Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Кто такой Иргит Агбан-демчи?

22 марта 2014
1474

Сафьянов, прекрасно знавший жизнь, обычаи, традиции и язык сибирских татар — хакасов и урянхов, поддержал идеи социал-демократии, Октябрьскую революцию, став представителем Революционного комитета Сибири в Урянхайском крае, посвятил всю свою жизнь делу освобождения уранхайского народа от иноземного гнета и создания этим тюркским-татарским народом своей государственности. Он всей душой любил Уранхай и уранхайцев. В своей книге «Повесть о жизни» он ни разу не упомянул Уранхай непонятным, чужеродным названием «Тува», а уранхайцев-туранхайцев — «тувинцами.

Название Тува (Тыва), данное Уранхайской земле революционерами-реформаторами и большевистскими агитаторами в период создания «красной» республики в центре Азии, прижилось в среде местного населения и …отсекло коренной этнос — уранхайских татар — от их славного прошлого и вождей, оставивших человечеству великое наследие. Ведь, начиная от азов и чиков, великих тюркских каганатов, империи Чингисхана, уранхайцы и их выдающиеся вожди, как-то Бумын-каган, Истеми-шагбы, Чагархан Субедей, Богурчу-кулюк, Чебе-ноян, Буурулдай-хан, Хуралбай-хан и другие, оставили в истории неизгладимый след.

Названия «Тува» и «тувинцы» появились от названия реки Туба в Красноярском крае. По берегам этой реки жили коренные жители этих мест — «тубинцы», как-то маады, сагайи, чооду, кыргыс, делег, койбалы, эвенки. Обобщенно их называли «хаазами», а позже — «хакасами», и они произошли от древних жителей реки Улу-Гем азов и чиков. В 1762 году русские томские казаки вероломно напали на стойбища сибирских «черневых татар», то бишь хакасов, чтобы захватить их плодородные земли.

Хакасы несколько лет сопротивлялись агрессорам, но силы были неравны и, чтобы спастись от истребления, побежденные «хакасы» бежали за Саяны к своим родственникам уранхайцам (Козмин, Хакасы). Тогда Саянские горы назывались Ар-Даа (Арадан), а хакасы уранхайцев называли «соянами». Отсюда и появилось название Саянские горы. Позже русские казаки стали называть всех уранхайцев тубинцами, требовали у маньчжурского губернатора Цзян-Цзюя возвращения «черных минусинских татар» снова под власть русского царя. Но в 1756 году маньчжурские военные власти, истребившие полтора миллиона уранхайцев, отказали русским казакам в возвращении оставшихся в живых хакасов, ссылаясь на то, что «в Уранхайской земле простора много, а народа осталось мало, чтобы выращивать скотину, и сам император Кан-Цзи покровительствует этому». Вот так хакасы — кыргызы, чооду (чогду), маады (маторы), тодуты — остались жить в Уранхайском крае, стали частью уранхайцев и поданными Поднебесной империи. А уранхайцы стали зваться в русских документах «тубинцами», а позже — «тувинцами». Начиная с 90-х годов ХХ столетия, тувинцы перешли на хемчикский диалект тувинского языка и стали называться «тыва». В постсоветской России же, с легкой руки неграмотных чиновников и журналистов, нас стали именовать тывинцами, поправ тем самым нормы русского языка. Мы же не кличем французов фрэнчами, а англичан — энгландцами…

Название «урянхай» или «уранхай» происходит от тюрского названия «туран-хай», что означает земля турок. Специфика произношения тюркских народов отличается от других народов тем, что они сокращают, стяжают при произношении отдельных слов и словосочетаний. Например: не «чан», «жан», а «ан» — земля, родина, не «ном» — книга, а «ом», не «туран», а «уран», не «сыр» — песня, а «ыр» и т.д.

