Тувинская правда 12+

Люблю любознательных!

27 ноября 2014
1353

Сергей Петрович Попугалов прививает своим ученикам чувство прекрасного на уроках изобразительного искусства, а на черчении пытается объяснить важность этого предмета, без знания которого немыслимы ни техника, ни строительство. Работает в кызылской средней школе № 1 им. М. А. Бухтуева с 1995 года. Общий педагоги­ческий стаж — почти 30 лет.

Он — учитель изобразительного искусства (ИЗО) и черчения высшей категории. На протяжении многих лет руководит городским методическим объединением учителей ИЗО, черчения и технологии. Как человек пытливый, творческий, заинтересовал учащихся конструированием и моделированием, занимается с ними в созданных им самим кружках «Авиамодельный» и «Акварелька». Его ученики увлечены планерным спортом, участвуют в конкурсах рисунков, занимая призовые места во всероссийских и республиканских соревнованиях.

Родился Сергей Петрович в Кызыле, окончил школу № 8. Вместе с супругой Натальей Ильиничной, родом из Омской области (ныне — директор кызылской школы № 7), они вырастили двоих сыновей: Денис пошел по стопам родителей, преподает ИЗО и черчение в школе № 7 (о нем «Тувинская правда» писала в № 129), Антон — военнослужащий, его жена по профессии тоже педагог.

Я встретилась с Сергеем Попугаловым после его возвращения из Омска с радостного семейного события — свадьбы младшего сына. Интересно получилось в семье Попугаловых: старшие Попугаловы свадьбу сыграли в Омске, где учились в вузах, а живут и работают в Кызыле. Их первенец родился в Омске, женился на кызылчанке. Зато младший родился в Кызыле, но жену взял из Омска. Месяц назад Денис подарил родителям внука, все сошлись в одном мнении — назвать малыша Ваней.

Четверг — самый трудный день, 12 уроков! В конце дня, признается Сергей Петрович, даже говорить уже не может. Чтобы дождаться перемены, попросила разрешения поприсутствовать на уроке черчения в 9 классе. Дети как дети. Тема урока — фронтальная диметрическая проекция, прямоугольная изометрическая проекция… Ученики сидят тихо, выполняют задания учителя. Квадрат изометрической проекции имеет форму ромба, констатирует учитель, что подтверждает его чертеж на школьной доске. Проходит по классу, хвалит одну ученицу: молодец, успела построить. А на рабочем столе лежит «Краткий словарь художественных терминов», причем довольно объемный.

Немного поговорить удалось между уроками.

— Когда учился на худграфе (художественно-графический факультет) пединститута, не думал, что стану педагогом. Получил специальность учителя ИЗО, черчения, труда. В основном, проходили декоративно-прикладное искусство. С нашего курса, наверное, я один учитель (в основном, все стали свободными художниками), ну, еще несколько девчонок в омской сельской местности работают.

Какие трудности в работе? Трудности одни — сложные дети, сложное время. Раньше требования были жестче. Сейчас и требования меняются, и предметы меняются. Если технологию оставили, то главный предмет, черчение, на котором основывается все строительство, упразднили. Он входит в раздел технологии. В некоторых школах черчение изучают два года, в 8 и 9 классах. Какие получатся строители, архитекторы, если ученики не понимают принципа взаимосвязи черчения и геометрии? Сейчас «тяжелые» дети — понятия не имеют о геометрических фигурах. Что это такое, я должен объяснять им заново. Еще в 2000-х годах было проще и легче — дети были способнее. А 70-е и нынешние годы — вообще небо и земля. В преподавательском плане мечтаю только об одном: учеников бы любознательных больше. Когда дети замечательные — прямо выкладываешься, всего себя выворачиваешь. Ведь если не умеешь — научим, было бы желание! Но если не хотят ничего, делают только вид, что работают, — это хуже некуда. По мне, пусть будут шумные, хулиганы, зато с головой. Конечно, есть и такие, но большинству — все равно. А эта телефонная болезнь! Просто невыносимо. Как только я с ней ни боролся. Правда, успехи есть: на моих уроках меньше всего играются. Я их всячески отвлекаю, например, дополнительные задания даю.

