Выборы главы буддийского духовенства Тувы состоялись 13 ноября. Седьмым камбы-ламой со времени возрождения буддизма в Туве в 90-х годах прошлого века стал Байыр Шыырап, принявший имя Лопсана Чамзы. Он родился в 1976 году в селе Кунгуртуге Тере-Хольского района. С 1994 года проходил двухгодичное обучение в Дхарма-центре в Кызыле, затем обучался в Гоман-дацане в Индии. С 2009 года до своего избрания исполнял обязанности настоятеля тере-хольского хурээ «Чыргалан».
Торжественная церемония возведения его на трон состоялась 11 декабря в Доме народного творчества при участии верующих и гостей республики.
Под звучание буддийской мелодии, пройдя по белой шелковой дорожке, камбы-лама воссел на «Львиный трон», установленный на сцене, украшенной танками с изображением Будды.
После этого четверо кенсуров, носивших ранее титулы камбы-ламы республики, вручили своему преемнику главные атрибуты духовной власти лидера буддистов Тувы — «Лотосовую корону», сутру, статуэтки Будды и буддийской ступы-субургана. Вслед за этим они совершили ритуальное подношение мандалы новому камбы-ламе. Мандала в буддийском учении символизирует собой Вселенную. Обряд ее подношения — обращение к духовному наставнику с просьбой о даровании учения и духовного прозрения, стремление отдать ради этого всю Вселенную.
Принесением священной клятвы новым камбы-ламой хранить заветы буддизма и заботиться о духовном просвещении верующих закончилась каноническая часть церемонии интронизации.
С приветственным словом к новому камбы-ламе и участникам церемонии обратился глава республики Шолбан Кара-оол. Отметив, что этот день является знаменательным для всех верующих и последователей буддизма в Туве, Шолбан Кара-оол подчеркнул важность присутствия на церемонии интронизации Епископа Кызылского и Тувинского Феофана и представителей православного духовенства, а также почетных гостей из соседних республик: Дид-хамбо-ламы Бурятии Дагбо Очирова, Чоян-ламы Хакасии Романа Кольчикова, Ширээти-ламы Санкт-Петербурского дацана Буда Балчиевича, агинского — Амгалана-ламы. Это, по словам главы республики, наглядно демонстрирует наличие в Туве межконфессионального согласия, уважение к ее многонациональному народу.
Выделив огромную роль института камбы-лам в распространении и развитии буддизма, консолидации буддистов России, Шолбан Кара-оол напомнил, что в досоветский период в Туве также действовал этот институт. «Один из выдающихся духовных лидеров прошлого, Пандито камбы-лама Танну-Тувинской Народной Республики, достигший высочайшего сана Геше-Лхарамба, также был наречен буддийским именем Лопсан Чамзы, как и наш сегодняшний камбы-лама.
Лопсан Чамзы родился в 1844 году в знатной семье, в местечке Устуу-Ишкин Даа-кожууна. В возрасте 6 лет его отправили в Ургу, где он начал постигать азы буддизма. В 16 лет он уже учился в Тибете, в знаменитом монастыре «Лавран», где по истечении нескольких лет ему был присвоен высокий сан Геше-Лхарамба — доктора буддийской философии. Вернувшись на родину, он стал духовным лидером тувинцев — Пандито камбы-ламой Урянхая. Нойон Даа-кожууна Хайдып приходился братом камбы-ламе, вместе они занимались укреплением буддийской веры в Чадане, приглашали высоких буддийских священнослужителей из Тибета и построили наш известный буддийский храм Устуу-Хурээ. Лопсан Чамзы был очень образованный и, в самом лучшем смысле, прогрессивный человек, мудрый наставник всех верующих.
Не случайно мы вспоминаем духовного лидера буддистов в год празднования 100-летия единения России и Тувы. Его имя напрямую связано с теми событиями столетней давности. 28 сентября 1913 года он первым обратился к Николаю II с просьбой о принятии Урянхайского края под свое покровительство. Камбы-ламу поддержал и самый влиятельный в то время политик Тувы — нойон Даа-кожууна Монгуш Буян-Бадыргы. Это решение оказало влияние на правителей 17-и сумонов Бээзи-кожууна, которые спустя месяц выступили с аналогичным прошением. Во все времена, будь то 100 лет назад или сейчас, камбы-лама — это высочайший пост, которого достойны только самые уважаемые и признанные среди духовенства люди.
«Досточтимый Лопсан Чамзы, — сказал Шолбан Кара-оол, обращаясь к вновь избранному камбы-ламе, — Ваше назначение — это свидетельство огромного доверия буддистов. Убежден, что вы станете достойным примером настоящего Учителя и мудрого наставника, уделяющего серьезное внимание укреплению непреходящих ценностей буддизма — добра, милосердия, искренней любви и уважения ко всем живым существам.
Мы всегда будем помнить светлые моменты визита Его Святейшества Далай-ламы в 1992 году. Его приезд дал огромный импульс развитию буддизма, возрождению буддийских традиций веротерпимости, толерантности и, конечно, сострадания ко всем живым существам. Честно признаюсь, я считаю себя счастливым человеком. Мне выпала высокая честь лично встретиться и с Его Святейшеством Далай-ламой, и с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Знаменательно, что оба духовных лидера приезжали в нашу республику и своим визитом освятили тувинскую землю. По инициативе Патриарха Московского и всея Руси у нас создан Православно-Буддийский межрелигиозный совет, который способствует укреплению межнационального согласия, мира и добра.
На заседании Совета безопасности Президент России Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что перед лицом вызовов современности — экстремизма, терроризма, ксенофобии — немаловажную роль должны выполнять представители традиционных религий России. Реализация этой задачи — важнейший приоритет работы Управления камбы-ламы и других буддийских организаций Тувы.
Уважаемые гости! Еще раз поздравляю нашего камбы-ламу и всех присутствующих! Желаю всего самого доброго — здоровья, благополучия и успехов!».
Глава республики провел затем церемонию награждения. За вклад в развитие духовно-нравственной культуры тувинского общества памятными юбилейными медалями в ознаменование 100-летия единения России и Тувы и 100-летия основания г. Кызыла были награждены буддийские ламы Долаан Михайлович Куулар, Март-оол Николаевич Норбу-Самбуу, Апыш-оол Шууракаевич Сат и Аганак Щорсович Хертек.
С теплыми поздравлениями к Лопсану Чамзы и многонациональному народу Тувы обратились гости из Бурятии, Хакасии, Санкт-Петербурга. Поздравительную телеграмму прислал камбы-лама Калмыкии.
Епископ Кызылский и Тувинский Феофан в своем приветствии подчеркнул, что задача нравственного воспитания является одной из важнейших в деятельности религиозных организаций. Поэтому на духовных лидерах различных конфессий лежит большая ответственность за моральное здоровье общества. Отметив наличие взаимопонимания между православием и буддизмом в Туве, владыка выразил уверенность, что этот конструктивный диалог будет продолжаться и при новом камбы-ламе.
Для участников церемонии был дан ряд концертных номеров. Артисты государственного ансамбля «Саяны», в частности, исполнили ритуальную мистерию «Цам». В завершение камбы-лама Лопсан Чамзы совершил обряд благословения присутствующих в зале, пожелав им духовной чистоты и благополучия.
Юрий СУЧКОВ