…На приём к психотерапевту пришли мать и её несовершеннолетняя дочь. За помощью к специалисту обратились после того, как ребёнок предпринял уже третью попытку самовольно уйти из жизни. Что же случилось? Почему девочка пришла к столь отчаянному решению и так настойчиво пытается претворить его в жизнь? Врач начал разбираться. Семья, на первый взгляд, благополучная. С виду приличная, финансово обеспеченная. Мать занимается коммерцией. Однако чтобы развивать свой бизнес, женщине приходится уезжать в долгие командировки. Времени на общение с ребёнком почти не остаётся.
— Я ведь ради тебя стараюсь, — надрывается женщина, — зарабатываю деньги, чтоб только ты ни в чём не нуждалась…
— А мне не нужны твои деньги, — тихо ответила девочка. — Мне одиноко, и я не хочу жить. Я не вижу смысла жить дальше.
ТЕНДЕНЦИИ
— И очень хорошо, что эти люди всё-таки пришли к специалисту, — подытоживает врач. — Между ними наконец-то случился откровенный диалог, в котором обе стороны высказали самую суть наболевшего и услышали друг друга. Мать впервые, после трёх (!) суицидальных попыток девочки, поняла, в чём причина происходящего. Эта история закончилась благополучно, родные люди нашли, наконец, понимание и попросили друг у друга прощения. К сожалению, в нашей республике даже в подобных кризисных ситуациях люди крайне редко обращаются за помощью к психологам или психиатру.
…Между тем, Тува сегодня возглавляет рейтинг регионов России, лидирующих по показателям подросткового суицида. На втором месте тоже национальная республика — Бурятия. Другая закономерность, которая бросается в глаза при изучении статистики, — чаще всего случаи самовольного ухода из жизни регистрируются в регионах Сибири.
В 90-х годах по этому трагическому показателю «славилась» Удмуртия.
Так почему именно в национальных республиках столь напряжённая суицидальная обстановка? Оказывает ли своё влияние на отношение человека к жизни и возникающим на жизненном пути трудностям его национальность? И стоит ли акцентировать на этом внимание?
Вникнуть в проблему и поискать ответы на заданные вопросы попытались врачи, педагоги и сотрудники органов внутренних дел на одной из секций научно-практической конференции по этнопедагогике и этнопсихологии, которая прошла в Кызылском педагогическом институте ТувГУ.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Делать выводы о том, представители какой национальности более подвержены суицидальным порывам, на материале нашей республики сложно, — помешает этому процентное соотношение народностей, населяющих регион. Тут хоть какой расклад делай, хоть под каким углом на него смотри, всё равно получится, что существенный перевес на стороне коренного населения. Однако того, что в последние годы попытки свести счёты с жизнью заметно участились, не опровергнешь.
Ежегодно, исходя из данных за десятые годы, таких случаев в республике фиксируется порядка семисот. Около ста из них совершают подростки, и более двадцати — дети. Подчеркну, что речь идёт о зарегистрированных попытках.
Точно ответить на вопрос, веяние ли это времени (как объясняют психологи, жизнь становится слишком динамичной и многие люди не могут приспособиться к её темпам), или тувинцы вообще имеют предрасположенность к суицидальному поведению, — довольно непросто. Дело в том, что тема эта стала привлекать к себе внимание сравнительно недавно — в советское время, вплоть до 80-х годов, о ней не говорили совсем, да и серьёзных исследований не проводилось. Как не проводилось и анализа в разрезе этносов. Если же попытаться заглянуть во времена ещё более давние — то информацию вообще получить не удастся. Дело в том, объясняют специалисты, что у тувинцев эта тема, в соответствии с их шаманистскими представлениями о природе мира, принадлежала к числу запретных. Если кто-то в роду нечто такое совершал, то поступок этот старательно замалчивался. Вспоминать о случившемся боялись: иначе, говорили, придёт «чёрный бог» и заберёт кого-то из семьи.
С другой стороны, буддийская религия с её понятиями кармы и реинкарнации даёт, казалось бы, самые убедительные аргументы в пользу того, чтобы с честью и достоинством преодолевать испытания и жить. Так каковы причины?
По мнению практикующего врача-психотерапевта Сайлык Ондар, которая выступила на конференции с одним из ключевых докладов по теме — об этнокультурных особенностях профилактики суицида среди населения Тувы, — в традиционном воспитании тувинцев есть некоторые моменты, которые, с точки зрения психологии, оказывают негативное влияние на формирование личности.
— Из национальных традиций я бы отметила культивирование безграничного коллективизма, — поясняет врач. — Как проходят все наши праздники? Мы все собираемся в одном месте. На встречу, например, Нового года родственники приезжают из соседних аймаков. Это заложено в нашем менталитете с глубокой древности. С одной стороны, это хорошо.
С другой стороны, приводит доводы врач, это культивирование коллективизма уменьшает ценность самой личности. У человека слабо развивается и мотивация борьбы с несправедливостью. Например, приходит в дом гость. Все члены семьи должны вести себя так, чтобы гостя не обидеть. Труднее всех приходится детям. Если даже гость обидит их — они должны молчать, так велят им родители. Дети отлично усваивают: о своих обидах говорить нельзя. И потом, когда с ними происходят куда более неприятные ситуации, они даже не пытаются никому жаловаться. Тайком плачут и стоически молчат. Так умалчивается и сексуальное насилие, которое происходит в семьях довольно часто.
— Почему так? — рассуждает врач. — Они говорят: не только потому, что меня осудят мои родители, но мои родители боятся осуждения нашего села. Потому что высший суд в нашем понимании — это общественное мнение.
