Есть в Туране, при туранском Центре культуры и досуга имени Марка Оюна, замечательная вокальная группа под названием «Оюннарушка» — беда и выручка всех мероприятий центра, которая с отдельной программой ездит не только по селам района, но и за его пределы. Как ни странно, состав группы состоит в основном из русских женщин, и единственной настоящей «Оюннарушкой» является миниатюрная представительница даже не рода Оюн, а рода Сат и рода Байкара, о которых речь пойдет позже, и зовут ее Минчимаа Санчаевна Чымба.
Еще удивительней то, что эта 78-летняя женщина (не могу назвать ее старушкой, потому что таких старушек не бывает) живет не в Туране, а в Уюке, и на репетиции или выступления ансамбля ездит попутным транспортом практически каждый день уже много лет подряд.
И происходит это не от скуки, у нее в Уюке свой дом, замечательный муж Макар Хертекович Чымба, портрет которого недавно вывесили на Доску Почета Пий-Хемского района как заслуженного работника сельского хозяйства Тувы и почетного жителя Пий-Хема, много лет проработавшего трактористом совхоза «Саянский» в разных его отделениях. Сейчас Макар Хертекович пасет свой скот на тех самых полях, где он когда-то пахал и сеял, а теперь , рассказывает он, слезы текут из глаз, глядя на запустение. Чтобы поднять настроение, поет свои любимые песни, которые в молодые годы исполнял со сцены сельских клубов в Сесерлиге, Суши, Уюке и Туране. Голос у Макара Хертековича до сих пор хороший и петь любит, но поет теперь только в поле, когда пасет свой скот. А супругу отпускает в Туран, пусть поет со сцены хотя бы она. А двоим нельзя — кто-то должен быть дома. Еще недавно у них в семье было шесть дойных коров, доить которых, кстати, успевала Минчимаа, но сейчас осталось только три. Скот снова, как в страшные 90-е, стали безбоязненно красть те, кто сам работать не мастак, а поживиться чужим не брезгует.
И тем не менее, пока еще есть силы, супруги Чымба не собираются сдаваться, держат не только крупный рогатый скот, но еще и овец , чтобы помочь встать на ноги детям, внукам и даже правнукам.
У старшей дочери, Юлии Макаровны Донгак, младшая дочь Регина учится в Екатеринбурге, старшая Алина живет в Уюке, воспитывает малыша, правнука дедушки и бабушки Чымба. Сама Юлия Макаровна преподает детям историю в 16-й школе города Кызыла.
Младшая дочь Минчимыы и Макара Хертековича, Аляна, воспитывает двух сыновей: шестиклассника Карима и Володю, который еще пока посещает детский сад. Несмотря на высшее юридическое образование Аляна вынуждена работать продавцом в мебельном магазине, слишком много стало юристов.
Старший сын, Юрий Макарович, сейчас уже на пенсии, но много лет проработал водителем в МВД Республики Тыва. У его дочери Алены двое детей: семилетняя Алимаа и полуторогодовалый Маадыр. Это еще двое правнуков певуньи Минчимыы Санчаевны и бывшего тракториста Макара Чымба. Так что есть для кого жить, работать и радоваться жизни.
А радоваться есть чему. Особенно Минчиме Санчаевне, которая до недавнего времени была Минчимой Байкараевной и фамилию в девичестве носила не свою, а чужую. Ведь она была внучкой репрессированного в 1938 году председателя правительства ТНР Чурмит-Тажи Сата.
Ее мама, Норжунмаа Сат, была дочерью Чурмит-Тажи Сата, а отец, Санчай Дактанович Байкара, приходился зятем. Их обоих сразу после ареста Чурмит-Тажи уволили с работы, отобрали все имущество. Чтобы прокормить семью, где было двое сыновей и третий ребенок на подходе, а это и была Минчимаа, уехали в Баян-Кол к родственникам. Но и там их не ждало ничего хорошего.
Вскоре арестовали Санчая Дактановича как пособника контрреволюционной деятельности тестя. Норжунмаа вынуждена была покинуть Баян-Кол и уехать на родину матери, в Шеми, с двумя старшими сыновьями, а новорожденную дочку Минчиму с болью в сердце оставила родственнику мужа Байкара Сурун-Хуураку. Надеясь облегчить свое существование Норжунмаа сменила имя, стала Ожамой, но это ничего не дало, все знали , что она дочь и жена «врагов народа» и подвергали ее и сыновей всяческим унижениям.
