Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Мастер-классы от главного бро

3 февраля 2018
853

Эти люди называются видеоблогерами — или, в обиходе, влогерами. Основной ареал их обитания, а также место главного профессионального интереса — это Всемирная Сеть. Туда в формате видео они транслируют то, что происходит во внешнем мире; точнее, предлагают видеообзор того или иного события так, как оно увиделось им. Пассивные Интернет-обитатели продукцию влогеров съедают с большим аппетитом, ведь это, по сути, не что иное как «живой» взгляд на события, долгожданная альтернатива давно приевшемуся новостному формату, в котором работают все без исключения средства массовой информации. Случайный зритель вместе со влогером словно бы посещает мероприятие и видит его под иным углом, в неожиданном ракурсе, пренебрегая всеми мыслимыми правилами подачи информации.

К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В Туве серьёзных влогеров, регулярно обогащающих Сеть эксклюзивным контентом собственного производства, — раз — два и обчёлся. Буян Салчак — один из представителей этого редкого вида.

Выпускник школы № 1 Кызыла, как влогер Буян именно из школы и вырос. Ещё в бытность свою шестнадцатилетним учеником создал в Интернете локальное творческое пространство, куда полился поток отснятой школьной жизни. Снимал вместе с друзьями-одноклассниками; из набора лиц, картинок и импровизаций монтировал забавные ролики — зрители пищали от восторга. Не планировавшийся в общем-то проект сразу же зафонтанировал творческой смекалкой, множеством идей, искристым юмором. Назвали его «Бротян7». Смысл названия толком до сих пор объяснить не могут, кроме как что это производное от двух слов — блатного «бро» и где-то кем-то слышанного «тян» неизвестной этимологии, но по звучанию довольно приятного. Сложили, попробовали на слух, удовлетворились; для солидности прибавили цифру в конце. Так и родился «Бротян7», а из него потом — бротянство, термин уже абстрактный, тут же ушедший в народ.

Юноша так увлёкся видеотворчеством, что когда после выпуска одноклассники его разъехались кто куда учиться, он, в силу обстоятельств оставшись в Кызыле, на два года задержался в стенах родного учебного заведения. «Бротян7» превратился в бесконечный юмористический сериал о жизни обитателей школы № 1.

А в прошлом году Буян взбунтовался. Из школы ушёл, фокус «Бротян7» вывел за пределы учебного заведения. Транслировал уже фестиваль красок и другие городские мероприятия. С командой единомышленников планировал новые, более серьёзные, видеопроекты и даже — общественную организацию. Талантливого юношу заметили в министерстве молодёжи и спорта республики, и сегодня он — творческий сотрудник Центра молодёжных инициатив. Плечом к плечу с такими же, как он, яркими и дерзкими ребятами создаёт для молодёжи Тувы новую — полную захватывающих возможностей — реальность.

А с января в этой реальности распахнула двери медиа-школа. Буян с друзьями отважно взялся поднатаскать кызылских подростков по части видеотворчества. Занятия продлятся до конца февраля, и за это время дети должны успеть придумать, снять и смонтировать несколько оригинальных видеопроектов. О медиа-школе, бротянстве, видеоблогерстве и многом другом Буян расскажет сегодня сам — более подробно и так, как это может сделать только он.

ШКОЛА-КАСТИНГ

Буян, кем вы себя позиционируете? Вы кто?

— Меня называют влогером, хотя мне не очень нравится это слово. Мне больше нравится — видеомейкер. Человек, который создаёт видео. Не только влоги (видеоблоги — прим. авт.), но и многое другое. Раньше мы и правда зациклены были на влогах, они нравились людям, но сейчас мы хотим от них отойти — на шаг вперёд, наверное.

Мы — это кто?

— У нас команда есть, «G-Media», и мы создаём медиа-школу. На прошлой неделе набрали второй состав, и сейчас с нами уже 32 человека. Мы их обучим всему, что умеем сами, — съёмкам, монтажу, и самых инициативных, мощных, возьмём в свою команду для дальнейшей работы. Медиа-школа — это хороший такой кастинг. В планах у нас много новых проектов. Мы собираемся перейти на другой формат, создавать что-то типа шоу.

А работать собираетесь под флагом общественной организации, или такого неформального объединения? Обучение в медиа-школе платное?

— Нет, нет. Никакой оплаты. Наверное, можно было бы это монетизировать, но не сейчас. Может, потом… Сейчас это проект Центра молодёжных инициатив.

«БРОТЯН», КОТОРЫЙ ПЫТАЛСЯ

Буян, в Сети ваша школа «живёт» на бротянской платформе. Расскажите про этот проект — что это такое и чем вы его до сих пор заполняли?

— Это такой канал, куда мы заливаем различные влоги, видео о Туве, проекты разные. Всё началось со школы, с 2014 года. У нас была идея снимать позитивные видео, чтобы развивать внутришкольные медиа, создавать особенную атмосферу, увлечь процессом школьников… И, в принципе, у нас это получилось. Активно канал начал работать в прошлом году. Там началось городское вещание. Людям нравится: сейчас средний показатель просмотров вырос до четырёх тысяч. Прежде были только влоги и фильмы…

А как они рождались: спонтанно, или вы продумывали сценарий?

— Да, кстати, всё рождалось спонтанно. Просто приходила идея: давайте снимем проект. Давайте. Я беру камеру, и сценарий возникает по ходу. Так было до фильма про ЕГЭ. Тогда-то мы и поняли, что сценарий писать надо для всего, потому что не всегда получаются удачные импровизации. Сейчас на самые незначительные проекты, даже на влоги, пишем отдельные сценарии.

Давайте всё же разъясним, что такое влог?

