— У нашей республики появился еще один друг и мощный лоббист, — заинтриговал Шолбан Кара-оол членов клуба главных редакторов тувинских СМИ на очередном его заседании, — это председатель Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Ивановна Матвиенко. Уже ради этого результата стоило проводить Дни Тувы в верхней палате парламента страны. Но мы достигли большего. Для многих сенаторов наша республика перестала быть просто пятном на карте. Мы постарались погрузить их в нашу историю, культуру и …современную проблематику. И, судя по их отзывам, нам удалось превратить их в людей, неравнодушных по отношению к Туве…
Из общения главы республики с руководителями СМИ выяснилось, что акция, проведенная в стенах здания на Ильинке, — лишь часть сложной разноплановой работы правительства Тувы в федеральных структурах власти. Преследует она решение двух задач. Одна — стратегическая — формирование привлекательного инвестиционного имиджа республики у людей, облеченных управленческими полномочиями. Другая — тактическая, но, наверное, еще более значимая сегодня, накануне заседания правительства России, на котором будут приняты решения по важнейшим вопросам социально-экономического развития нашего региона. Смысл этой задачи — заручиться перед заседанием максимально возможной поддержкой и протекцией в продвижении основных тувинских проектов: железная дорога, ТЕС-2, поворот М-54, реконструкция аэропорта.
Цена этих вопросов — миллиарды рублей. А страна сейчас живет не в той финансовой ситуации, когда такие деньги раздаются по просьбе. Проектов и насущных проблем — великое множество, по нескольку в каждом субъекте федерации, за продвижение каждого идет нешуточная борьба: свои лоббисты есть и в других регионах. И то, что именно накануне заседания правительства Шолбану Кара-оолу удалось превратить в своего идейного и решительного союзника Валентину Матвиенко — завоевание существенное. Как говорится, после драки кулаками махать будет бессмысленно.
Агитатака на СовФед — лишь одно из звеньев подготовки почвы для положительных решений федерального правительства и их дальнейшей судьбы. У главы республики уже есть твердая уверенность в том, что и в нижней палате парламента пакету правительственных решений по Туве дадут зеленый свет. Но самый сложный участок — работа с профильными министерствами и ведомствами.
— Иногда дело доходило до абсурда, — вспоминал глава республики. — Мы несколько лет не могли убедить специалистов департаментов минэнерго в том, что в республике существует дефицит электроэнергии, а в Кызыле еще и тепла не хватает. У нас одни расчеты, у них — свои выкладки, по которым концы с концами вроде бы сходятся. Однажды терпение мое лопнуло, привез в Москву кипу документов с просьбами и отказами на подключение к электросетям, теплу, приехал в минэнерго, положил на стол перед нашими оппонентами. Давайте, говорю, решим так, приезжайте к нам, садитесь в мое кресло и разберитесь с этими заявлениями и ходатайствами конкретных людей. После этого, действительно, приехали…
В свое кресло усаживать спецов из мин-энерго Шолбан Кара-оол, правда, не стал. Но москвичи ознакомились с ситуацией на месте и …поменяли мнение: есть дефицит электро- и теплоэнергии в Туве. А раз проблема есть — надо ее решать. И решают. Закольцевали ЛЭП. На очереди модернизация узловых подстанций. Правда, для этого главе республике пришлось напрямую выходить на двух президентов, сначала — на Дмитрия Медведева, потом — на Владимира Путина.
Точно так же выходило и с вопросом поворота М-54 из Кызыла в Хандагайты. Московские кабинетные расчеты дали ошеломляющий результат: перенаправление дороги, реконструкция ее до трассы третьей категории обойдется бюджету в 34 млрд рублей. Огромная сумма, нереальный и не- окупающий себя проект.
— Наши расчеты давали гораздо более скромную сумму. Но на веру их в минтрансе никто брать не хотел. Но мы не сдавались. Во-первых, нашли соинвестора содержания одного из участков трассы на новом ее маршруте, хотя это дело очень трудное. Во-вторых, обсновали экономические перспективы, которые открываются с выходом М-54 на пункт перехода Хандагайты — Боршоо и далее — на трансконтинентальную автостраду, уже протянутую через всю Монголию в Китай. Но и этого было мало. Только после того, как я зазвал министра транспорта России Максима Юрьевича Соколова к нам, проехал с ним по А-162 и убедил в том, что это рабочая трасса, а не проселочная дорога, он согласился пересчитать смету. Приехали дорожники-москвичи, отработали маршрут и вывели совсем другую сумму вложений, необходимых для поворота М-54 — 7 млрд. рублей. Все. Решение вопроса сразу перешло в практическую плоскость.
К решению каждого вопроса приходится идти одновременно несколькими путями, что увеличивает шансы выйти к цели. Каждый проект — это часть изнурительного марафона без финиша, который вместе с Кара-оолом бежит целая команда. Кара-оол в ней — мотор и таран.
— Одним из вариантов изначально было принятие целевой программы по нашей республике, которая бы включала в себя финансирование всех наших узловых проектов, — проводит главных редакторов за кулисы принятия решений Шолбан Кара-оол. — Самый простой, надо признать, и удобный вариант. Но в прошлом году министр экономики Улюкаев выступил как принципиальный противник такого способа решения проблем субъектов. По его мнению, стоит создать прецедент, и регионы выстроятся в очередь за деньгами на разовое комплексное решение своих проблем. Это означало, что и нам не избежать жесткого сопротивления этого министерства. Поэтому мы запаслись обходным маневром. Большими усилиями, но добились того, что в проект постановления как альтернатива был включен и другой вариант. В нем наши проекты уже идут не общей кучей, а с привязкой к целевым федеральным программам. То есть не мытьем, так катаньем… Не сегодня, так — завтра.
Говорили на заседании клуба о многом. Само собой разумеется — о подготовке к юбилеям, о ценах на продовольствие, о губернаторском проекте «Одно село — один продукт». Но раз за разом возвращались к предстоящему в апреле заседанию федерального правительства. Наверняка у всех на языке ужом крутился один вопрос: найдет Москва деньги на тувинские проекты. Задавать его было неловко: прогнозы — дело неблагодарное во всем, а в том, что касается инвестиций… Но не выдержали, спросили.
— Я не суеверный, однако поймите меня правильно. Неосторожное слово может вызвать такую цепную реакцию, что потом тысячу раз пожалеешь. Но прогнозом о судьбе главного проекта, нашего самого трудного дитя — железной дороги — поделиться могу. Вероятность решения вопроса в нашу пользу — 90 с лишним процентов. Надеюсь, что в июне строительство ее начнется, а в 2018 году мы прокатим вас по ней. О перспективах реализации других проектов пакета пока говорить не буду. Чтобы не спугнуть удачу. Давайте лучше вот о чем: на следующей неделе я жду приезда специалиста из Газпрома. Мы хотим изучить возможность добычи из угольных пластов сопутствующего природного газа…
Еще один, новый проект? Марафон продолжается.
Роман ТАС-ООЛ