Тувинская правда 12+

«Кызыл — Курагино»: новый потенциал

7 июня 2014
1264

На Санкт-Петербургском эко­номическом форуме проект «Элегест — Кызыл — Курагино» получил новый виток развития. Напомним, что именно там состоялось подписание соглашения между Минфином и Минэкономики РФ о целесообразности выделения средств на его реализацию из Фонда национального благосостояния России, поставившее, наконец, точку в сомнениях по поводу его реализации.

— Проект строительства железной дороги в Туву уже доказал свою целесообразность для России и востребованность для экономики республики, а также свою осуществимость, — сказал заместитель министра экономического развития России Николай Подгузов на совещании, состоявшемся 5 июня в Доме правительства РТ. — Этот комплексный проект даст толчок социально-экономическому развитию Тувы, позволит вашему региону раскрыть свой экономический потенциал, обеспечит местных специалистов работой.

Федеральный министр прибыл в республику с одной целью — не в кабинетных условиях, обложившись картами, отчетами и финансовыми выкладками, знакомиться с проектом, а увидеть все воочию. За время своего рабочего визита Николай Подгузов побывал на угольном месторождении, разработкой которого в скором времени займется Тувинская энергетическая промышленная корпорация — инвестор «железки», и облетел на вертолете самый сложный участок будущей железнодорожной магистрали. Это, как он сам признался, еще раз убедило его в том, что, несмотря на все «страшилки», проект вполне реализуем.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол, председательствующий на заседании, на котором присутствовало также руководство ТЭПК, пояснил, что для того, чтобы «Кызыл — Курагино» получил путевку в жизнь, лично Николай Подгузов сделал очень много. Поскольку в его служебные обязанности вменяется мониторинг государственных инвестиционных программ, то есть основание полагать, что именно он сыграл одну из ключевых ролей в подписании питерского соглашения.

Учитывая то, что точки соприкосновения между инвестором и республиканской властью в контексте реализации «Кызыл –Курагино» были найдены давно, заседание стало своего рода «сверкой часов», которая оказалась весьма кстати. По сути, и республиканская власть, и руководство ТЭПК последние годы только тем и занимались, что лоббировали проект «Кызыл — Курагино» в федеральных эшелонах. Теперь, когда эти хлопоты позади, самое время сфокусироваться на «мелочах», если, конечно, можно так выразиться.

Что касается резервирования земель под строительство железнодорожной ветки, то, как доложился министр земельных и иму­щественных отношений РТ Салим Кызыл-оол, проблем с землепользованием у инвестора возникнуть не должно — все работы в этом направлении его ведомством выполнены полностью и в срок.

Не будет никаких проблем с обеспечением стройки стройматериалом — щебнем, глиной и гравием. По имеющейся у министерства природных ресурсов и экологии Тувы информации, на территории региона существует 60 месторождений ОРПИ. Несколько усложнить ситуацию, правда, может, то, что все они находятся далеко от будущей железнодорожной магистрали. Компании просто-напросто придется оформить заявку на разведку и пользование недрами, провести несложные изыскательные работы вблизи «стройки века».

Особое внимание на заседании уделили и кадровому вопросу, а именно — привлечению местных специалистов к прокладке железнодорожного полотна. Во взаимодействии премьера Тувы с инвесторами, будь то ТЭПК или «Лунсин», есть четкая тенденция, которой он следует: во главу угла любого инвестиционного проекта, который начинает разворачиваться в Туве, Кара-оол всегда ставит возможность привлечения местных специалистов. Как доложился министр образования и науки РТ Каадыр-оол Бичелдей, с 2008 года в специализированных железнодорожных учебных заведениях подготовку прошли 105 человек. Многие получили высшее образование. 35 — уже работают по специальностям в железнодорожной отрасли страны.

— Мы не теряем с ними связи, — заметил Бичелдей, — в любой момент можем связаться с этими ребятами и ими, уже имеющими опыт работы в этой сфере, утолить «кадровый голод».

Еще 211 человек, по словам министра, в настоящее время проходят подготовку в вузах и ссузах страны. Что касается собственной базы, то она, как заметил Каадыр-оол Бичелдей, позволяет готовить по 400–600 человек ежегодно, которых сразу же можно будет задействовать на строительстве. Комментируя эти цифры, озвученные министром, премьер заметил, что этого количества явно недостаточно. Анонсированный не так давно процесс передачи бывшего теперь уже Кызылского автодорожного техникума под крыло Сибирского государственного университета путей сообщения, мягко говоря, «пробуксовывает». Воспользовавшись случаем, Шолбан Кара-оол попросил Подгузова оказать содействие в решении этого вопроса. По словам премьера, это позволит решить львиную долю проблем, связанных с подготовкой кадров и обеспечением объекта местными специа­листами.

Стоит также заметить, что «Кызыл — Курагино» — первый в истории России проект, который будет реализовываться за счет вышеупомянутого фонда, а значит, как выразился Николай Подгузов, отношение к нему со стороны федеральных властей будет особым. Контроль — тоже. Что касается сроков, то, скорей всего, первый транш инвестору будет перечислен уже в июне, поскольку именно тогда правительством России планируется утвердить паспорт проекта.

Когда заседание закончилось, Подгузов не преминул еще раз отметить значение этого проекта для Тувы. Обычно проект «Кызыл — Курагино» увязывают с освоением минерально-сырьевой базы республики и созданием нескольких тысяч новых рабочих мест для наших земляков. А вот Николай Радиевич увидел в нем еще и катализатор активного развития туризма. Впервые побывав в нашей республике, он, по его же собственным словам, был просто поражен ее красотами. Особенно тем, что в Туве даже в июне сохраняются места, где не тает снег. Это подтолкнуло его к идее организации в республике круглогодичной лыжной базы или даже курорта. Как знать, потенциал этого проекта для Тувы действительно может оказаться значительно шире озвучиваемого.

Антон ПОСОХИН

asdf asdf asdf