Убогость серых кызылских подворотень, однообразие жизни, суровость бесконечных, пропитанных сажей зим и жестокий зной быстротечного лета, теснота и одиночество мысли и всё нарастающий внутри протест против этой тотальной убогости и однообразия — таковы были ощущения взрослеющего в тувинской столице мальчишки. В школе в него почему-то не верили, щедро одаривали двойками и кое-как вытерпели до окончания девятого класса. Отдушина была одна — местная, кызылская, рэп-тусовка. Пацаны, которые тащились от хип-хоп-культуры и пытались, как могли, вставить в неё собственное слово. Тогда, тринадцатилетним подростком, он, по примеру более старших, поднаторевших уже в рэперских пробах товарищей, раздобыл специализированную программу для музыкантов и принялся за собственный эксперимент. Вряд ли тогда он мог всерьёз предположить, что этот эксперимент затянется и со временем займёт его с головой. Станет его жизнью.
…Сегодня, спустя девять лет, он — подающий надежды музыкант, уже зарекомендовавший себя в московской тусовке. Девятого октября его проект с экзотическим для европейского уха названием «Damba Huurak» презентовал оригинальный мини-альбом. Семь треков, которые моментально разлетелись по Сети.
Ещё недавно Глеб Дамба-Хуурак был модным диджеем в Красноярске — именно там он начал своё творчество под псевдонимом «GARCON KID». Писал биты, создавал видео для своих треков. Ну а полноценный альбом выпустил уже в Москве, куда в какой-то момент рванул с намерением прокачать профессиональное мастерство. В столице задержался, почувствовав, что нашёл своё место.
Для тех, кто знает Глеба лично, а также для тех, кому интересно о нём узнать, — небольшое интервью с музыкантом.
СЕМЬ ТРЕКОВ — ХОРОШАЯ ЦИФРА
— Всё моё детство прошло в районе автодора, — рассказывает Глеб. — В 12 лет познакомился с творчеством Сантоса и рэп-музыкой в целом. Подростком особо не вникаешь, что где-то улицы не такие страшные, а дома не такие серые, но лиричный тувинский рэп давал понять, что всё дерьмово. Мы с пацанами перекидывали друг другу треки, у меня даже Интернета не было, ходил с флешкой.
Часто выбирался на мероприятия, будь то сольник того же Сантоса или баттл-тайм, где собирались маргиналы со всей Тувы, чтобы сказать друг другу, что всё дерьмово… Знакомился с культурой больше, начинал делать свои записи, даже раздавал диски друзьям (у кого-то до сих пор валяются). Когда понял, что это всё дерьмо, — бросил.
После девятого класса мне дали понять, что в десятом меня не ждут.
— Чем это было вызвано? Хулиганил, что ли?
— Даже сейчас сказать не могу. Не было такого предмета, с которым у меня не было бы проблем с преподавателем. Странно, да? В шараге потом я был ударником, а в школе — двоечником. Может быть, они считали, что я разлагаю их общество... Но не сказать, чтобы я был хулиганом.
— Чем «разлагаю»?
— Не знаю, но бывает же предвзятость на пустом месте. По школьной программе я не возникал нигде. Но когда мне втирали, что я живу не так, как надо, я однозначно начинал спорить. Родители предложили мне уехать в Китай, и я согласился. Там год провёл. Не моими оказались и китайский, и Китай в целом.
— Целый год! Что вы там делали?
— Учил китайский. Там тоже что-то типа шараги было.
— Китайская шарага — это что?
— При университете были курсы, по окончании которых можно было поступить в китайский вуз.
— Это родители хотели, чтобы вы поступили в этот вуз?
— Да. Сестра в нём училась когда-то.
— А чем именно Китай не подошёл? Что там не так?
— Менталитет китайцев далёк, еда, да и вообще удалённость от всего родного. Не смог я.
— Ну что ж, бывает. Значит, потом — Красноярск. Вы туда приехали с определёнными планами?
— Да, получить образование — как минимум. Поступил в финансово-экономический колледж, проучился в нём три года. Потом поступил в СФУ, на искусствоведа. И его уже бросил на втором курсе. Вовремя в себя пришёл.
— Прямо совсем не то?
— Ну, вообще высшее образование — это не моё, как по мне — пустая трата времени. Я же не собирался стать врачом или инженером. Пошёл потому, что все идут, и вовремя понял, что это не вариант. На втором курсе я решил, что буду заниматься музыкой. Но если бы даже музыкой не занимался, всё равно бы ушел.
— То есть вы решили зарабатывать на жизнь музыкой?
— Думаю, да.
— А реально вообще жить на заработки от творчества?
— Я думал, что нереально. Но когда вошёл более-менее в тусовку, познакомился с музыкантами, которые зарабатывают неплохие деньги на прослушиваниях, продажах на цифровых площадках, то некая концепция в голове выстроилась. Так что реально.
— Что подтолкнуло к переезду в Москву?
— Я писал биты, и продажи начались более-менее; участвовал в конкурсе, один судья выделил мою работу, это было круто, хоть я и ничего не занял тогда. И качество у меня тогда было откровенно низкое, нужно было изучать сведение, мастеринг, — вот я и выбрал обучающие курсы, и отправился в Москву.
