кричащими заголовками типа: «Книги, которые нужно прочитать до 17 (20, 25 и пр.) лет», «Книги, которые читаются за одну ночь» и т.д. и т.п. На основании чего составлены эти списки, кем — разумеется, нигде не указывается. Всё это, конечно, весьма сомнительно. И тем не менее расхватываются они пользователями — как горячие пирожки. Правда, руководствуются ли потом ими ребята — сказать сложно. Мы своих рекомендательных списков составлять не будем. Мы просто попросим наших читателей рассказать о тех книгах, которые в их жизни занимают особое место. Спросим школьников, студентов, работающую молодёжь и представителей старшего поколения — библиотекарей, учителей, политиков, бизнесменов — словом, тех, кому есть чем поделиться.
…Есть такие произведения, которые для нас — больше, чем просто книги. Они становятся нашими друзьями, в иные в юности мы без памяти влюбляемся и потом ищем черты их персонажей в окружающих. Другие ещё в детстве засевают в наши характеры семена, которые всходят потом определёнными личностными качествами, привычками. Словом, иногда одна внимательно прочитанная и выстраданная книга способна перевернуть ход мыслей человека. Вот о таких книгах мы и будем рассказывать.
Может быть, кого-то истории, рассказанные нашими героями, вдохновят на то, чтобы вытащить с полки давно пылящуюся там книжку в старенькой обшарпанной обложке. И даже прочитать. А кто-то воспримет это как полезную рекомендацию, найдёт книжку, о которой идёт речь, и пополнит ею свою домашнюю библиотеку. В любом случае — мы не будем ничего навязывать и утверждать. Мы просто откроем площадку, где разные люди будут делиться своим самым ярким читательским опытом.
…Однажды я разговаривала с одним молодым, но уже очень уважаемым и очень образованным человеком. После деловой части нашей беседы мы с ним вдруг разговорились о книгах. Выяснилось, что несмотря на свою чрезвычайную занятость, он находит время для чтения и читает каждый день. Правда, предпочтения у него довольно узкие, но часы с книгой он проводит основательно: по ходу чтения делает пометки, выписывает понравившиеся ему цитаты. Кстати, во время учёбы в университете нас, будущих филологов, примерно так и учили прорабатывать произведения: вдумчиво, с карандашом. Правда, не все этому вняли.
Так вот, этот молодой человек, очень образованный и блестяще для нашего времени воспитанный, признался мне, что несмотря на все свои старания, так и не смог осилить «Анну Каренину» Льва Толстого.
— Боже мой, — восклицал мой собеседник, — это произведение читать просто невыносимо! Измена главной героини, её метания, круг бесконечных страданий… Страдания брошенного мужа… Не знаю… В общем, я не вынес этого, — заключил он и посмотрел на меня виновато.
Мне не оставалось ничего, как только вместе с ним же посмеяться. Признаться, я сама «Каренину» одолела целиком и полностью только уже после вуза, будучи уже довольно взрослой. И тогда же поняла, что раньше мне читать это произведение было ещё рано. У Толстого получился очень женский роман, где писатель показал настолько глубокое знание женской души, женской логики, о которой слагаются анекдоты, что читать это порой тяжело до боли. Особенно если ты из тех читателей, которые активно сопереживают героям. В общем, после некоторых рассуждений мы с моим собеседником пришли к выводу, что «Каренина», пусть она и тяжёлая психологически, но — даёт читателю бесценный опыт, который лучше пережить с героями книги, чем когда-нибудь в собственной жизни.
ЗЁРНА СОСТРАДАНИЯ
Наша сегодняшняя героиня Наташа Куулар, пару лет назад окончившая Тувинский госуниверситет, «Анну Каренину» тоже не одолела. И не только её, но и кое-какие другие произведения отечественных классиков. Руками показывает воображаемую стопку книг, которая внушает ей некоторое чувство стыда — стыда за саму себя. Надо как-нибудь выделить время и прочитать, сетует.
Однако Наташа — девушка читающая. Увлекается детективами, пробует на вкус произведения современных авторов этого жанра, шерстит классику. За увлечение это её не упрекнёшь. Вполне естественно «болеть» темой, которая дома постоянно на устах: мама — сотрудник правоохранительных органов.
Когда Наташа была ещё ребёнком, её необыкновенно манил книжный шкаф, который родители составили дома. Там всё было упорядочено: на нижних полках, до которых легко дотягивались дети, стояли в ряд книжки детские. Выше — для аудитории постарше, ещё выше — классика и детективы. Ребёнок открывавшийся ему ассортимент изучал и мечтал: скорей бы одолеть первую полку, а потом — подняться выше.
Как и у многих детей, родившихся в конце восьмидесятых, в домашней библиотеке Наташи не было ни «Гарри Поттера», ни «Властелина колец». Зато там стояли Марк Твен, Жюль Верн и ряд советских авторов, среди которых — Валентин Катаев, Аркадий Гайдар и другие. И одна из главных книг, которую девушка носит в сердце с детства, — это «Сын полка» Валентина Катаева.