Маленькая Минчимаа стала носить фамилию Сурун-Хуурак. Когда дядя умер, его жена Мастай, мачеха Минчимыы, вышла замуж и уехала с мужем и приемной девочкой в поселок Ленинку. Вместе с переменой места жительства у нее поменялась и фамилия, она стала Юмбуу.
После окончания школы Минчимаа Юмбуу поступила в библиотечный техникум в городе Канске, по окончании которого ее отправили на работу в библиотеку села Сесерлиг.
Вот здесь-то в ночь под Новый 1968 год и произошла ее встреча с Макаром Чымбой, а уже в первый день Нового 1968 года они стали мужем и женой, без всяких ухаживаний, без конфетно-букетного периода и живут вместе вот уже пятьдесят один год.
А тогда Макар только что пришел из армии, которую отслужил в Белоруссии. Пришел бравым, красивым парнем, много чего повидавшим, и Минчимаа влюбилась в него с первого взгляда, с первого танца, а это был незабываемый вальс, на который он ее пригласил самую первую из всех девушек, и потом уже не отпускал весь вечер.
Родители Макара — Хертек Монге-Баирович и Долумаа Домбраевна — родом были из Бай-Тайги, из местечка Кооп-Соок и приехали в Сесерлиг чабанить по переселенческой путевке. В семье росло 12 детей, что по тем временам было совсем не удивительным. Все дети ходили в школу, сначала в Сесерлиге, а потом в Суши, где была восьмилетка.
Макар Хертекович вспоминает, что в Сесерлиге в те времена, а это были50 — 60-е годы, жили в основном русские, но были и тувинские семьи двух родов: Маады и Салчаки, которые очень настороженно относились друг к другу, даже жили по разным сторонам улицы, Маады — с одной стороны, Салчаки — с другой. В школе дети этих родов соблюдали ту же дистанцию: дети из рода Маады сидели в одном ряду парт, салчакские ребятишки — в другом. Когда в класс пришел Макар, не относящийся ни к тем, ни к другим, его посадили посередине. Класс был чисто тувинский, русские учились отдельно, потому что тувинские дети плохо владели русским и учились с переводчиком. После восьмилетки Макар учился в Балгазыне в школе механизаторов и получил профессию тракториста-машиниста широкого профиля. Тогда с такой специальностью люди нужны были везде. Поэтому и в армии Макар попал не в пехоту, а в инженерные войска. А потом, после армии, работал трактористом сначала в Сесерлиге, потом в Суши, а когда колхозы этих сел объединились с колхозом «Искра» в Уюке, то и семья Макара Чымба перебралась на главную усадьбу теперь уже совхоза «Саянский», где продолжают жить и до сих пор,
И все было бы хорошо, но Минчимуу всегда не покидала мысль, что она живет не совсем своей жизнью, треть которой — под чужой фамилией, носит отчество не своего отца, а совсем другое. И в 2011 году решилась обратиться в суд, чтобы восстановить и свое настоящее имя, и для реализации права на социальную защиту, полагающуюся жертвам политических репрессий. Суд установил истину, и теперь Минчимаа Чымба, внучка бывшего председателя правительства ТНР Чурмит-Тажи Сата, расстреляного в 1938 году и дочь репрессированного в 1940 году Санчая Дактановича Байкара, вернула свое настоящее отчество и свои права на социальную защиту.
Казалось бы, ничего существенно не изменилось. Но это для тех, кто не испытал на себе той психологической нагрузки, когда ты — это не ты, а кто-то другой. Когда у тебя совсем не та биография, какая должна быть по праву твоего рождения, когда даже год рождения не твой (родилась Минчимаа в 1939 году, а в метриках записан 1940 год). Сейчас все встало «на круги своя». И Минчимаа Санчаевна наверстывает часть упущенной радости бытия, которую находит в общении с подругами из ансамбля «Оюннарушка», в песнях, которые они исполняют на разных мероприятиях и концертах туранского Центра культуры и досуга имени Марка Оюна. Когда все нипочем, даже расстояние в десяток километров от дома и морозы за сорок, и возраст далеко за семьдесят. Да еще грядет юбилей совместной жизни, который они должны были отмечать в 2018 году, но перенесли на нынешний, 2019-й. Поэтому с юбилеем вас, дорогие Макар Хертекович и Менчимаа Санчаевна, всех благ вам и всех радостей, какие только есть на белом свете!
Татьяна ВЕРЕЩАГИНА