ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ И ВЗЯЛ ДВУХ ЕГО МАЛОЛЕТНИХ СЫНОВЕЙ СЛУЖИТЬ ПРИ ДВОРЕ ПАЖАМИ?
Как составить идеальное резюме и стоит ли приходить на первое собеседование с работодателем в мини-юбке, с фиолетовыми волосами и глубоким декольте со стразами? Что делать, чтобы мозг не взрывался от стресса? Обо всем этом и многом другом шел разговор в творческой лаборатории для директоров и методистов централизованных библиотечных систем республики «Библиотека как лаборатория социокультурной диагностики региона», собравшей участников в погожие осенние дни в стенах Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Открывая лабораторию, кандидат педагогических наук, директор НБ Ольга Фенцель подчеркнула актуальные вопросы повышения эффективности библиотечных учреждений РТ. Заместитель директора НБ по науке и издательской деятельности Неля Наныкпан рассказала об итогах работы за девять месяцев и сделала анализ информационных отчетов библиотекарей муниципальных образований. О формировании штатной численности в библиотеках в новых условиях говорила начальник отдела Министерства культуры РТ Аяна Ооржак, о подключении сельских библиотек к сети Интернет — Ольга Мамонтова, зав. отделением информатизации министерства связи. Прозвучала информация о ходе работ по созданию модельных библиотек в республике, ее подготовили директора Бай-Тайгинской, Дзун-Хемчикской, Каа-Хемской, Улуг-Хемской, Чаа-Хольской и Чеди-Хольской ЦБС. О проблемах работы информационных центров ЦБС РТ и организации обслуживания пользователей в условиях новой электронной библиотеки (НЭБ) рассказала Елена Кравченко, зам. директора НБ по библиотечной работе.
Актуальные подходы к формированию библиотечных фондов республики раскрыла зав. отделом комплектования НБ Лариса Шабаева. Содержательный обзор новинок Тувинского книжного издательства сделала зав. сектором государственной библиографии Галина Комбу.
Анализ методической работы ЦБС за девять месяцев показал хорошее выполнение плана Барун-Хемчиком, Тес-Хемом, Улуг-Хемом, Овюром, Танды, Чаа-Холем. Между тем модернизация библиотек во многих районах не осуществляется ввиду недостаточного финансирования местными властями, и целевые программы остаются на бумаге.
Продолжается работа по информатизации сельских библиотек.
Основной задачей деятельности Информационных центров является оказание широкого спектра информационных и сервисных услуг, создание единого информационного пространства для пользователей, позволяющего расширить возможности получения необходимой информации.
Основной перечень сервисных услуг, оказываемых потребителям — ксерокопирование, сканирование, набор и распечатка текста, редактирование текста, ламинирование, создание электронных презентаций, фоторедактирование, интернет-услуги, работа на ПК, изготовление печатной продукции: приглашений, буклетов, памяток к различным мероприятиям; мультимедийное сопровождение мероприятий; информационно-справочное обслуживание: поиск информации по запросам, подготовка списков литературы для курсовых и рефератов, предоставление доступа к собственным, а также ЭБС России, СПС «КонсультантПлюс», «Гарант»; консультации, мастер-классы, дни открытых дверей, презентации, обучающие семинары, практикумы. За прошедшие четыре года со времени открытия информационных центров, значительно расширился спектр предоставляемых услуг, появились совершенно новые — это изготовление и выпуск печатной продукции: рекламная — фланеры, афиши, печать и изготовление бланков, почетных грамот, дипломов и благодарностей и др., при подготовке и выпуске брошюр применяется новое доступное программное обеспечение.
Из анализа становится ясно, что востребованность в услугах предоставляемых ИЦ, растет, как и эффективность работы информационных центров, о чем свидетельствует возросшее число читателей и посещений, объем платных услуг.
Изменился состав пользователей. Если в 2011 — 2012 гг. это были в основном учащиеся и студенты, то сейчас это педагоги, воспитатели ДОУ, медработники. Охвачены индивидуальным и групповым информированием специалисты администрации и департаментов кожуунов. За счет индивидуального и группового информирования, несмотря на конкурентов, тесное сотрудничество развивается с администрацией кожууна в Бай-Тайгинской ЦРБ.
При центрах действуют курсы и семинары, как для работников сельских библиотек, так и для потребителей, в т. ч. школьников и пенсионеров. Например, в Бай-Тайгинской ЦРБ действует клуб «Азбука Интернета», класс компьютерной грамотности в Тоджинском ИЦ посещают 15 человек. В «школе компьютерной грамотности» занятия проходят как в индивидуальном формате, так и в групповом. Работает клуб «Знатоки» в Кызылской ЦРБ, проводятся групповые и индивидуальные занятия для пенсионеров, осваивающих компьютерную грамотность, в Эрзинской ЦРБ.
В читальных залах Улуг-Хемской и Эрзинской ЦБС используется беспроводная сеть WI-Fi, появились страницы в соцсетях Пий-Хема, Чеди-Холя и Эрзина и страничка на сайте Управления культуры в г. Ак-Довураке.
Наиболее острыми проблемами, мешающими развиваться и совершенствоваться имеющимся информационным центрам, по-прежнему остаются: нехватка финансирования, обслуживание техники и приобретение расходных материалов за счет платных услуг, сменяемость кадров, нехватка специалистов на селе, частое отключение света, отсутствие Интернета или плохая связь.
...Вы можете, не задумываясь, назвать трех любимых писателей — русского, тувинского и зарубежного? Тогда вам к нам!
Ирина ВАСИЛЬЕВА,
ученый секретарь НБ