Другой фактор риска, по словам Сайлык Ондар, кроется в авторитарном типе воспитания, где подчинение старшим беспрекословно. Если старший сказал, — то никаких возражений быть не может. Плоды такой воспитательной модели психиатр неоднократно наблюдала в западных районах республики — Барун-Хемчике и Бай-Тайге.
— Что в условиях беспрекословного подчинения развивается у детей? Онтологическая вина. Человек недоволен собой и окружающим миром. Тягостные переживания и эмоциональные взрывы. Человек начинает о себе задумываться и себя оценивать. Это снижение самооценки, собственные самоуничижающие мысли, то, что я не должен жить и вообще — кто я такой? Мне нет ценности… Дети и подростки не учатся конструктивно разрешать конфликты. Их мучают чувство вины за собственное существование и чувство стыда перед окружающими. Они превращаются в очень чувствительные личности. При этом такие ребята, как правило, никогда не проявляют девиантного поведения, они не убегают из дома. Это очень правильные дети. Поэтому когда внезапно происходит суицид и приезжаешь разбираться — все ужасаются: был паинька, никогда слова против не говорил… И всё, вроде бы, было идеально… для них. А что было с ребёнком? — никому и невдомёк. Потому что традиционное воспитание по авторитарному типу с его устойчивым консерватизмом, патриархальностью — оно и формирует в человеке эту безынициативность и бесконфликтность. И при малейшей психотравмирующей ситуации такие дети страдают в первую очередь.
БИОХИМИЯ В ГОЛОВЕ
Влияют, по утверждению врачей, на жизнестойкость населения и внешние факторы иного рода. Так, например, жители Сибири чаще приходят к мыслям о суициде, по версии специалистов, из-за сурового климата и однообразного питания. Впрочем, это лишь догадки и предположения. В чём действительно заключается причина сибирского феномена и есть ли он на самом деле, никто точно сказать не может. Все исследования на эту тему пока ещё, видимо, впереди. Наши специалисты настаивают на важности таких исследований. В пределах республики, как считает главврач психиатрической больницы Тувы Снежана Дуктен-оол, было бы очень полезно провести отдельные исследования для каждого района.
Что касается фактора наследственного — то есть наследует ли ребёнок склонность к суицидальному поведению, если в его семье кто-то наложил на себя руки, — специалисты ответили: нет. Однако наследуются психические расстройства — биохимические процессы в головном мозге, которые впоследствии могут привести к тем же депрессиям и маниакальным состояниям. Именно поэтому педагогам настоятельно рекомендуется интересоваться семьями, из которых приходят к ним на учёбу дети, и с особым вниманием относиться к тем из них, в чьём роду есть так называемые суициденты. Проще всего в этом плане учителям сельским, где все друг друга отлично знают.
— Бороться с этой бедой нужно общими усилиями, — уверена Сайлык Ондар. — Нужно привлекать врачей общей практики, педиатров и учителей — чтобы они знали, как грамотно себя вести. Чтобы не было такого: да, я видела, что с ним в последнее время что-то не так — странный, молчит, поведение изменилось, — но не знала, как подойти к ребёнку.
Участники конференции сошлись во мнении, что профилактическую работу в республике необходимо усиливать, что нужна основательная поддержка на региональном уровне. И не время от времени проводить отдельные мероприятия, а работать систематически. В школах должны быть оборудованы комнаты психологической разгрузки. В Кызыле, считают врачи, нужен специализированный кризисный центр с круглосуточным стационаром, при котором работала бы мобильная группа, готовая в любой момент выехать по тревожному сигналу.
* * *
Воспитание — это пример и любовь, больше ничего, — говорят педагоги. Если ваш ребёнок плачет, не стоит резко одёргивать его, чтоб только замолчал. Лучше поинтересоваться, что случилось, как дела в школе, не обижает ли кто. Ведь горе, о котором плачет ваше дитя, вам оно покажется с ноготок, а ребёнку видится вселенской трагедией. Самое главное в семье — это гармоничные и доверительные отношения, без устали повторяют психологи. Всегда находите время для разговора с ребёнком. Работа и деньги могут подождать, а вот драгоценный момент может быть упущен навсегда.
— Вот приходит мама, потерявшая сына, — рассказывает Сайлык Ондар. — Она мучается от осознания собственной вины и не может себя простить. Говорит: я не поговорила с ним… Почему я не сделала этого, ведь была возможность, время было… Наши люди считают постыдным обращаться за помощью к врачу, когда трудно. Боятся, что кто-то их осудит. Зато когда завершается какое-нибудь мероприятие, в котором участвует врач-психотерапевт, за кулисами выстраивается очередь из умоляющих женщин: выслушайте, помогите, у меня проблема…
Главный лозунг, которым в КПИ открылась конференция, звучал так: «Этнопедагогика как педагогика национального спасения». Эту мысль, принадлежащую академику Геннадию Волкову, никто не намеревался ставить под сомнение. Напротив: традиции — это кладезь народной мудрости. Их необходимо хранить и применять в повседневной жизни, использовать в воспитании, чтобы человек, ориентированный на будущее, не отрывался от своих корней, чтобы испытанные веками ценности не подменялись в его сознании. Главное — не следовать традициям слепо. Изжило же себя домостроевское общество. Да и на горох в школах сегодня не ставят.
И… почаще читайте детям сказки. В сказках много мудрости, они учат ребёнка бороться не только с олицетворённым в сказочном образе злом, но и со сложными жизненными ситуациями.
Виктория КОНДРАШОВА