Из-за отсутствия крупного промышленного производства малый и средний бизнес играет особую роль в развитии экономики республики.
Кризисные периоды в экономике в равной степени создают как угрозы, так и возможности, в развитии предпринимательского сектора. Происходит санация экономики в форме самоустранения неэффективных форм ведения бизнеса, переориентация на новые более перспективные направления.
Подтверждением этому является резкие колебания количества субъектов малого и среднего предпринимательства в кризисные периоды. При этом следует отметить, что общий спад численности субъектов предпринимательства в Республике Тыва за 2016-2018 годы не сопровождалось сокращением налоговых поступлений, а наоборот доходы бюджета от малого бизнеса в целом ежегодно росли. То есть, эффективный бизнес развивается дальше.
По состоянию на 10 апреля 2019 г. в Едином реестре числится 7197 субъектов предпринимательства, что на 34 % меньше, чем официально зарегистрированных (9367 ед.). Если мы раньше ориентировались на статистические данные, то, начиная с августа 2016 года ,основные показатели количества субъектов предпринимательства и численности работников рассчитываются Минэкономразвития России и другими федеральными органами, исходя из Единого реестра налоговой службы.
Причина, по которой субъект предпринимательства не попадает в реестр, проста – своевременно не предоставляешь отчет в налоговую службу по доходам и работникам, значит, не ведешь предпринимательскую деятельность.
Стимулирование предпринимательской активности - одна из основных мер снижения показателя бедности в республике. В частном секторе экономики в республике занято 40774 человек, или 32,6 % от экономически активного населения.
Ключевой показатель национального проекта развития бизнеса - увеличение к 2024 году численности занятых в сфере предпринимательства до 20 тыс. человек, т.е. на 36 % больше, чем на начало нынешнего года. Минэкономики РТ в 2018 году планировалось довести его до 7243 ед. План выполнили органы самоуправления (ОМСУ) пяти районов: Кызылский (+32 ед.), Эрзинский (+13 ед.), Барун-Хемчикский (+10 ед.), Чаа-Хольский (+5 ед.), Тере-Хольский (+2 ед.). Остались на уровне 2018 года Каа-Хемский, Тес-Хемский, Овюрский районы. Снижение этого показателя по сравнению с началом 2018 года допустили 10 ОМСУ: г. Кызыла (-64 ед.), Улуг-Хема (-60 ед.),Сут-Холя (-30 ед.), г. Ак-Довурака (-17 ед.), Бай-Тайги (-13 ед.), Танды (-9 ед.), Чеди-Холя (-8 ед.), Пий-Хема (-7 ед.), Монгун-Тайги (-6 ед.), Дзун-Хемчика (-3 ед.), Тоджи (-2 ед.).
Неустойчивость нашего предпринимательского сектора обусловлена его структурой: преобладающая доля субъектов, или 98,4% от общего количества – микропредприятия и индивидуальные предприниматели.
Структура малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва не сбалансирована в территориальном аспекте: 51% субъектов предпринимательства ведут деятельность в г. Кызыле, при этом в отраслевом разрезе 42% субъектов заняты в сфере оптовой и розничной торговли.
Согласно статистическим сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП за 2018 год снялось с учета 599 субъектов предпринимательства, в 2017 году снижение составило 104 единицы. В основном - 85% - это индивидуальные предприниматели.
Помимо экономически обоснованных причин (снижение покупательского спроса вследствие кризисных явлений, конкуренция между предпринимателями), по результатам анкетирования, проведенного при содействии Управления ФНС, можно выделить следующие: 31 % - из-за снижения прибыльности бизнеса; 30 % - из-за проблем с оплатой страховых взносов и налоговых платежей; 22 % - проблемы личного характера (семья, здоровье, переезд и т.д.); 7 % - из-за давления административных органов; 10 % - по иным причинам (конкуренция, отсутствие подходящих кадров).
На вопрос: «Какой административный орган оказывает наибольшее давление на бизнес?», 35% отметили Пенсионный фонд; 27% - налоговую службу; 24% - судебных приставов; 5% - Роспотребнадзор; 3% - администрацию района/города/села; также 3% - ГИБДД; 2% - пожарную службу и 1% - прокуратуру. Все, кроме администраций, это территориальные структуры федеральных органов, действующие в рамках федеральных норм и правил. В виду того, что они находятся за пределами нашего прямого влияния, мы способны помочь бизнесмена единственным способом – вести ликбез их правовой безграмотности. Очень часто они по незнанию попадают под большие штрафы и иные ограничения, не умеют правильно оптимизировать налоговую нагрузку.
46% закрывшихся работали в сфере торговли, 17% занимались грузоперевозками и пассажироперевозками; 9% – деятельностью в сфере пищевой промышленности; 7% - разведением КРС, МРС; 3% деятельностью в сфере здравоохранения; 18% иными видами деятельности (операции с недвижимым имуществом, предприятия общественного питания; овощеводство и земледелие).
Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства по данным налоговой службы на 10 января 2019 г. составила 8702 единиц, что на 279 больше по сравнению с 2018 годом. Распределение численности работников субъектов предпринимательства по отраслям экономики: в оптовой и розничной торговле заняты 45% работников, сельском хозяйстве – 15%, жилищном хозяйстве – 9,5%, транспорте и связи – 8,1%, обрабатывающих производствах и строительстве по 9,1%.
