Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

«Мамина забота» в отсутствие мамы

10 февраля 2018
686

Как и многим её коллегам, Светлане Кальсиной то и дело приходится ломать стереотипы. Чаще всего — в головах своих клиентов, отказывающихся получать нужную им помощь. Светлана — детский психолог, и маленьким пациентам, которых к ней за ручку приводят родители и которые яростно негодуют насчёт того, что они «не психи», она терпеливо разъясняет: на самом деле я такой тренер, детский коуч, человек, который поможет тебе разобраться со своими проблемами, поставить перед собой правильные цели. Человек-коуч детям нравится куда больше человека-психолога.

Одновременно с «коучингом» Светлана практикует и более сложное ремесло: психокоррекцию. Это — деликатная и кропотливая работа с особенными детьми, имеющими тяжёлый диагноз — ДЦП, аутизм, синдром Дауна. В Кызыле вместе с друзьями-специалистами — психологом, массажистом, логопедом — Светлана основала студию детской нейропсихологии, где принимает малышей. Однако это ещё не вся вселенная нашей героини, да и речь здесь пойдёт о других детях. Детях, которые сегодня для Светланы — продолжение её собственной семьи.

ПСИХОЛОГИЯ ПОМОГАЮЩАЯ И КОРРЕКТИРУЮЩАЯ

В ноябре 2016 года стереотип сломался в голове самой Светланы. Случилось это на её новом месте работы. После окончания факультета психологии ТувГУ она около трёх лет отработала в школе; убедилась, что психология в образовании — это не то, на что она готова потратить жизнь, и когда ей предложили работу по специальности в республиканском детском доме, решила попробовать. Там-то это и случилось.

Первый её рабочий день, по иронии судьбы, пришёлся на День матери. В детском доме его отметили тематическим утренником, куда пригласили и Светлану. Что ей пришлось там пережить — вполне понятно. Как и то, что будущая работа тут же представилась ей невыносимым испытанием. Однако дни потянулись один за другим, Света включилась в процесс и увидела, что всё здесь совсем не так, как кажется оттуда, из-за стен.

— Уже на следующий день, когда я пришла в группы знакомиться, на занятия, я поняла, что дети в детском доме — они вне стереотипов, — сделала вывод Светлана. — Они уже сообразили, что я не мама, что я с ними надолго. У них оказался большой интерес ко всему. Ты им говоришь — они тут же пытаются тебя услышать, проявить себя: мы всё можем и хотим. С ними очень интересно. Да, поначалу я этих детей не знала, и мне казалось, что они глубоко несчастны. Но это быстро прошло. Скоро перестаёшь думать, что они какие-то не такие. Обычные дети.

В работе Светлане всегда хотелось выкладываться по максимуму. Именно поэтому в школе она задыхалась, а социальное учреждение словно развязало ей руки.

— Психология в образовании довольно формальная, — объясняет девушка. — А в детском доме сложилась та идеальная психология, которой нас учили: ты специалист, можешь ребёнку залечить какие-то травмы, что-то изменить в нём. Здесь травма есть у каждого малыша, у каждого — переживания: страхи, слёзы, бессонница… Есть воспитатели и специалисты. С тем, что сделаем мы, ребёнок будет жить. На нас — огромная ответственность, и это очень стимулирует.

Вообще-то Светлана с детства мечтала стать врачом, как её мама. Поступить в другой город в медицинский вуз не удалось, и она выбрала факультет психологии в ТувГУ: чтобы лечить если не телесные недуги, то — недуги души человеческой. А поработав в школе, почувствовала, что знаний ей недостаёт. И поступила в Новосибирский международный институт психологии и психотерапии, получила дополнительное профессиональное образование. Теперь Светлана — клинический психолог, и в своей практике пользуется, по её словам, уже преимущественно последними, дополнительными, знаниями.

— Понимаете, педагогическая психология — она больше помогающая, а не корректирующая, — объясняет девушка. — Вроде, ты знаешь, где проблема, но тебя не научили её решать. А чтобы помогать, надо больше понимать физиологию, работу мозга. Клинический психолог узнаёт, как протекала беременность, как ребёнок развивался; на основе собранного анамнеза обнаруживает, в какой момент началась проблема, и чётко определяет, какими инструментами — психологическими или медикаментозными — её следует решать.

А НА НОЧЬ — СКАЗКУ И ОБНИМАЮЩЕЕ ОДЕЯЛКО

В январе посланец от республиканского детского дома, Светлана Кальсина, постучалась ко многим пользователям разных социальных сетей и мобильных мессенджеров. Постучалась даже к главе республики. Просьба у неё была одна — проголосовать на сайте «Добровольцы России» за социальный проект, разработанный в детском доме Тувы, который Светлана от своего имени представила на всероссийский конкурс. Существенное ограничение для участников было одно — возраст, а Светлана, 26-летний специалист, всем требованиям соответствовала.

Весь первый месяц года на сайте шло народное голосование. Страсти кипели нешуточные: за грант боролись около трёх тысяч проектов. И если поначалу инициатива нашей участницы фигурировала на 20-й — 30-й строчке рейтинга, то в день подведения итогов голосования стало известно, что проект Кальсиной «Мамина забота» закрыл собой первую сотню финалистов. Наши вздохнули: ну и ладно, ничего не потеряли. Однако тут же выяснилось, что в финале-то — пятьсот первых. И среди них уже эксперты отберут три десятка самых достойных инициатив, которые получат финансирование. Ждать — до конца февраля.

