Тувинская правда 12+

Логопед — это актуально

4 октября 2014
967
В этом кабинете всё немного не так, как, кажется, должно быть в обычной классной комнате. Несколько парт сдвинуты в один ряд. Есть телевизор, магнитофон. У стены — отдельное место, индивидуальное, у большого зеркала. Рядом с доской — полка с разноцветным инвентарём: органайзеры с яркими ручками, резиновые шипованные мячики, массажёр с колёсиками, целая галерея резиновых зверей. Полка в шкафу битком набита настольными играми. Тут вам разные мозаики, кубики, конструкторы, шахматы, игры на развитие логического мышления, на пополнение словарного запаса. Рядом — рабочие тетради. 
Нет, это не старшая группа детского сада. Здесь проходят школьные занятия. С младшеклассниками здесь работают педагоги-логопеды.
Каша во рту
Людмила Пинчук — одна из троих преподавателей этой специализации в городской школе № 5. Самая юная. Ей всего 25. Диплом по специальности «Логопедия» получила зимой. В марте молодого специалиста пригласили на работу.
Мы все знаем, какие требования предъявляет к детям современная школа. Не один родитель по этому поводу высказывал недоумение. К первому классу ребёнок должен уже обладать определённым запасом знаний, умений и навыков. Желательно, чтобы умел читать. И проблемы с речью, кажется, должны быть решены ещё в дошкольный период. 
Кажется. На деле же практически в каждой кызылской школе работают логопеды. И работы им хватает. На попечении Людмилы Александровны, например, в этом году — 78 малышей. Это 13 классов, по пять-шесть уроков ежедневно. У её коллег нагрузка примерно такая же.
Оказывается, те или иные проблемы с речью сегодня имеют более половины всех первоклассников, поступающих в общеобразовательную школу. Кто-то картавит или шепелявит, а у кого-то проблемы посложнее. Есть ребятишки, которые в звучащей речи не распознают отдельные звуки и даже меняют местами слоги в словах. Эти проблемы не существуют сами по себе, они отражаются потом и при письме. 
Прежде чем приступить к занятиям, логопеды тщательно изучают каждого своего маленького воспитанника. Беседуют с родителями, чтобы понять, какие отношения царят в семье, интересуются, не было ли осложнений в течение беременности и при родах. Как отметила Людмила, очень часто дефекты речи у малыша появляются как результат родовых травм. Очень важно и то, насколько комфортно ребёнку в собственной семье. Отдельные специфические речевые дефекты логопед связывает с языковой ситуацией в республике. Разговаривая на двух языках, ребёнок подчас путается в звуках.
Бывают, однако, причины и чисто анатомические.
— Есть такая особенность, как толстый язык, — рассказывает Людмила. — Тогда у ребёнка мы наблюдаем то, что называется «кашей во рту». Речь у него невнятная. Проблемы с речью может давать мягкое нёбо, уздечка под языком и даже проблемные зубы.
Если вовремя обратиться к специалисту и не запускать ситуацию, то практически любую проблему, какой бы ни были её причины, можно решить. Часто к работе логопедов подключаются психологи. Обязательно отслеживают ситуацию учителя-предметники. Ну и, конечно, очень многое зависит от того, насколько добросовестно к работе над собственным ребёнком подключаются родители. К слову сказать, иной раз речевые дефекты у детей имеют подражательную природу — в том случае, если картавит, например, кто-то из взрослых в семье.
На каждого своего «клиента» логопеды заводят специальную речевую карту, и работа начинается.
Занимается логопед с малышами. Аудитория — ребята с первого по четвёртый классы. Распределяют их по группам, в каждой — не более шести человек. С каждой группой педагог проводит по два занятия в неделю. Уроки — как и на привычных предметах, длятся по 40 минут. Ребятам занятия в логопункте очень нравятся. И немудрено: где ещё вместо скучных прописей им дадут шахматную доску или предложат размять пальчики с помощью яркого резинового мяча? Впрочем, игра — игрой. Играют ребята не целыми уроками. (Надо подчеркнуть, что игры здесь не для того, чтобы занять время: они развивают у ребят мелкую моторику, логику — словом, хоть и настольные и, как кому-то кажется, примитивные, а для развития ребёнка — не заменимы никакими компьютерными аналогами.) Логопед учит своих подопечных специальной пальчиковой и артикуляционной гимнастике, которую им надо будет регулярно повторять дома, чтобы результат прочно закреплялся. Занятия могут продолжаться все четыре года, если в этом есть необходимость, постепенно усложняясь. Помимо гимнастики, ребята отрабатывают правильное произношение при чтении, пишут диктанты.
