Значительных работ по реконструкции нового участка М-54 «Кызыл — Хандагайты», который официально находится в федеральной собственности с 1 января 2017 года, в этом строительном сезоне проводиться не будет; большинство проектов, в том числе по капитальному ремонту, курирующее дорогу управление заказывает на 2018 год. В этом году работы на участке будут сопряжены в основном с восстановлением изношенного слоя. Об этом накануне заявил газете начальник Упрдор М-54 «Енисей» Андрей Кок.
— Официально дорога была переведена в федеральную собственности с 1 января этого года. Поэтому каких-то серьезных проектов, связанных с реконструкцией, в прошлом году мы заказать не могли, — прокомментировал вопрос для газеты Андрей Кок. — Сегодня готовятся четыре участка, на которых в 2018 году будет осуществлен капитальный ремонт, общей протяженностью 42 километра. Торги уже объявлены. Помимо этого в 2018 году предстоит отремонтироваться 50 километров дорожного полотна.
В этом же году, по словам Кока, работы на новом участке будут сопряжены в основном с восстановлением изношенного слоя по дефектной ведомости. В течение года в нормативное состояние должны быть приведены 50 километров дорожного полотна нового участка.
— Это самые сложные, проблемные отрезки участка, — подчеркнул начальник управления.
Помимо этого в текущем году запланированы работы по замене дорожных знаков на всем протяжении от Кызыла до Хандагайты. Их расстановка будет осуществлена в соответствии с федеральными требованиям, что, как полагают в Упрдор М-54 «Енисей», должно повысить безопасность дорожного движения на новом участке. Подрядчик, ООО «Восток», уже заменил все знаки километража, подчеркнул Кок.
Говоря о новом участке федеральной дороги, в управлении подчеркивают, что состояние его асфальтового полотна и земоснования плачевное. Толщина асфальта не соответствует ГОСТу, а там, где проводился ямочный ремонт, «заплаты» не превышают двух сантиметров толщины. Качество материалов также оставляет желать лучшего — асфальт быстро разрушается. На всем протяжение трассы в покрытии виднеются трещины, в которые проникает влага, разрушающая объект. Что касается земполотна, то оно на большинстве отрезков участка нуждается в полной замене. Для его возведения использовались не инертные материалы, а грунт с прилегающей территории.
— В нем много влаги и органики, которая разлагаясь, выделяет газ, насыщающий грунт и делающий его не прочным, что дополнительно разрушает покрытие, — отмечает Андрей Кок.
По информации управления, в первую очередь в реконструкции нуждаются участки на хову-аксынском перекрестке и на Баян-Кольском перевале с 58 по 73 километры дороги.
— Учитывая ресурсы нашего основного подрядчика, ООО «Восток», полагаю, что привести в соответствии с параметрами качества федеральной трассы ее новый участок мы сможем до 2020 года, — резюмировал начальник управления.
И вряд ли в этом можно усомниться. Тем более, что самый трудный этап поворота М-54 из Кызыла на запад — бумажный — позади.
Антон ПОСОХИН