Читай, Коля…
Зачем читать художественную литературу биологу, физику или химику? На этот вопрос ответит доктор биологических наук ТувГУ профессор Николай Григорьевич Дубровский. Что читает один из бывших руководителей тувинского вуза, как складывались у него отношения с книгой, что есть в его домашней библиотеке? Разговор наш вышел за рамки обсуждения литературы, оно и понятно: когда каждый день общаешься со студентами, наблюдений накопилось на целую диссертацию, да и наболело порядком — трудно сдержаться. В общем, слово Николаю Григорьевичу.
— Когда я учился в школе, у меня была проблема с русским языком, — сразу же честно признался Дубровский. — В учёбе не отставал, с разговорной речью у меня всё было хорошо, а вот писал плохо. И подошла ко мне учительница, сказала: слушай, Коля, знаешь, что я тебе посоветую? Читай, и как можно больше. И я начал читать. Несмотря на то, что мы с мамой жили одни, не так я был богат литературой — но газеты постоянно выписывали. А классиков я начал читать у своего друга Зеленова Александра, и перечитал всё, что у него было… Недавно сделал одно открытие: студенты наши вообще не читают. В сентябре я задал им вопрос: кто какую книгу прочитал за лето? Увы, никто ничего не сказал. Ну, хорошо, я задал второй вопрос. Кто какую газету читает? Из двух групп два человека сказали: «Тувинскую правду». И на этом — всё. Думаю — может, они телевизор смотрят? Начинаешь беседовать — а они и по телевизионным программам ничего не знают. Не смотрят. Но зато очень хорошо умеют работать с телефоном. Выходят в Интернет, пользуются им на экзамене… Не понимают: если человек перестаёт читать, значит, он перестаёт учиться, он перестал быть интеллигентом.
— Перестаёт думать.
— Совершенно верно. Если ты не читаешь — о чём ты будешь думать? Газету прочитал, передачу посмотрел — что-то анализируешь, у тебя это откладывается, и потом с кем-то беседуешь об этом. О чём ты можешь говорить, о какой политике, о каком футболе, если ты ничего не читаешь и вообще не в курсе?
— Расскажите о тех книгах, которые оставили самый большой след в вашей душе?
— Я перечитал большое количество книг. Поцарапал душу роман Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Читал много Астафьева. Это писатель-сибиряк, который показывает жизнь современной деревни. Интересны его рассуждения. Мало сейчас таких писателей. А деревни-то глохнут по всей России. Многие хотят жить в Москве, Санкт-Петербурге. А можешь ли ты там жить?
— И нужен ли ты там?
— Да. Может, тебе действительно лучше быть в Туве, а может, и в районе даже? Может, там где-то тебя ждут с твоими знаниями и с тем, что ты можешь, правда?
Очень нравятся мне суждения Кенин-Лопсана. Я бы сказал, что это человек века. Когда мы с ним встречались, я всегда его просил: ну придите к нам, давайте организуем вам встречу со студентами? Даже просто рассказать о жизни, которую он прожил, — вы знаете, как это здорово для молодёжи? Его просто слушать приятно. Не говоря уже о чтении его мыслей. Он пишет, он работает, несмотря на свой возраст.
— А тогда, когда учительница сказала вам: читай, Коля, — вы же не сразу, наверное, полюбили чтение?
— Не сразу. Книга — вещь серьёзная. Но я читать стал очень много и закономерно увлёкся, потом просто фанатично. Перечитал всего Вальтера Скотта.
— То есть увлеклись приключениями, исторической литературой.
— Запоем иногда за ночь прочитывал книгу. А потом уже, став взрослым, перечитывал ещё раз. Возвращался. Интересно было не просто перечитать, а ещё и внутренне понять писателя. Вот посмотрите: умер Пикуль — и к нему мало кто сейчас возвращается. А ведь это исторический писатель, и писал он правду. Конечно, тому, кто пишет историю, всегда сложно. Потому что ты написал одно — а через двадцать лет это всё уже по-другому подают. В школе же очень много было Лермонтова, Пушкина, Чехова, Толстого. Предпочитал Лермонтова. И уже потом, спустя многие годы, когда начал осознавать картину мира, задумался: человека не стало в 27 лет. А посмотрите, сколько он сделал. И повоевать на Кавказе успел, и написал такие произведения… А если бы он прожил больше? Но есть здесь одно но. Большинство гениальных людей очень рано покидают жизнь. Таких примеров очень много. Тот же Высоцкий. Во время перестройки он был нужен. С его мыслями, песнями. Но увы, его уже не было. Сейчас я студентам говорю: не выключай света, не засыпай, пока не прочитал 20–30 страниц.
— Да хоть бы по десять читали, но каждый день. И это был бы уже подвиг.
— Конечно, подвиг. Интеллектуальность — она сама не приходит. Это работа, которую выполняют годами. Только читать. Больше ничего не спасёт.
— У вас дома большая библиотека?
