Тувинская правда 12+

Мелодия жизни

18 ноября 2017
767

Имя Натальи Лопсан широко известно не только в среде профессиональных музыкантов и работников культуры. Она композитор с ярким мелодическим даром, вобравший в себя все музыкальное разнообразие и богатство тувинских песен.

Она много лет преподает такие предметы, как сольфеджио, теория музыки, гармония, отечественная музыкальная литература, музыкальный фольклор Сибири, народная музыкальная культура и др.; больше тридцати лет работает в РОМХШИ им. Р. Д. Кенденбиля; больше десяти лет работает заведующей музыкальной части и концертмейстером в Национальном театре.

Как концертмейстер она имеет большой стаж работы и заслуженные награды. Из последних достижений — выступление вместе со студенткой первого курса Кызылского колледжа искусств Кариной Ховалыг (класс преподавателя Э.Д. Докулак) на международном конкурсе вокалистов «Звездная рапсодия» в Санкт-Петербурге, где они стали лауреатами 1-й степени среди 120 участников. Не умаляя значения в этом всего творческого коллектива Кызылского колледжа искусств, отметим исполнительский профессионализм Натальи Лопсан.

В преддверии юбилейного концерта, который пройдет в Национальном театре им. В. Кок-оола 18 ноября, она согласилась ответить на наши вопросы.

Наталья Александровна, когда вы захотели стать профессиональным музыкантом?

— Для меня проблемы выбора профессии не было. Я родилась в музыкальной семье: мать Лопсан Мария Монгушевна (заслуженный работник культуры РТ) — выпускница теоретического отделения Кызылского музыкального училища, работает в республиканской школе искусств со дня ее открытия; отец Александр Ондарович, дирижер-хоровик, много лет трудился в области культуры, ветеран ансамбля «Саяны». С детских лет посещала музыкальную школу, ходила вместе с родителями на репетиции, концерты. Знала многих известных деятелей культуры и искусства: А. Б. Чыргал-оола, Р. Д. Кенденбиля и многих других. Училась по фортепиано у Виктора Георгиевича Баскакова, который заложил прочный фундамент моей дальнейшей учебы на фортепианном отделении Кызылского училища искусств. Занималась и на теоретико-композиторском отделении. С малых лет я окружена музыкой, театром, танцами. Считаю, что у меня и у моих ровесников было счастливое детство.

— Как вы начали сочинять музыку?

— Однажды студентам училища предложили заниматься композицией у Хуреш-оола Кара-Саловича Дамба. Первые мои опусы — в основном, фортепианные пьесы — написаны под его руководством. А потом в конкурсе на лучшую песню, посвященную 40-летию Победы, моя песня на русский текст М. Кенин-Лопсана заняла призовое место. Осенью 1985 г. меня перевели на IV курс Новосибирского музыкального училища. Потом — годы учебы на теоретико-композиторском факультете Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, которые стали самыми значимыми для становления меня как музыканта.

Уже работая в РШИ, обратила внимание на нехватку произведений на тувинском материале. Это натолкнуло меня на мысль написать обработки для разных инструментов, фортепианные произведения. Так, родились Фантазия на тему тувинской народной песни «Чашпы-Хем» для домры с фортепиано, обработка песни Х. Дамба «Шолбаным сен» для двух домр. Мой отец стал первым исполнителем песни и очень любил ее.

В 1999 году Вячеслав Альбертович Танов принес в РШИ стихи Екатерины Тановой «Оваа» и предложил сочинить песню. Записала мелодию песни и отдала. Через некоторое время «Оваа» была исполнена на республиканском конкурсе «Золотой фонд Радио Тувы» Надеждой Шойгу и завоевала гран-при. С этого времени я начала писать песни. Всего мной написано их около 150. Некоторые из них известны, некоторые ждут своих исполнителей.

В «нулевые» годы я занималась в РШИ эстрадным вокалом и стала писать песни для детей. Мои ученики и стали первыми их исполнителями. Тогда же начала работу над сборником фортепианных пьес для детей, который вышел под названием «Тувинская тетрадь». Хочу выпустить и вторую «Тувинскую тетрадь-сборник песен под заглавием «Чуртталганын аялгазы» с диском; сборники инструментальных обработок и вокализов, поработать в жанре романса. Но не хватает свободного времени. Хочется сочинять музыку системно, чувствовать заинтересованность в этом творческих коллективов и Министерства культуры. На мой взгляд, только при таком системном подходе возможно сочинение серьезных музыкальных произведений.

— От читателей «Тувинской правды» и поклонников вашего таланта желаем вам дальнейших успехов, осуществления планов и творческого полета!

Аясмаа БАРАНМАА,

кандидат искусствоведения, член СК России

asdf asdf asdf