— Это когда я прихожу куда-то, лучше с другом, включаю камеру. Он что-то делает, а я снимаю. Съёмка в свободном стиле. Ограничений вообще никаких, и по времени в том числе. Но лично я люблю формат в 22–24 либо в 5–7 минут. Сейчас, монтируя, мы очень жёстко отбираем материал, выбрасываем больше половины, оставляя только самое интересное и смешное. Фильмы, кстати, по хронометражу тоже разные: бывало, и двухминутки снимали, бывало и 12 минут. В зависимости от сюжета. У нас есть актёры, которые готовы сыграть всё: драму? — да запросто; комедию? — о, прикольно.

Что ещё снимали для «Бротян7»?

— Был проект, который мы снова будем создавать совсем скоро. Это как разножанровое ассорти: видеожурнал из фильмов, влогов с мероприятий… ещё что-то. Хронометраж — 22 минуты, каждую неделю будем выкладывать новый выпуск. Наверное, это уже можно определить как шоу. Пилот вышел в прошлом году, правда, особого успеха не сорвал. Тогда мы решили, что пока это сложно. Теперь у нас есть возможность вернуться к той идее, что-то в ней упростить, улучшить и запустить по новой. Ещё мы пробовали себя в жанре развлекательного шоу. Приглашали гостей, известных людей, и с ними играли в импровизацию, шутили. Называлось это импровизационным шоу #тыпытался.

ХАРИЗМА И ХОРОШИЙ МОЗГ

Буян, чтобы стать влогером, что нужно иметь для начала? Самый примитивный набор.

— Камеру купить для начала. Можно на телефоне, но хорошего качества. И, наверное, хороший ноутбук, чтобы в нём монтировать. Программа монтажа сложная и требовательная. Ну и обязательно — харизму и хороший мозг. Чтобы извилины работали — надо ведь понимать, что и как снять, чтобы было интересно. Придумать сценарий, и это всё соединить в одно хорошее видео.

А что гарантирует успех влогеру, на которого подписываются, которого ждут?

— Я думаю, хороший контент. И создавать его желательно не одному. Ну что он может снять, если один придёт на мероприятие? Привет, ребята, это я, я нахожусь вот здесь… Если же делать это с друзьями, то с их помощью можно по-разному импровизировать. Одна из составляющих успеха — это всё-таки команда. Тем более если хочешь сделать проект сложнее влога.

А ведь вы снимали ещё и сериал?

— Да. Было дело. Тоже началось спонтанно. В прошлом феврале задумались: а почему бы не снять сериал? Хм… Придумали очень странный сюжет на пять серий, каждая серия — по минуте. После первой же серии мы были уверены, что получился полный бред. Парадокс в том, что всем этот бред понравился, и все хотели продолжения. Снимали без усилий, одна сплошная импровизация.

Из того, что было снято, какой ролик самый популярный?

— О, это двухминутный музыкальный ролик, микс из слов. В общем, была такая история. Мои друзья взяли камеру, начали говорить на неё. И я подумал: а не сделать ли из этого песню? Получились две минуты — но они произвели оглушительный фурор. При этом смысла в этом ролике вообще нет. Что-то про хлеб, булку, намазать на хлеб... «Чаапкан хлеб». Просто смонтировано как клип. Смешное, задорное видео. Все его репостили в Сети, набралось 15 тысяч просмотров… Благодаря именно этому миксу о нас узнали, а тех, кто в нём снялся, даже узнавали на улице.

ПОПРОБОВАЛ, И ПОПЁРЛО

Буян, вы наверняка интересовались видеоконтентом, созданным такими же видеоблогерами, как вы, который сейчас уже есть в Туве…

— Обязательно. Если анализировать, то получается, что у нас в республике видеоконтент вообще не популярен. Тувинский ютуб-канал составляют в основном материалы различных СМИ. Ну… и наш материал. И совсем чуть-чуть — это 14–15-летние блогеры. Их попытки очень слабые и быстро прекращаются. Но знаете, я думаю, что уже в этом году мы выйдем на новый виток развития. В нашей медиа-школе мы подучим ребят, выдадим им каналы, пусть снимают. Вообще наша задача — по возможности максимально разнообразить местный видеоконтент. Чтобы когда вбиваешь в поиск видеосайта на Ютубе слово «Тыва», вываливались бы не результаты информационной войны, криминал всякий, а — что-то доброе, позитивное. Разные забавные и смешные влоги ребят, просто красивое видео. Очень раздражает стереотип, что мы тут все с ножами ходим.

Вы зарабатываете на своих роликах?

— Я зарабатываю, но эти деньги очень смешные: на Ютубе — 20 рублей в месяц.

То есть один просмотр — это не один рубль?

— Нет, к сожалению. Если б это было так, я бы только этим и занимался. Но мы сейчас пробуем рекламу внутри влогов и фильмов. Правда, рассчитываются пока с нами не деньгами, а продукцией.

Всё же в масштабах страны это явление стремительно набирает популярность. Как вы считаете, Буян, чем оно людям интересно?

— У нас чаще всего просто задаются вопросом: а есть ли в Туве влоги? Вбивают в поиск и смотрят. Находят, например, меня. О, прикольно: тувинский влогер. Только из-за этого подписываются. Людям интересно то, что в Туве есть хоть какой-то видеоконтент.

А зачем это надо тому, кто делает? Вам зачем?

— Не знаю. Я один раз попробовал, и меня на это попёрло… Как-то страшно это прозвучало, как будто я сейчас про что-то… Господи. В общем, я попробовал один раз записать влог, людям понравилось, и я подумал: раз людям нравится — надо делать это и дальше. Главное — чтобы чем дальше, тем это получалось лучше и интереснее.

Виктория КОНДРАШОВА