— Глеб, вы сменили не только свой творческий псевдоним, но и фамилию. Это случилось до переезда в Москву, или уже там?
— До переезда.
— А почему? Ведь творческие люди придумывают себе псевдонимы, чтобы выделиться, быть оригинальными, а у вас такой козырь был собственный... не так?
— Знаете, даже чтобы записаться на приём к врачу, приходилось по буквам диктовать мою фамилию. А в ней ещё дефис стоит. Некоторые взрослые люди умудрялись писать «Дамба дефис хуурак». В три слова. Так что в 21 год я сменил фамилию и сделал это тупо из соображений комфорта. Ну а поскольку фамилия что-то значит для меня, то свой проект «GARCON KID» я переименовал в «Damba Khuurak».
— Для кого вы пишете, Глеб?
— Меня слушают молодые люди 20+, если говорить о статистике. Пишу я для себя, мне нравится процесс. А отдача — это просто дополнение к процессу.
— Где можно услышать вашу музыку?
— Только в Сети.
— С кем сотрудничаете, в каких проектах участвуете?
— Иногда занимаюсь гострайтом (пишу тексты) для более известных музыкантов. Пишу музыку для ребят из Красноярска. Проектов достаточно на самом деле.
— Расскажите про альбом.
— Если говорить вообще о моём творчестве, то в нём отложился завораживающий тувинский депресняк, жёлтая осень и чёрная зима… Альбом — это просто компиляция моих работ, которые я как-то хотел связать: семь треков, хорошая цифра.
— Будет ли выпуск на диске, или диск — это уже прошлый век?
— Думаю записать три виниловые пластинки и разыграть их среди подписчиков.
— Планируете ли вы свою жизнь и творчество, или всё рождается спонтанно? К чему вы стремитесь?
— Я не вижу ничего, кроме настоящего, определённой цели нет, но есть мечта — делать то, что нравится. Никогда в жизни не работать так, как работают все, а зарабатывать только своим творчеством. Понимать, что ты делаешь то, что кому-то очень сильно заходит. В данном случае это музыка. Стремлюсь сегодня быть лучше, чем вчера.
— Чему научила вас Москва?
— Правильно парковаться (смеётся). Вообще на моих локациях акцентировать внимание не стоит. Я бы делал абсолютно такую же музыку, живи я на Дальнем Востоке или за границей, и развитие моё двигалось бы в том же направлении. Просто тут комфортнее жить. Мне понравилась архитектура, люди, климат.
МУЗЫКА БЕЗ ГРАНИЦ
С Сантосом, кстати, Глеб поддерживает дружеские отношения и по сей день. Говорит, что вместе они даже пытались записать кое-что, но получилось не очень.
Пишет Глеб Дамба-Хуурак электронную танцевальную музыку, его материал — в стиле хаус, это несложная ритмичная музыка, которая непостижимым образом завораживает и погружает в головокружительный транс. Для полноты ощущений, а также для визуализации образов музыкант монтирует для своих треков видео — это повторяющиеся нарезки, которые придают музыкальным произведениям ещё больше загадочности и мистической глубины.
Как музыкант Глеб Дамба-Хуурак ещё только начинает путь, собственными руками выкладывая ступени, по которым поднимается. Но у него уже есть преданные поклонники, которые искренне верят в парня. Один из них — Айсен Брагин, аспирант Гданьского университета (Польша). Своими впечатлениями от творчества Глеба Айсен готов делиться часами.
«Стиль хаус (house — в переводе с англ. «дом») — это необычайно притягательный звук с повторяющимся ритмом, который заставляет человека осознать что-то конкретно новое, давая мозгу разгрузиться даже в самых тяжёлых жизненных ситуациях, — поясняет Брагин. — Эти вибрации заставляют не только выплеснуть эмоции на танцполе, но и зарядиться энергией для новых свершений. Можно даже сказать, что это музыкальная психотерапия.
Damba Khuurak вкладывает в свою музыку не только модный бит, но и собственное «я», тот опыт, который он уже получил в жизни. Как считают философы, музыку творит не мозг человека, а его душа. И это — как раз тот самый случай. Глеб — коренной сибиряк, и культура, в которой он вырос, крепко отложилась в его подсознании. В каждой мелодии, которую он создал в своём новом альбоме «Highlights», сквозит его любовь к своей малой родине — пусть даже он сам в этом не признаётся. Слушая его свежий трек «Echoes», что в переводе на русский означает «Эхо», я слышу отголоски тувинских степей.
Многим посчастливится познакомиться с творчеством Damba Khuurak не только в формате аудио, но и в визуальной интерпретации на портале YouTube уже в ближайшее время.
Музыка house никогда не была чем-то посредственным и никогда не устареет, ведь каждый её исполнитель предъявляет свой индивидуальный взгляд на мир.
Многие россияне очень скептически относятся к современной российской музыке, и это только подтверждает отсутствие на этом рынке конкурентоспособных музыкантов. Но таланты заявляют о себе, и Damba Khuurak — один из них. Музыка, которую создаёт этот парень, позволяет мне верить в развитие новой отечественной музыкальной индустрии, о которой будет говорить весь мир. Это не просто слова — Глеб не ограничен в своём творчестве только российской аудиторией, но и пробует двигаться в сторону западных слушателей. Это заметно».
Виктория КОНДРАШОВА