— Очень. Целая стена в комнате.
— А какая литература есть в ней?
— Всё есть. От книг по биологии, заканчивая современными писателями. Когда я был студентом, то получив стипендию, всегда заходил в книжный магазин и что-нибудь покупал. И жена любит книги, и тёща была учительницей. Мы все читали. Поэтому и скопилась библиотека.
Да, сейчас читают в основном детективы… А вот Пушкина, Толстого, Чехова многие почему-то не любят. Чехова, например. Знаете, почему?
— Почему?
— Потому что он писал правду. И не всегда приятную. Поэтому многим читать его и узнавать в персонажах его рассказов и пьес себя — некомфортно. Знаете, почему некомфортно?
— ?
— Потому что читатель, вольно или невольно, но обязательно встает перед проблемой честной оценки прочитанного. А это значит, что ему придется либо аргументированно оспорить точку зрения писателя, либо признать, что он предельно точен в создании ситуаций и образов, в том числе и тех отрицательных героев, в которых вы нашли сходство с собой. Признавать такое сходство — неприятно. Но ведь и на этом работа души, толчком для начала которой стало прочтение книги, не кончается. Следующий шаг — изменить себя. А вот это — очень сложно. Поэтому проще Чехова не читать...
— Есть то, что вы перечитываете периодически?
— Конечно. Понимаете, когда тебе 17 лет — это одно. Ты читаешь с упоением, беря что-то из книги: исторические сведения, ещё что-то. Но в возрасте она уже по-другому воспринимается, новые смыслы открываешь, сопоставляешь литературные коллизии с похожими, но в которых ты сам был главным героем. Для взрослого человека это очень важно.
— Что бы вы порекомендовали почитать нашей молодёжи?
— А я бы порекомендовал начать с Чехова. Достоевского. Да, они сложны и не проглатываются мигом, как гамбургер. Но прочитать их надо, хотя бы для того, чтобы зафиксировать свое восприятие их книг, их героев в младые годы. И когда вы возьмете тех же «Братьев Карамазовых» через десять лет, вы по-новому откроете не только Достоевского — себя. Примерно так же, как просматривать фотографии разных лет в семейном альбоме. Но фотографии — плоские мертвые изображения, а новое обращение к книге, это еще один объемный живой слепок вашего мироощущения, души. Он дает возможность сравнивать себя с тем, прежним, и узнавать себя сегодняшнего. И поверьте, фиксировать метаморфозы собственной души, собственного мировоззрения — процесс не менее увлекательный, чем отслеживание фабулы романа и судеб его персонажей.
Кстати, именно поэтому рекомендую не забывать и своих, тувинских, писателей. Очень часто даже среда, в которой развивается действие их произведений, это места, где ты вырос, учился, любил, растил детей…
— Сейчас среди читающей молодёжи появились индивидуумы, которые отрицают русскую литературу. Говорят: она депрессивная, прочитаешь — и жить не хочется. И читать её вообще не надо. Как вы к этому мнению относитесь?
— Это абсолютно неправильный подход. Книга — это всегда множество открытий. Особенно если начинаешь анализировать: а для чего это написано? Знаете, не каждый становится писателем, это очень сложно. Тут не только нужно быть грамотным — нужно быть интеллектуалом. Нужно знать свой народ, чем он дышит… Вообще Пушкин, Толстой, Чехов, Лермонтов — это классика, которая никогда от нас не уйдёт. Кое-что сейчас у нас выкидывается из учебников. Учителю не хватает времени, чтобы дать детям то, что он хочет. Произведения подаются так стремительно, отрывочно, что дети просто не успевают осознать, кто такой Толстой и кто такой Пушкин.
— Как говаривал мой преподаватель Георгий Николаевич Курбатский, мы проходим мимо произведений. А теперь и пробегаем. Мимо.
— Да. И здесь виноваты не мы и не школьники, а вообще сейчас образование буксует… Человек, который много читает, он другими глазами начинает смотреть на жизнь. Приобретает какую-то свою целенаправленность. Приобретает самого себя.
— Многие родители, которые, наверное, сами с трудом в школе читали, жалеют детей и рассуждают так: зачем перегружать ребёнка книгами, в которых даже язык уже не тот? И сами же прививают ему убеждение, что эта литература устарела, что читать её не надо…
— Вы хотите сказать, что Пушкин для нас устареет? А я вам скажу, что тот, кто читает, знает, что Пушкин в нас никогда не умрёт. Есенин: его можно читать и в 40, и в 15, и в 90 лет. Он пишет так о деревне, о природе, что у тебя дух захватывает. Одна его «Берёза» чего стоит. Читаешь ее, и слёзы наворачиваются. Наверное, в этом ценность литературы, что мы, читая, не теряем свою духовность, связь со своими предками … Я считаю, если ты перестал читать — ты остановился в своём развитии. Будь ты инженером, биологом, химиком, если ты не будешь читать — ты духовно беднеешь.
Виктория КОНДРАШОВА