В соответствии с ежегодным мониторингом, проводимым Минэкономики РТ по итогам 2018 года, органами исполнительной власти РТ и местного самоуправления государственная финансовая поддержка в виде грантов и субсидий оказана 855 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 393752 тыс. рублей. Из них 95 % - субсидии, выданные Минсельхозом РТ (798 СМСП на сумму 377791 тыс. рублей). По линии Минкультуры РТ трем СМСП выделено субсидий на 550 тыс. рублей, Минтруда РТ - 21 СМСП на сумму 2346,12 тыс. рублей, Минмолспорта РТ - шести СМСП на сумму 645 тыс. рублей, ОМСУ - девяти СМСП на сумму 1720 тыс. рублей, Фонда поддержки предпринимательства РТ - 18 микрозаймов на сумму 10700 тыс. рублей.
В основном деньги идут на поддержку сельского хозяйства, но субсидий не хватает на техприсоединение к электросетям, оплату части лизинга, оплату части приобретаемого оборудования и т.д. В текущем году Минэкономики РТ на финансовую поддержку в виде субсидий нескольких видов в бюджете заложено 41 774 тыс. рублей. Приоритетно оно выделяются малым и средним предприятия, которые обладают потенциалом для роста и вкладывают в проект значительные средства. Например, есть необходимость поддержки предпринимателей оказывающих населению услуги перевозки, готовых вложиться на покупку новой техники по договору лизинга. Имеет смысл оказать помочь в приобретении оборудования для выделки шкуры. В основном проекты направлены на решение социальных задач, стоящих перед нами.
Имущественная поддержка в виде предоставления на условиях аренды земельных участков и помещений общей площадью 1669,0917 тыс. кв. м. (в т.ч. 1653,808 тыс. кв. м. земельных участков) 45 субъектам малого и среднего предпринимательства. Из них помещения республиканской собственности, площадью 1977,7 кв. м. предоставлены в аренду 4 СМСП. Предпринимателей, желающих арендовать земельный участок или приобрести его для ведения бизнеса, достаточно.
Ежегодно в результате участия в конкурсном отборе, проводимом Минэкономразвития России, привлекаются федеральные субсидии на мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Всего за 2017-2019 гг. получено из федерального бюджета 354 516 тыс. рублей, в том числе: 2017 год - 23433 тыс. рублей; 2018 год – 26983 тыс. рублей; 2019 год – 304100 тыс. рублей (в т. ч. 227100 тыс. рублей на создание Промышленного парка в г. Кызыле).
Наращиваются объемы субсидий из республиканского бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса. Всего за 2016-2019 гг. направлено из республиканского бюджета 100 664,92 тыс. рублей, в том числе: 2017 год - 23543 тыс. рублей; 2018 год – 15330,92 тыс. рублей; 2019 год – 61791 тыс. рублей.
Минэкономразвития РФ до 2016 года включительно предоставлял всем регионам субсидии на оказание прямой финансовой поддержки субъектам предпринимательства. Начиная с 2017 года, средства федерального бюджета предоставляются исключительно на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Так, в рамках государственной программы «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в РТ на 2017-2020 годы» успешно реализуются мероприятия по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса:
Создан Центр поддержки предпринимательства, которым реализуется комплекс мер нефинансовой поддержки: проведение обучающих курсов, семинаров, бизнес-тренингов, организация бизнес-миссий в города России, содействие в участии субъектов МСП в выставочно-ярмарочных мероприятиях, содействие в сертификации продукции субъектов предпринимательства.
Организован Центр поддержки экспорта, по результатам работы которого в 2018 году оказана поддержка 62 экспортно-ориентированным субъектам МСП с привлечением к участию в 6 крупных мероприятиях в России и за рубежом. Заключено 8 экспортных контракта 4 субъектами МСП на общую сумму 50 631 тыс. руб.;
Создан Центр кластерного развития, которым курируются два территориальных кластера («Этнотуристический кластер РТ» и «Кластер легкой промышленности и этнической моды РТ»). Участникам кластеров обеспечивается всевозможное содействие по участию в мероприятиях международного и межрегионального значения, обучающие мероприятия, обеспечение международным требованиям услуг и продукции участников кластеров.
Открыт многофункциональный центр для бизнеса на базе ТД «Норзин». За 2018 год МФЦ предоставило более 17,7 тысяч услуг субъектам предпринимательства и физическим лицам, планирующим открыть свое дело;
Увеличен фонд микрофинансирования до 42,5 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - на 10 млн. рублей. Всего за 2018 год Фондом предоставлено 18 микрозаймов на сумму 10,7 млн. рублей
В целом в 2018 году финансовая и нефинансовые поддержки оказаны 1572 субъектам предпринимательства и физическим лицам, планирующим открыть собственный бизнес.
Исходя из перечисленных проблем, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» из федерального бюджета предусмотрены более 398 млн. рублей на увеличение к 2024 году: численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей с нарастающим итогом с 14 до 20 тыс. человек; количества субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта, с нарастающим итогом с 1158 в 2019 году до 4717 чел.; количества субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП, с 9 в 2019 году до 39, количества вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств федерального проекта «Система поддержки фермеров и развития сельской кооперации» - с 235 чел. в 2019 году до 399 чел. в 2024 году и другие.
- Стимулирование предпринимательской активности - одна из основных мер снижения показателя бедности в республике. В частном секторе экономики в республике занято 40774 человек, или 32,6 % от экономически активного населения.
- общий спад численности субъектов предпринимательства в Республике Тыва за 2016-2018 годы не сопровождалось сокращением налоговых поступлений, а наоборот доходы бюджета от малого бизнеса в целом ежегодно росли. То есть, эффективный бизнес развивается дальше.
- Неустойчивость нашего предпринимательского сектора обусловлена его структурой: преобладающая доля субъектов, или 98,4% от общего количества – микропредприятия и индивидуальные предприниматели.
Елена КАРАТАЕВА,
министр экономики РТ