Больше всего Сергею Петровичу нравится вести предмет ИЗО в начальной школе. С маленькими проще работать, им интересно, говорит он. Там другой климат, атмосфера. В средней школе изобразительное искусство он преподает в 7 классе.

— ИЗО — сложная форма, можно использовать чертежные инструменты, строя изображение, можно строить на глаз, в ход идут любые способы. Когда начинаем строить с помощью чертежных инструментов, дети задают вопрос: а почему мы чертим? Потому что это перспектива, говорю им, ее нужно строить основательно и более конкретно. А рисунок — это несколько свободное плавание. Сейчас не технический труд в приоритете, а творческий. Мы занимаемся моделированием творческого процесса. Если делаем разделочную кухонную доску, то с претензией на шедевр.

Уроки труда Сергей Попугалов ведет, начиная с 5 класса. Здесь — свои отличия. Более свободная форма урока. Дети после труда могут прийти на следующий урок более расслабленными. Впрочем, все происходит по-разному. Иногда урок идет как по накатанному, а иногда ученики не готовы воспринимать сложную информацию. Но дисциплина должна быть, считает учитель, на всех уроках.

Мужчин-педагогов в кызылской школе № 1 можно пересчитать по пальцам. Двое ведут технологию, двое-трое — физкультуру, по одному — информатику и ОБЖ. И всё. Женщины вытеснили мужчин, грустно шутит Сергей Петрович.

— По ИЗО — пробел большой, — продолжает он. — Школьная программа дает некоторые понятия, и все. Рисовать мы детей не сможем научить. Это может художественная школа, где соответствующая программа, количество часов. Школа ставит задачу эстетического направления, ученики должны хотя бы понимать, что такое живопись, графика, виды изобразительного искусства, жанры. В 7 классе, к примеру, задаешь вопросы о художниках, даже самые элементарные, — не знают. Да у вас же в учебнике по литературе есть эта картина, вы сочинение по ней пишете. А-а, точно, вспоминают. У них ведь в головах один Интернет, социальные сети, телефон. Как с этим бороться? Это самая большая головная боль. Но, в принципе, с ИЗО дело нормально обстоит: программу перестроил, чтобы дети за год охватили больше основных понятий. Не зря потрудился. Тетради есть, в которых они рисуют. Преподаватели заходят иногда, смотрят: им нравится, как дети рисуют.

В свободное время педагог занимается живописью. Лето проводит обычно с семьей в Омской области, у тещи в деревне, на природе. Раньше главным занятием был сенокос, сейчас, в основном, мелкое строительство, помощь по хозяйству. За границей отдыхать не любит. Лучше, говорит, озеро с рыбалкой.

Общаясь с Попугаловым, кажется, что этот человек, мужчина-педагог, умеет все: не только чертить, но и строить. Глядя на подтянутую фигуру, можно подумать, что и уроки физкультуры он также может вести без труда. Может, и другие предметы? Недаром коллеги подчеркивали его эрудированность, увлеченность. Это уверенный в себе человек, знающий себе цену и свое место в жизни.

Была в его жизни после окончания средней школы и учеба в автодорожном техникуме, где обучился специальности «топография», которую считает важной и нужной. Уже в то время проявлял особый интерес к живописи, принимал активное участие в конкурсах, фестивалях, где его картины и топографические рисунки занимали призовые места.

Потом была армия, педагогический институт города Омска. В 1988 году Попугалов вернулся в Туву, работал в школе № 5 города Кызыла, в детской художественной школе имени Нади Рушевой. В 2006 году награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ».

По мнению коллег, это в совершенстве знающий свой предмет педагог, энергичный, влюбленный в свое дело. Умеет работать с детьми, проводит открытые уроки, дает мастер-классы учителям школ города и республики. Недаром ему было присвоено звание «Лучший педагог-мужчина» в средней школе № 1 им. М. А. Бухтуева г. Кызыла.

Елена ЧАДАМБА

asdf asdf asdf