Тувинская правда 12+

Лариса Норбу заставила петь камни

30 марта 2017
905

29 марта в Центре традиционной тувинской культуры и ремесел открылась юбилейная персональная выставка камнереза, члена Сюза художников России Ларисы Норбу. О творчестве мастера размышляет народный писатель Тувы и поклонник таланта Куулар Черлиг-оол.

– Откуда такая сила тяги к камнерезному искусству у Ваших людей? – спросил я однажды у старого кузнеца и народного музыканта Идамчапа Хомушку.

Показывая правой рукой на горы Коп-Соок, что протянулись вниз по левому берегу реки Хемчик, он поведал интересную историю:

– Коп-Соок значит «россыпи костей дракона». Давным-давно, миллиарды лет тому назад, когда вся долина Хемчика была покрыта морем, здесь жили чудовищные животные – драконы. Со временем ветры с вершин Бай-Тайги осушили озера и море. Драконы улетели в небеса. Самый последний из них сильно горевал по этим местам. Видимо, было трудно покидать их. Со страшным ревом поднявшись в небо, он упал на горы, что я показываю тебе, и разбился о скалы. Его белые кости рассыпались по тем синим вершинам. Прошли миллионы лет, и образовалась Сарыг-Хая, где люди берут чонар-даш – агальматолит. Крик и зов того дракона, наверное, тянут людей к Сарыг-Хая. Восхищаться красотой окружающей нас природы и жизни – естественная потребность людей, – закончил он свой рассказ.

С тех пор я особо интересуюсь творчеством мастеров из Бай-Тайги. Мужчины режут – ладно, у них сильные руки. Когда женщины становятся мастерами такого вида искусства, я удивляюсь: это уму непостижимо! У них такие нежные руки, чтобы браться за молоток и стучать по холодным камням. Да и решиться на это, наверное, очень трудно.

Санчай Монге в своем очерке «Тепло ее души – в ее творениях» раскрывает нам непростую судьбу женщины-камнереза Ларисы Норбу («Улуг-Хем», № 2, 2014 г. Стр. 134 – 145 с цветными фотографиями ее работ).

Она подарила мне 5 сентября 2012 года шикарный альбом-книжку «Песнь в камне» в формате почтовых открыток. Там все ее работы из чонар-даша: знаменитые наши артисты Кара-Кыс и Максим Мунзуки, «Ие», «Эрегелиг лама», «Субетей маадыр», персонажи пьес Кок-оола – всего около 20 оригинальных работ. Внешней точностью лица, движением и внутренним характером изображения особенно меня поразили портреты Идамчапа и супругов Мунзуков. Тут я невольно вспомнил слова великого Леонардо да Винчи: «Счастье достается тому, кто много трудится».

Да, Лариса Матпаковна долго и мучительно шла к осуществлению своей мечты. После окончания сельской школы в Тээли поступила в Красноярский фармацевтический техникум, затем четыре года работала аптекарем в городе Ак-Довураке, шесть лет – в селе Кара-Холе. Потом сдала экзамены в химико-фармацевтический институт в городе Ленинграде. Там-то она и была очарована шедеврами искусства в Эрмитаже, где снизошло озарение: она поняла, что не может жить без искусства. Оставила учебу в институте фармакологии и поехала в Москву сдавать экзамены в народно-художественный институт.

Она вспомнила, что фактически имела подготовку, но увлекшись аптекарской работой, в суете семейной жизни как-то отреклась от своего истинного призвания. Тувинцы с рождения – анималисты. Дочь потомственного пастуха, Лариса с детства помогала отцу накладывать чаткы ыяш (дощечки) на сломанные ноги ягненка. Любила собирать цветные камешки и играть с подругами в сайзанак.

Ее мама, Чылбаш Самдановна Норбу, славилась в округе как искусная мастерица по шитью тон из мягких шкур овец. Сама выделывала шкуры, а дети помогали ей. Отец был прирожденным мастером кузнечного дела, столяром. С сыновьями делал каркас юрты, сани. У кочевых народов большая семья обычно при себе имела маленькую «фабрику» для изготовления кошмы и одежды для своих детей. Естественно, они с малых лет уже знают, что каждый человек, как птица, должен иметь свое гнездо. В семье Норбу всегда царила полная гармония между детьми и родителями.