Если в нескольких словах, то проект Светланы — это программа дополнительной психологической поддержки маленьких детдомовских жителей. В приложение к ней — смета на приобретение необходимого инструментария: звукозаписывающего устройства и комплекта так называемых утяжелённых одеял. Как подсчитали в детском доме, понадобится чуть более ста тысяч рублей. Сумма довольно скромная, ведь соискателям гранта разрешили разгоняться в пределах трёхсот тысяч. Впрочем, независимо от того, состоится ли предполагаемая покупка, в детском доме уже работают по плану, который лёг в основу конкурсного проекта.

— Весь наш коллектив стремится в первую очередь создать вокруг ребёнка условия, близкие к семье, — рассказывает Светлана. — Сначала мы учили ролевые игры: школу, семью. У детского дома есть специальная программа по вхождению ребёнка в семью. Но учить — одно, а представить живой пример — уже совсем другое. И мы задумались о таких мероприятиях, где вместе бы участвовали и дети, и взрослые — участники школы опекунов, которая работает при детском доме. Самое первое мероприятие придумала воспитатель младшей группы — «весёлые старты». Задания дали шуточные, лёгкие: на скорость одеть ребёнка, перенести его от старта до финиша, спеть ему колыбельную. Очень много было эмоций у взрослых участников, но мы-то в первую очередь обратили внимание на детей. Знаете, когда им пели колыбельные, у них лица разглаживались, улыбки появлялись, в глазах — свет. А на следующий день им было интереснее учиться. Они внимательнее сидели на занятиях, не баловались, не отвлекались, с большим аппетитом ели. Сон улучшился… Сначала мы планировали просто цикл занятий, где будущие приёмные родители и дети будут делать какую-то общую работу. Провели два таких занятия и снова получили очень хороший результат: дети переставали даже друг с другом конкурировать, они были более дружны, гармоничны. Я бы сказала — менее напряжённы. Потом мы решились ещё расширить проект. Нашлись люди, которые показывали детям тувинские национальные игры, учили их английскому языку. И каждый раз мы фиксировали положительную динамику.

…Так и родилась программа «Мамина забота». Педагоги и психологи детского дома как бы заново приучают своих малышей ко взрослым и к позитивному взаимодействию с ними, а чтобы эффект от этой работы не рассеивался, а наоборот, аккумулировался и укреплялся, они решили подключить к процессу тяжёлую артиллерию — современные технологии. Чтобы процесс, который днём осуществляют взрослые, не заканчивался в конце рабочего дня, а продолжался и вечером, и даже ночью. Так, словно ребёнок не в казённом учреждении, а дома. Там, где ему на ночь прочитают сказку, обнимут перед сном, подоткнут одеялко.

Сказкотерапия — это такой психологический приём, когда ребёнок слушает сказку, специально подобранную психологом.

— Например, мышонок, который боится темноты, в конце сказки со своей проблемой справляется, — поясняет Светлана. — А у нас дети с разными страхами, и эти страхи надо куда-то девать. И поскольку не всегда получается проработать их днём, можно записать комплекс таких сказок, которые они будут слушать перед сном. Засыпать они будут спокойнее.

Светлана считает, что для наших ребятишек, которые растут в сплетении двух культур, было бы важно записать подборку сказок и колыбельных на русском и тувинском языках. С учётом, разумеется, возраста и других особенностей малышей. И для этого нужна звукозаписывающая аппаратура. Первый пункт сметы.

Второй, самый объёмный, — это так называемые утяжелённые одеяла. Это уже терапевтические средства, позволяющие компенсировать малышу нехватку материнского внимания на уровне телесных ощущений.

— Эти утяжелённые одеяла — разработка психологов и физиологов, — поясняет Светлана. — Конечно, ни в коем случае они не заменяют маму, но создают такое давление на ребёнка, что он чувствует, будто находится в объятиях. У нас уже есть одно такое одеялко, мы сами его сшили, весит оно 6,5 кг, наполнитель в нашем случае — гречишная лузга. Ребёнка заворачиваешь в это одеялко, играешь с ним в разные игры: в домик, пещеру, сосиску — он расслабляется, становится более уравновешенным. Где-то на телесном уровне успокаивается.

* * *

Получит ли проект Светланы поддержку, неизвестно. Однако и она, и её коллеги из детского дома уже довольны тем, что поучаствовали в конкурсе. Пока шло голосование, авторы проекта получили столько отзывов, слов поддержки и предложений помощи от жителей Тувы, что говорят без сомнений: даже если наша инициатива не пройдёт — мы уже победили. Работа ведётся, как и задумали, ребятишки с благодарностью на неё откликаются. Люди чуть больше узнали о детском доме и о том, в чём действительно нуждаются его подопечные. А сам детский дом приобрёл много новых друзей, готовых просто так прийти, подарить малышам эмоции и впечатления и научить их чему-то новому. А деньги — …

— Если мы не выиграем этот конкурс, — заключает Светлана, — то постараемся собрать эту сумму посредством благотворительной акции. Тем более что опыт проведений таких акций у нас уже есть.

Виктория КОНДРАШОВА