Министерству образования и науки Тувы на будущей неделе исполняется 75 лет. Образовано оно было согласно Конституции Тувинской Народной Республики 1941 года путем разделения министерства культурных дел на министерства народного просвещения и здравоохранения. Первым министром народного просвещения ТНР Малым Хуралом ТНР избран Лопсан-Кенден, что зафиксировано пунктом 10 Протокола заседания Малого Хурала от 26 июня 1941 года. В функции нового Министерства народного просвещения ТНР входило руководство учебной, научной, библиотечной, издательской, музейной и политико-просветительской работой. В структуру Министерства входило семь отделов начальных, неполных средних и средних школ, научный отдел языка и письменности, библиотеки, отделы издательства, школ для взрослых и политпросветработы, административно-хозяйственный отдел и сектор музейного строительства.
Становление Министерства народного образования началось в условиях начавшейся Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в Советском Союзе, что, безусловно, оставило свой отпечаток в характере работы ведомства. На августовском учительском совещании при Миссии СССР в Тувинской Народной Республике в 1941 году обсуждались задачи учительства в условиях Отечественной войны. Все они сводились к единой цели воспитать патриотов, преданных делу Ленина и Сталина, чувство ненависти к фашизму.
Ставилась задача усиления работы пионерских отрядов, организации широкой политической подготовки, укрепления интернациональной дружбы между народами СССР и ТНР. Учителям в сельских местностях отводилась ответственная роль инициаторов и организаторов дела воспитания патриотизма, организации крепкого тыла в условиях войны. Учителей призывали вести агитационную работу, поддерживающую моральный дух населения, принять активное участие в работе народного ополчения, вести борьбу с паникерами, изучать с учащимися средства противовоздушной и химической обороны.
Правительством Тувы возлагались на Министерство народного просвещения большие надежды по организации и решению широкого круга задач не только по общему образованию, но и по подготовке кадров для различных отраслей народного хозяйства. Постановлением Политбюро ЦК ТНРП было определено, например, что одной из важнейших задач школьного образования должна стать организация начального сельскохозяйственного образования. В рамках программы естествознания изучались зооветеринария и агроминимум. Министерство просвещения должно было в летний период провести краткосрочный инструктаж для учителей по вопросам животноводства и полеводства, ввести сельскохозяйственную тематику в курс по повышению квалификации учителей. Районным и сельским Советам трудящихся поручалось отвести земельные участки для школ с рекомендацией, чтобы они находились в пределах 1–2 километров от школы. Министерству народного просвещения совместно с Минживземом поручалось издать учебник и наглядные пособия по зооветеринарии и агроминимуму.
Образцом организации учебного процесса, учебной литературы, безусловно, служили советские школы в Туве, которые пользовались разработками советской образовательной системы. В целях обмена опытом проводились совместные педсоветы и методические совещания, посещения уроков русских и тувинских школ. В школах проводились совместные олимпиады, вечера, походы.
С момента вхождения Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза на правах Автономной области в октябре 1944 года Министерство народного просвещения ТНР реорганизовано в Тувинский отдел народного образования. Отмечается дальнейшее интенсивное развитие отрасли народного образования. В начале 1944–1945 учебного года функционировали уже 122 школы, в которых обучалось 9,2 тысячи учащихся. Рост числа школ по сравнению с 1929 годом составил более 30 %, а число учащихся увеличилось в 57,5 раза.
В эти годы продолжается разработка специальной программы обучения, подготовка и издание учебников по школьным предметам на тувинском языке. Особое внимание отдела образования было обращено на изучение русского языка в тувинских национальных классах.
В 1945 году открылся Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, в 1946 году — Институт усовершенствования учителей. Шла интенсивная работа по разработке методики преподавания русского языка в тувинских школах. Это был длительный и довольно трудоемкий процесс. Представляя собой краткое изложение основ фонетики, орфографии и грамматики русского языка, первые учебники одновременно служили первыми методическими пособиями для учителей родного языка. Учителя, прибывшие в Туву из СССР, испытывали большие трудности с преподаванием русского языка в национальных школах. Для эффективности процесса им самим приходилось учить тувинский язык и обучать русскому языку.
Важнейшей проблемой, которая ставилась перед областным отделом образования, был вопрос подготовки педагогических кадров. В 1944 году в республике насчитывалось 330 учителей тувинской национальности, из них 192 человека имели багаж знаний семилетней школы. Стаж работы больше пяти лет имели только 47 учителей. 29 сентября 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о прекращении практики подготовки учителей на кратковременных курсах. Руководствуясь этим решением, в Туве открыли педагогическое училище, которое за неимением собственного здания базировалось на третьем этаже школы № 2. Открытие педагогического училища позволило значительно поднять уровень подготовки учительских кадров, что, в свою очередь, повлияло на уровень подготовки школьников. В 1952–1953 учебном году в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР открывается Кызылский учительский институт при одновременном начале строительства учебного корпуса. В 1947–1956 учебных годах на тувинском отделении восточного факультета Ленинградского государственного университета прошли подготовку первые национальные кадры — А. К. Калзан, М. Б. Кенин-Лопсан, Ю. Л. Аранчын, К. Х. Оргу, А. К. Конгарова, Е. Б. Салзынмаа, З. Б. Арагачы, С. Тараачы, Н. И. Летягина. Учителей тувинского языка начали готовить в 1949–1953 годах также в Абаканском педагогическом институте. К 1950 году школы полностью были обеспечены всеми необходимыми учебниками. Программы по тувинскому языку и литературе были разработаны в 1956–1957 учебном году.
