Тувинская правда 12+

Лаборатория, в которой выращивают… личность

23 июля 2016
961

В 2012 году в Кызыле открылась «Творческая лаборатория музыки «Салчак». Как же растёт и развивается детище знаменитого солиста группы «Центр Азии»?

Музыкальная лаборатория уже три года базируется в одном из помещений бывшего АТП на улице Дружбы, 55. Уже в его дворе обычно можно услышать, как репетируют воспитанники Бориса. На сей раз меня встретила тишина. Неужели никого? Но, оказалось, ребята всего лишь сделали перерыв в репетиции.

На пороге меня встретила серьёзная девушка, поинтересовавшись целью визита, тут же позвонила Борису и предложила мне выпить чашечку чая. Я отказалась, предпочтя просто осмотреться в лаборатории.

Ну, что сказать,… выглядит как приличный рок-клуб. Есть сцена, проектор, микрофоны и пульт; множество сидений. На стенах развешаны диски, гитары. В углу зала — лесенка, ведущая в комнату, гораздо скромнее размером. Комнатка служит ребятам и их руководителям кухней и местом отдыха. Дети чувствуют себя здесь как дома, это их маленький мирок. С чаем, печеньем и широким мягким диваном.

От созерцания меня отвлекло появление руководителей и продолжившаяся в связи с этим репетиция. Борис предложил пообщаться со своей женой, Ириной Моломдай, а сам отправился к воспитанникам.

Мы с Ириной немного помостились на диване, готовясь к обстоятельному разговору.

— Как мы знаем, создание «лаборатории», в основном, ваша инициатива.

— Да, идея возникновения исходила от меня. Но, вообще, всё началось с желания нашей дочери — Жени. Это у нее появилась мысль создать группу, и она обратилась с этим к Борису, а там уже пошло-поехало…

— Сколько ребят посещают вашу студию?

— Нет такой статистики. Это дети, у них всё довольно зыбко. Увлечения у некоторых меняются едва ли не каждый месяц. И ничего плохого в этом, наверное, нет. Но костяк у нас есть — группа ребят, уже определившихся с тем, что хотят связать жизнь с музыкой. Таких около двадцати человек. Для того, чтобы заинтересовать детей, так сказать «завлечь» их в лабораторию, проводили конкурсы. Последний конкурс прибавил нам двух мальчиков из районов: один из Бай-Тайги, другой из Чадана…

Я обратила внимание на девочку, тихонько задремавшую на диване. В комнату вошёл Борис, накрыл её пледом. Прокомментировал:

— Это наше юное дарование, Виктория, она из Самагалтая. В этом году заняла первое место в конкурсе «Голос Тувы». Ходит к нам всего месяц.

И ретировался обратно в студию, откуда через дверь тут же начал пробиваться рокот барабана. Но Вика даже не шелохнулась, по-видимому, жара и усталость сделали своё дело. Тем временем Ирина продолжала рассказывать о студии.

Оказывается, серьезная девушка, которая встретила меня, Кара-кыс, — правая рука Бориса. Лаборатория круто изменила ее жизнь. Начала ходить сюда в десятом классе. Поступив после школы в Тувинский госуниверситет на дефектолога, успешно проучилась там год, всё это время продолжая заниматься у Бориса. Но после второй сессии оставила ТувГУ и поступила в колледж искусств. Уже закончила второй курс и видит свою дальнейшую жизнь в музыке. Кара-кыс учится и помогает учить ребят, пришедших в лабораторию.

О БУДУЩЕМ И НАСТОЯЩЕМ

— Сейчас мы собираемся на «Устуу-Хурээ», поедут человек пятнадцать, но выступать будут не все. Это не плохо, стоит посмотреть, что он из себя представляет. В прошлом году мы тоже ездили, получили диплом; выступали на открытии фестиваля. Наша девочка, Ай-кыс, пела: сделали номер вместе с группой из Красноярска, всем понравилось.

Организация поездок на фестиваль и гастроли требуют довольно внушительных затрат. Оплата обучения покрывает затраты на аренду помещения, не более. Недавно, весной, приходил глава правительства, озвучивший намерение поспособствовать развитию. Есть у лаборатории и несколько постоянных спонсоров.

У Бориса Салчака свое представление о свободе творчества и независимости личности: «ходить с протянутой рукой — себя не уважать». Намерение спонсоров помочь должно быть добровольным и чистосердечным. Так, с призами для «Голоса Тувы» магазин «Малышок» помог лаборатории без всякого к тому принуждения.

Другой способ привлечь внимание к лаборатории и пополнить ее бюджет — квартирники. Это своего рода концерты в студии, уютные, с «открытым микрофоном»: каждый может прийти и исполнить свою песню. Стоимость входа такая, что посещение может позволить себе любой. Полученная прибыль тут же уходит на струны, медиаторы и прочие быстро изнашивающиеся музыкальные комплектующие. Для ребят это еще и возможность попробовать себя на публике.

Борис — сторонник метода обучения, в котором доминирует не теория, а практика. Теория подается к ней соусом. В этом есть серьезный резон: нет опасности засушить процесс, а то и оттолкнуть ребятишек от музыки пытками сольфеджио и нотной грамоты. Результаты поражают: дети хорошо осваивают инструменты уже на второй-третий месяц учёбы. Почти все уже к концу первого года уверенно играют на двух-трех инструментах, из числа тех, коими располагает лаборатория: различные гитары, барабанная установка, скрипка и пианино…

СИНЯЯ ПТИЦА

Один из крупных успехов лаборатории — участие юной Ай-кыс в конкурсе «Синяя птица». Ни она, ни Борис не ожидали, что девочка так гладко пройдёт на конкурс, что её сразу возьмут. Она справилась с поставленной задачей, вышла в финал.

— Ай-Кыс — молодец. Не передать тот восторг, который охватывал нас, когда объявляли: «Ай-кыс Кыргыс, Республика Тува, Кызыл». Конкурс показывали по телеканалу «Россия-1» на всю страну и зарубежье. На неё это так неожиданно всё свалилось…прошлым летом ей пришлось очень много работать, репетировать. У Ай-кыс отличный слух и нет проблем с вокалом, ей от природы многое дано, очень талантливая девочка. Самое интересное, когда она поёт на английском, акцента практически нет. Да и оценка у неё по английскому в школе — твёрдая пятёрка.

На вопрос о возможном музыкальном будущем девочки, Ирина ответила так:

— Решать, конечно, Ай-кыс. Я считаю, что ей подойдёт какая-нибудь профессия, связанная с языками. Музыка музыкой, но любой человек должен получить фундаментальное образование, чтобы в жизни что-то из себя представлять.

Ирина и Борис учатся вместе с детьми. У них нет педагогического образования.

— Мы интересуемся, чем живут ребята. Какую музыку слушают, какие фильмы смотрят… благодаря им узнаём больше, смотрим на жизнь под другим углом. Это очень интересно. С Ай-кыс, например, и я, и Борис во время конкурса научились чему-то новому, мы с ней столько вместе пережили, радовались и печалились вместе. Она ведь в те дни вроде бы и оставалась девчушкой, но новые впечатления, ощущения меняли ее не по дням, а по часам. А ведь для любого педагога это и есть и награда, и настоящее чудо: видеть, как в ребенке формируется яркая, цельная творческая личность, и понимать, что в этом есть и твоя заслуга…

Серафима ЧООДУ 

asdf asdf asdf