Лариса с начальных классов увлеклась рисованием. Ее стенные газеты не раз награждались на районных конкурсах и смотрах. Когда она училась в Красноярске, на экраны кинотеатров страны вышел фильм Куросавы «Дерсу Узала».

– Я была сказочно рада тому, что наш Мунзук получил премию «Оскар» в Америке. Мне постоянно стал сниться Дерсу, и я начала резать и шлифовать его из чонар-даша. Твое место не здесь, а в художественном училище имени Сурикова, стали шутить и дразнить меня однокурсники. Эту фигурку, как талисман, я десять лет таскала с собой. Во время сдачи экзаменов в Московский институт народного искусства я показала его членам комиссии. Вдруг просияло лицо седого художника. Он воскликнул: «Вот настоящее чудо! Как будто заново ожил Арсеньев! Здорово! Я пока не видел этого фильма, но обязательно посмотрю! Так я и предполагал, что Дерсу точно такой, как вырезала из камня эта девушка!

И меня приняли. Стала учиться, но заболела. Пришлось оставить учебу и вернуться домой, в Тээли. Поняла, что здесь, среди народных мастеров, моя школа, родная почва. Мне достаточно тех лекций, которые я слушала в Москве, и выставок, которые озарили меня. Мне нужно творить, я уже не боюсь твердости материала. Как в детстве, стала говорить с камнями. Начала общаться с молодыми и старыми мастерами, набираться опыта и навыков. Камни сами собой стали подчиняться мне, как необузданные дикие сарлыки. Закончишь фрагмент, и это дает радость и надежду на завтрашний день.

…Это я делаю краткий обзор по очерку Санчая Монге. Далее он пишет о выставках Ларисы Норбу и о творческой командировке в Америку. Член Союза художников России, Лариса Матпаковна действительно отличилась как портретист в камнерезном искусстве. Стать портретистом-графиком и то, я думаю, нелегко. Лепить, может быть, чуть легче, чем резать из камня. Особенно я восхищен портретом Мунзука. Он сам по себе от природы комик, как Чарли Чаплин. Смех продлевает жизнь.

В творчестве Ларисы иное место занимает тема матери. Ее работы удивительно нежны, полны лучами солнца. Автор сама очень похожа на своих героев. Улыбается каждому человеку, особенно тем, кого почитает. Думаю, что само искусство, дух народа дают ей такое большое счастье. В малых формах камнерезного искусства она нашла свое место и предназначение. Эта форма помогает ей быть вполне эстетичным, и в то же время экономным в трате времени и силы. Нужно беречь чонар-даш. Он достался нам от Бога, как золото.

Вся республика знает о страшной катастрофе с вертолетом «МИ-8». Оказывается, там были два брата Ларисы Матпаковны. Как все почитатели ее таланта, я сильно переживал за нее и молил Бога, чтобы нашлись бесследно пропавшие люди. Конечно, старшей сестре, женам и детям потеря опоры семьи невосполнима. Правительство целый год искало пропавший вертолет. Появлялись в печати полные слез и горя стихи художника. В народе говорят, когда у человека горе: поплачь, поплачь, станет легче. И чтобы забыться, до усталости мозга нужно трудиться. Лариса, как штатный сотрудник Центра тувинской национальной культуры, открыла там студию юных художников. Они вместе осваивают глину для массового производства разных художественных изделий.

Прошло очень много времени. Нашелся потерпевший аварию вертолет на горах Тоджи. Как бы ни было тяжело, но жизнь продолжается.

Лариса Матпаковна недавно подарила мне свою новую книгу «Сквозь ливень». Прочитав ее рассказ «Как я зашла в юрту хозяина земли», я с восхищением для себя вновь открыл тайну аллегории. Мы, современные тувинцы, много теряем в суете городской жизни – обо всем этом здорово написано ею. Пора нам побывать в верховьях первозданной реки Алаш. Ой, сколько там шумных водопадов и извилистых тайных троп и дорог. Какие там птицы поют! Вот чего не хватает нам. Мало двигаемся, больше времени проводим перед экранами телевизоров. От чего мы такие тучные, скучные стали… Да. Нужно идти на выставку Ларисы Норбу! Там настоящая поэзия камней.

Куулар ЧЕРЛИГ-ООЛ,

народный писатель Тувы

asdf asdf asdf