Эти люди называются видеоблогерами — или, в обиходе, влогерами. Основной ареал их обитания, а также место главного профессионального интереса — это Всемирная Сеть. Туда в формате видео они транслируют то, что происходит во внешнем мире; точнее, предлагают видеообзор того или иного события так, как оно увиделось им. Пассивные Интернет-обитатели продукцию влогеров съедают с большим аппетитом, ведь это, по сути, не что иное как «живой» взгляд на события, долгожданная альтернатива давно приевшемуся новостному формату, в котором работают все без исключения средства массовой информации. Случайный зритель вместе со влогером словно бы посещает мероприятие и видит его под иным углом, в неожиданном ракурсе, пренебрегая всеми мыслимыми правилами подачи информации.
К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
В Туве серьёзных влогеров, регулярно обогащающих Сеть эксклюзивным контентом собственного производства, — раз — два и обчёлся. Буян Салчак — один из представителей этого редкого вида.
Выпускник школы № 1 Кызыла, как влогер Буян именно из школы и вырос. Ещё в бытность свою шестнадцатилетним учеником создал в Интернете локальное творческое пространство, куда полился поток отснятой школьной жизни. Снимал вместе с друзьями-одноклассниками; из набора лиц, картинок и импровизаций монтировал забавные ролики — зрители пищали от восторга. Не планировавшийся в общем-то проект сразу же зафонтанировал творческой смекалкой, множеством идей, искристым юмором. Назвали его «Бротян7». Смысл названия толком до сих пор объяснить не могут, кроме как что это производное от двух слов — блатного «бро» и где-то кем-то слышанного «тян» неизвестной этимологии, но по звучанию довольно приятного. Сложили, попробовали на слух, удовлетворились; для солидности прибавили цифру в конце. Так и родился «Бротян7», а из него потом — бротянство, термин уже абстрактный, тут же ушедший в народ.
Юноша так увлёкся видеотворчеством, что когда после выпуска одноклассники его разъехались кто куда учиться, он, в силу обстоятельств оставшись в Кызыле, на два года задержался в стенах родного учебного заведения. «Бротян7» превратился в бесконечный юмористический сериал о жизни обитателей школы № 1.
А в прошлом году Буян взбунтовался. Из школы ушёл, фокус «Бротян7» вывел за пределы учебного заведения. Транслировал уже фестиваль красок и другие городские мероприятия. С командой единомышленников планировал новые, более серьёзные, видеопроекты и даже — общественную организацию. Талантливого юношу заметили в министерстве молодёжи и спорта республики, и сегодня он — творческий сотрудник Центра молодёжных инициатив. Плечом к плечу с такими же, как он, яркими и дерзкими ребятами создаёт для молодёжи Тувы новую — полную захватывающих возможностей — реальность.
А с января в этой реальности распахнула двери медиа-школа. Буян с друзьями отважно взялся поднатаскать кызылских подростков по части видеотворчества. Занятия продлятся до конца февраля, и за это время дети должны успеть придумать, снять и смонтировать несколько оригинальных видеопроектов. О медиа-школе, бротянстве, видеоблогерстве и многом другом Буян расскажет сегодня сам — более подробно и так, как это может сделать только он.
ШКОЛА-КАСТИНГ
— Буян, кем вы себя позиционируете? Вы кто?
— Меня называют влогером, хотя мне не очень нравится это слово. Мне больше нравится — видеомейкер. Человек, который создаёт видео. Не только влоги (видеоблоги — прим. авт.), но и многое другое. Раньше мы и правда зациклены были на влогах, они нравились людям, но сейчас мы хотим от них отойти — на шаг вперёд, наверное.
— Мы — это кто?
— У нас команда есть, «G-Media», и мы создаём медиа-школу. На прошлой неделе набрали второй состав, и сейчас с нами уже 32 человека. Мы их обучим всему, что умеем сами, — съёмкам, монтажу, и самых инициативных, мощных, возьмём в свою команду для дальнейшей работы. Медиа-школа — это хороший такой кастинг. В планах у нас много новых проектов. Мы собираемся перейти на другой формат, создавать что-то типа шоу.
— А работать собираетесь под флагом общественной организации, или такого неформального объединения? Обучение в медиа-школе платное?
— Нет, нет. Никакой оплаты. Наверное, можно было бы это монетизировать, но не сейчас. Может, потом… Сейчас это проект Центра молодёжных инициатив.
«БРОТЯН», КОТОРЫЙ ПЫТАЛСЯ
— Буян, в Сети ваша школа «живёт» на бротянской платформе. Расскажите про этот проект — что это такое и чем вы его до сих пор заполняли?
— Это такой канал, куда мы заливаем различные влоги, видео о Туве, проекты разные. Всё началось со школы, с 2014 года. У нас была идея снимать позитивные видео, чтобы развивать внутришкольные медиа, создавать особенную атмосферу, увлечь процессом школьников… И, в принципе, у нас это получилось. Активно канал начал работать в прошлом году. Там началось городское вещание. Людям нравится: сейчас средний показатель просмотров вырос до четырёх тысяч. Прежде были только влоги и фильмы…
— А как они рождались: спонтанно, или вы продумывали сценарий?
— Да, кстати, всё рождалось спонтанно. Просто приходила идея: давайте снимем проект. Давайте. Я беру камеру, и сценарий возникает по ходу. Так было до фильма про ЕГЭ. Тогда-то мы и поняли, что сценарий писать надо для всего, потому что не всегда получаются удачные импровизации. Сейчас на самые незначительные проекты, даже на влоги, пишем отдельные сценарии.
— Давайте всё же разъясним, что такое влог?