В профессии себя — вижу 
Людмила — из тех, кто учился на педагога не только ради того, чтобы получить диплом о высшем образовании. 
— Желание учить — наверное, у меня это ещё с детства, — рассказывает Людмила. — Родители педагогами не были, но есть тётя, которая математику ведёт, она и учитель начальных классов. С соседскими мальчишками мы постоянно играли в школу, и я всегда была учительницей. Учить нравилось. Дома была доска, мел: писали, проверяли.
…Правда, поступать после школы, как и многие её сверстники, Люда хотела на юриста. Однако получилось — как получилось. 
Вместе с сестрой пошла в минусинский педагогический колледж на учителя начальных классов. Отучилась, приехала домой и начала работать в школе пригородного посёлка Каа-Хем по специальности. Одновременно заочно поступила в Красноярский государственный педагогический университет имени Астафьева. Однако педагога из Людмилы, по её собственному признанию, слепили всё же в колледже:
— Там у нас было очень много практики, и поэтому работать после колледжа было легко. Каждую неделю по четвергам мы ходили давать урок в школу. Допустим, математику. Готовились к этому событию целую неделю: писали конспект будущего занятия. Приносили его нашему педагогу-методисту. Он проверял, если что-то не нравилось — мы переписывали, добавляли, убирали. И потом эти конспекты оставались в нашей копилке. Это было и полезно, и очень интересно. Я потом пожалела, что сразу же не пошла на логопеда в колледж. Но такой специальности у нас не было. А вот моя подруга закончила колледж в Красноярске. Помню, приезжала и уже показывала какую-то артикуляционную гимнастику, когда я училась в «началке». Думаю, после колледжа работать было бы легче. 
— Почему же вы решили стать логопедом, а не каким-нибудь предметником или учителем начальных классов?
— Потому что в наше время это очень востребовано. Работу можно найти и в школе, и в детском саду. Да, это сложно и очень ответственно. Помимо хорошей профессиональной подготовки, специалист как минимум должен быть очень уравновешенным. В Минусинске, во время учёбы, мы с одногруппниками ходили на практику в коррекционную школу. А там все ребятишки с разными отклонениями. Давали им уроки. Так вот: во время урока там ребёнок может вскочить, залезть под парту, кататься по полу. Всякого насмотрелись… Приходишь потом домой — не хочется даже телевизор включать. Хочется тишины. 
— Профессия педагога вообще — не сахар. Всякое бывает. И зарплата не очень привлекательная, особенно на первых порах. Поэтому мало кто из выпускников вузов по доброй воле идёт отрабатывать диплом. Да и не все, кто идёт, в образовании остаётся. Почему вы всё-таки пришли именно в школу?
— Набраться опыта. Освоить профессию на практике. Плюс — свои дети уже не за горами. Пригодится.
— Чего хочется в будущем?
— Хочется иметь свой кабинет, полностью оборудованный всеми инновационными системами. Чтобы было полноценное рабочее место. Хочется стать профессионалом.
— То есть вы видите себя в этой именно профессии.
— Да. 
* * *
Не так давно в наших школах ещё не видели необходимости в психологах. Теперь без психолога — никуда. В начальной школе сегодня никуда и без хорошего логопеда. А в городской школе, как мы убедились, одного логопеда даже мало. 
Как отмечают специалисты, детей с нарушениями речи, поступающих в первые классы, год от года становится всё больше. Виной тому и компьютер, к которому ребёнка садят сразу же, как только он начинает что-то соображать, и который сегодня заменяет подрастающему человечку и друзей, и развлечения. При всей его кажущейся полезности уж что-что, а правильную речь ребёнку он точно не разовьёт. Вина и на родителях, которые в будничной суете, зарабатывая на хлеб насущный, всё меньше и меньше внимания уделяют своим малышам. Каких бы умных развивающих технологий ни предлагал современный рынок, живого общения не заменит ничто. 
Как и полвека, и век назад, ребёнку жизненно необходимы и «ладушки», и «коза-дереза», и пластмассовая мозаика, развивающая мелкую моторику, и глупые потешки и считалочки, развивающие память. Всё это, вкупе с речью, есть развитие мозга ребёнка, его будущих способностей. А значит, качество его последующей жизни.
Виктория КОНДРАШОВА

asdf asdf asdf