По решению обкома партии в 1949 году введено преподавание всех дисциплин в 1–7 классах на тувинском языке, а с 1951–52 учебного года преподавание всех предметов в 8–10 классах стало вестись на русском языке. Началось массовое строительство школ методом народной стройки с организацией субботников, введением плановых заданий для предприятий. Число тувинских школ с 70 в 1940–1941 учебном году выросло до 84 в 1943–1944 учебном году. По решению Совета Народных Комиссаров дети аратов были приняты на полное государственное обеспечение. Продолжилось строительство домов для учителей и интернатов при школах. Сеть пришкольных интернатов выросла до 77. Уровень грамотности населения достиг 65 %. С 1930 по 1940 год народной стройкой было введено 235 зданий начальных школ.
На посту заведующего отделом народного образования с 1946 по 1951 год работал Николай Алексеевич Сердобов. До 1955 года у руля отдела народного образования Тувинской автономной области трудились Степан Никитич Мозгов, Анатолий Иванович Ломаев. В середине 1940-х в школах введена документация для учета учащихся и отчетности — книги записи учащихся, личного состава, приказов по школе, классные журналы, ведомости оценки знаний и поведения учащихся, формы статотчетности, инвентарная книга по учету имущества, контрольный журнал противопожарного состояния. На работников образования заводились трудовые книжки. Для укрепления дисциплины был даже введен ученический билет для учащихся. Проводилась аттестация учителей, по результатам которой принималось решение о присвоении звания учителя или временного разрешения преподавать в школе с рекомендацией поступить на заочное отделение педучилища или учительского института. Комиссия могла и отстранить учителя от работы, если уровень политической и педагогической грамотности не соответствовал требуемому уровню. В состав комиссии входили представители отделов образования, партийных или профсоюзных организаций. Руководящий состав образовательных учреждений был зачислен на специальные курсы. Работники образования, окончившие седьмой класс, зачислялись на первый курс Института усовершенствования учителей, восьмой — на второй курс, девятый класс, соответственно, на третий, а выпускники десятого класса принимались в экстернат. Раз в четверть в районных центрах организовывались учительские дни с чтением лекций, докладов на педагогические, научные, политические темы, обсуждалась методика обучения в школах.
В 1949 году в школах открыты штатные единицы старших пионерских вожатых, которые выполняли функции воспитательной работы, организации общественных мероприятий среди школьников. Создаются живые уголки, опытные участки. В школах появились родительские комитеты. Руководством республики поставлена задача превращения сумонов в территории сплошной грамотности.
В 1960-х в республике начинают функционировать летние оздоровительные лагеря.
С 1955 по 1968 год — в период интенсивного введения всеобщего обязательного семилетнего школьного образования, внедрения школьной программы — отраслью образования руководил Борис Холчукпенович Болдур-оол. В республике проводилась работа по обновлению содержания программы среднего образования, совершенствованию методов воспитания и обучения. Школы полностью были обеспечены всеми необходимыми учебниками. К 1963–1964 учебному году завершен переход на обязательное восьмилетнее образование. В 1961 году Тува обретает статус Тувинской Автономной Советской Социалистической Республики, а отдел народного образования становится Министерством просвещения Тувинской АССР.
В 1978 году в школах республики вводится обязательное всеобщее среднее образование. К началу 1980-х годов функционирует 96 средних, 36 восьмилетних, 16 начальных школ. Во всех типах школ обучалось более 64 тысяч учеников, около 17 тысяч детей были охвачены детскими садами. Во главе ведомства на протяжении 15 лет трудится Николай Салчакович Конгар. За успехи в осуществлении всеобщего среднего образования молодежи Министерство просвещения РСФСР дает высокую оценку работе Министерства просвещения Тувинской АССР. Увеличилось количество выпускников восьмых классов, охваченных средним профессиональным образованием, сократилось количество второгодников в три раза, а успеваемость возросла до 99,3 %. Проблему подготовки учительских кадров можно было уже считать решенной — в школах республики все учителя начальных классов, гуманитарных и естественно-математических дисциплин в 4—10 классах имели высшее профессиональное образование.
Во исполнение Постановления Верховного Совета СССР об «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школ» начинается работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Создана база для обучения детей с шести лет. Программа обучения была рассчитана на 11 лет. Проводится переработка учебных программ и учебников в соответствии с требованиями реформы по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Для организации этой масштабной работы создан учебно-методический совет Министерства. В работе над усовершенствованием учебников по поручению Министерства просвещения принимали участие опытные учителя Арыя Араптановна Алдын-оол, Эртине Демпижиковна Ондар, Виктор Седипович Кызыл-оол и другие. На особом внимании Министерства образования находится изучение русского языка в национальных школах как языка межнационального общения, языка современной науки, техники, культуры. Другой ключевой задачей реформы общеобразовательной и профессиональной школ стало коренное улучшение трудового воспитания в рамках школьной программы, работа по профессиональной ориентации учащихся со сдачей квалификационного экзамена при приобретении какой-то профессии. Усилилось внимание к практической направленности трудового обучения. По-новому строились отношения между школой и производством. Разработано специальное положение о базовом предприятии для обучения школьников и утверждено постановлением Совета министров СССР.
Потом была перестройка, 90-е годы, когда десятки учителей были вынуждены в поисках надежного заработка уйти кто куда: в муниципалитеты, республиканские органы власти, а кто и в челноки. Но школа выстояла. И штаб отрасли — министерство — сыграло в этом немалую роль.
Чечена БУЛЫТОВА