— За время своего детства эту книгу я перечитывала раза четыре, — подсчитала Наташа. — Повзрослев, недавно я снова открыла любимую книжку и снова перечитала её. Честно говоря, тех эмоций, которые захлёстывали меня тогда, уже не испытала, но эта книга — один из самых дорогих эпизодов моего детства. Наверное, тогда душа испытывала потребность сопереживать — а эта книга давала такую богатую пищу для этого! История очень трогательная. Я не осознавала тогда, конечно, своих внутренних мотивов, но снова и снова бралась перечитывать её. Много позже я узнала, что таких «детей полка» было очень много… Наверное, это первая книжка о войне, которую я прочитала. Поэтому самые первые свои познания о том, что такое война, я получила из неё.
В ПОИСКАХ СМЫСЛОВ
И ещё одно произведение, о котором наша сегодняшняя собеседница может говорить часами, иногда от удовольствия даже зажмуриваясь, это — самый знаменитый булгаковский роман «Мастер и Маргарита». Чтобы оценить его по достоинству, ей, тогда ещё школьнице, пришлось совершить довольно долгий путь. Это была любимая книга матери, о которой она не раз рассказывала. Вот Наташа и решила поскорее с ней ознакомиться. Было ей тогда лет 13-14. С первых же страниц что-то ей не понравилось, а когда действие неожиданно перенеслось в древний Ершалаим, сознание подростка взбунтовалось: что за брехня?
— Мама меня пыталась переубедить. Я понимала, что, может, ещё просто не доросла, да и по своему опыту уже знала, что бывает так, что в хорошей книге первые 50-100 страниц иногда нужно просто перетерпеть, потом втягиваешься и вживаешься в сюжет. В общем, я начала искать, что пишут о романе критики. Вчитывалась в аннотации, комментарии. Потом я прочитала ещё и пересказ его в книге «Все произведения школьной программы в кратком изложении» (простите меня за это). И когда в 11 классе мы должны были читать роман по программе, я уже имела представление, что это такое. И мне было уже интересно. А может быть, я просто доросла — что тоже вероятно. Кстати, когда снова перечитывала его недавно, поняла, что открыла это произведение для себя заново. Наверное, в следующее прочтение снова будет открытие. Уже другое. Теперь, кажется, я больше понимаю героев. Главных. И важность второстепенных. Моменты, в которые писатель вкладывал двойной смысл, понимаются тоже не с первого раза. Не сразу оцениваешь юмор. Не сразу видишь трагедию.
Интересно, что на Наташу история Мастера и Маргариты впечатления не произвела. Мастер ей откровенно не понравился, Маргарита вызвала некоторую симпатию как решительная и характерная женщина, но главными героями для неё сразу же определились хулиганствующие персонажи из шайки Воланда.
— В конце романа ты понимаешь, какие эти герои на самом деле — и это превращение завораживает. Иешуа — это некое совершенство, а совершенства в мире нет. Жизнь — это равновесие. Сосуществование добра и зла. С этой точки зрения сам Воланд мне гораздо более симпатичен и реалистичен. Это мир, какой он есть. Притом — ещё и справедливый. Иешуа — это мечта, утопия, к которой хочется, конечно, стремиться, но… А хулиганы Бегемот, Коровьев и Азазелло — это ведь демоны, как вы помните, которые были наказаны за свои проступки. Потом это демонстрируется. И ты понимаешь, что тяжесть своих проступков ты будешь всегда нести, и за всё будешь отвечать, в конце концов.
— И манера повествования в романе — она такая лёгкая, игривая, — отмечает Наташа, — и преимущественно там, где мы видим «работу» шайки. Для меня это — яркое изображение той аксиомы, что жизнь нельзя воспринимать слишком серьёзно. В любой ситуации над проблемами лучше от души посмеяться — потому что проблем и трагедий в жизни очень много, и если все их принимать так близко к сердцу, как Мастер принял критику своего романа, — то можно в итоге просто сойти с ума. Мир полон иллюзий, особенно тот мир, который воздвиг вокруг себя человек. В романе об этом не раз говорится… Словом, хочу сказать, что это произведение полным-полно разного рода метафор и всяких смысловых «кладов». В нём можно найти ответы на многие вопросы, которые волнуют всех людей. Правда, ни один из них не лежит на поверхности. Вот таков этот роман в моём восприятии. Кое-кто из моих друзей его так и не осилил и говорит, что это полный бред. Думаю, что если бы в своё время я не потрудилась почитать дополнительную литературу, не простимулировала себя — то и сейчас была бы того же мнения. Мне кажется, что эту книгу либо принимаешь сразу — либо к ней нужно прийти.
Виктория КОНДРАШОВА