— Это когда я прихожу куда-то, лучше с другом, включаю камеру. Он что-то делает, а я снимаю. Съёмка в свободном стиле. Ограничений вообще никаких, и по времени в том числе. Но лично я люблю формат в 22–24 либо в 5–7 минут. Сейчас, монтируя, мы очень жёстко отбираем материал, выбрасываем больше половины, оставляя только самое интересное и смешное. Фильмы, кстати, по хронометражу тоже разные: бывало, и двухминутки снимали, бывало и 12 минут. В зависимости от сюжета. У нас есть актёры, которые готовы сыграть всё: драму? — да запросто; комедию? — о, прикольно.
— Что ещё снимали для «Бротян7»?
— Был проект, который мы снова будем создавать совсем скоро. Это как разножанровое ассорти: видеожурнал из фильмов, влогов с мероприятий… ещё что-то. Хронометраж — 22 минуты, каждую неделю будем выкладывать новый выпуск. Наверное, это уже можно определить как шоу. Пилот вышел в прошлом году, правда, особого успеха не сорвал. Тогда мы решили, что пока это сложно. Теперь у нас есть возможность вернуться к той идее, что-то в ней упростить, улучшить и запустить по новой. Ещё мы пробовали себя в жанре развлекательного шоу. Приглашали гостей, известных людей, и с ними играли в импровизацию, шутили. Называлось это импровизационным шоу #тыпытался.
ХАРИЗМА И ХОРОШИЙ МОЗГ
— Буян, чтобы стать влогером, что нужно иметь для начала? Самый примитивный набор.
— Камеру купить для начала. Можно на телефоне, но хорошего качества. И, наверное, хороший ноутбук, чтобы в нём монтировать. Программа монтажа сложная и требовательная. Ну и обязательно — харизму и хороший мозг. Чтобы извилины работали — надо ведь понимать, что и как снять, чтобы было интересно. Придумать сценарий, и это всё соединить в одно хорошее видео.
— А что гарантирует успех влогеру, на которого подписываются, которого ждут?
— Я думаю, хороший контент. И создавать его желательно не одному. Ну что он может снять, если один придёт на мероприятие? Привет, ребята, это я, я нахожусь вот здесь… Если же делать это с друзьями, то с их помощью можно по-разному импровизировать. Одна из составляющих успеха — это всё-таки команда. Тем более если хочешь сделать проект сложнее влога.
— А ведь вы снимали ещё и сериал?
— Да. Было дело. Тоже началось спонтанно. В прошлом феврале задумались: а почему бы не снять сериал? Хм… Придумали очень странный сюжет на пять серий, каждая серия — по минуте. После первой же серии мы были уверены, что получился полный бред. Парадокс в том, что всем этот бред понравился, и все хотели продолжения. Снимали без усилий, одна сплошная импровизация.
— Из того, что было снято, какой ролик самый популярный?
— О, это двухминутный музыкальный ролик, микс из слов. В общем, была такая история. Мои друзья взяли камеру, начали говорить на неё. И я подумал: а не сделать ли из этого песню? Получились две минуты — но они произвели оглушительный фурор. При этом смысла в этом ролике вообще нет. Что-то про хлеб, булку, намазать на хлеб... «Чаапкан хлеб». Просто смонтировано как клип. Смешное, задорное видео. Все его репостили в Сети, набралось 15 тысяч просмотров… Благодаря именно этому миксу о нас узнали, а тех, кто в нём снялся, даже узнавали на улице.
ПОПРОБОВАЛ, И ПОПЁРЛО
— Буян, вы наверняка интересовались видеоконтентом, созданным такими же видеоблогерами, как вы, который сейчас уже есть в Туве…
— Обязательно. Если анализировать, то получается, что у нас в республике видеоконтент вообще не популярен. Тувинский ютуб-канал составляют в основном материалы различных СМИ. Ну… и наш материал. И совсем чуть-чуть — это 14–15-летние блогеры. Их попытки очень слабые и быстро прекращаются. Но знаете, я думаю, что уже в этом году мы выйдем на новый виток развития. В нашей медиа-школе мы подучим ребят, выдадим им каналы, пусть снимают. Вообще наша задача — по возможности максимально разнообразить местный видеоконтент. Чтобы когда вбиваешь в поиск видеосайта на Ютубе слово «Тыва», вываливались бы не результаты информационной войны, криминал всякий, а — что-то доброе, позитивное. Разные забавные и смешные влоги ребят, просто красивое видео. Очень раздражает стереотип, что мы тут все с ножами ходим.
— Вы зарабатываете на своих роликах?
— Я зарабатываю, но эти деньги очень смешные: на Ютубе — 20 рублей в месяц.
— То есть один просмотр — это не один рубль?
— Нет, к сожалению. Если б это было так, я бы только этим и занимался. Но мы сейчас пробуем рекламу внутри влогов и фильмов. Правда, рассчитываются пока с нами не деньгами, а продукцией.
— Всё же в масштабах страны это явление стремительно набирает популярность. Как вы считаете, Буян, чем оно людям интересно?
— У нас чаще всего просто задаются вопросом: а есть ли в Туве влоги? Вбивают в поиск и смотрят. Находят, например, меня. О, прикольно: тувинский влогер. Только из-за этого подписываются. Людям интересно то, что в Туве есть хоть какой-то видеоконтент.
— А зачем это надо тому, кто делает? Вам зачем?
— Не знаю. Я один раз попробовал, и меня на это попёрло… Как-то страшно это прозвучало, как будто я сейчас про что-то… Господи. В общем, я попробовал один раз записать влог, людям понравилось, и я подумал: раз людям нравится — надо делать это и дальше. Главное — чтобы чем дальше, тем это получалось лучше и интереснее.
Виктория КОНДРАШОВА