Само название «Тува», скорее всего, происходит от финно-угорского слова «ту-ава», где «ту» означает гора, а «ава» — земля, что означает «горная страна». Испокон веков по рекам Обь, Иртыш, Енисей и Лена обитали кочевые племена гунно-сарматов, финно-угров, персов и тюрок. Местные жители Хакасии, Тувы и Алтая носят в своем генезе компоненты всех этих народов и являются представителями одной сформировавшейся нации, как по языку, так и по этнокультурному содержанию.

Среди этих племён отличается своими древними корнями уйгурский род мергиты. До сих пор тувинские иргиты называют себя хойуками, тем самым подчёркивая, что они принадлежат к среднеазиатским уйгурам «гуюкам». Согласно стяжательному правилу тюркских народов впереди стоящая фонема «м» отпадает, и их называют не мергиты, а иргиты. В настоящее время иргиты-мергиты входят в состав почти всех народов и народностей Китая, Монголии, России, Турции, Ирана и Индии.

Из «Сокровенного сказания монголов» известно, что биологическим отцом Темужина-Чингисхана является мергитский воин Чиледу. А монгольский хан Йосугай — его отчим. В то время руководящая верхушка, вместе с идикутом (царем) Великого уйгурского каганата, состоящая из числа мергитских вождей, в основном располагалась вокруг озера Байкал. А военные поселения уйгуров были разбросаны по всему Саяно-Алтайскому нагорью, вплоть до реки Лена (саха-якуты) на севере и пустыни Такла-Макан на юге Азии. В настоящее время они входят также в состав среднеазиатских киргизов и казахов и считаются коренными жителями Синь-Цзян уйгурского автономного района КНР.

В 1669 году первые русские казаки-землепроходцы пришли на берега Байкала и встретили тюркоязычный народ, похожий на казанских татар, с европеоидными чертами лица, называющими себя иргит. Они поведали, что являются коренными жителями моря Байкал и враждуют с монголоязычными, тунгузоязычными и эвенкийскими народами, которые стремятся завладеть их землями и их морем. Предводителем иргитов был «хромой великан» по имени Яндаш-дарга. Он от имени всех иргитов выразил желание присягнуть русскому царю и войти в состав Российской империи. В ставке Яндаш-дарги был составлен договор о вхождении «Бай-Хольских» иргитов в состав России. Иргиты тут же заплатили русским казакам ясак в виде чёрных баргузинских соболей за семь лет! А казаки подписали обязательство «впредь охранять иргитов от нападений инородных племен Забайкалья»…

В 1909 году представитель Соолчерских (Уранхайских) иргитов, зажиточный купец по имени Агбан, свободно владевший русским языком, а также русским письмом, называя себя российским поданным, ссылаясь на договор 1669 года о вхождении иргитов в состав Российской империи, подписал с иркутским генерал-губернатором договор «О признании вхождения Уранхайского края в состав Российской империи». Урянхайский край (Восточная Тува) был включен на правах волости в состав Иркутской губернии Российской империи. Агбану пожаловали должность Верховного правителя Уранхайского края, а также указом генерал-губернатора Иркутской губернии присудили титул «демчи», что в переводе на русский означает «народный». Кстати, отсюда видно, что язык иргитов не был полностью тюркским, а с компонентами греко-готского, персидского и германского языков.

По возвращению из России в Уранхай, он стал вести среди иргитов, а также родственных родов сартыыл, тюлюш, ондар, маады, салчак, оюн, чооду, кыргыс, кол, бараан, ак агитацию по восстановлению российского подданства. Агбан открыто призывал уранхайцев к восстанию против иноземных захватчиков, изгнанию маньчжурских феодалов амбын-нойонов из Уранхая и кемчугских ухри-дао из Тувы. Он провозгласил себя «законным правителем Уранхая, ибо является потомком самого Иргита Яндаш-дарги». В том же году он с соратниками-кайгалами скрытно привез из России оружие и вооружил им группу удальцов. За эти «разбойничьи действия» Агбан несколько раз подвергался маньчжурским правителем Комбу-Доржу пыткам и выдворялся за пределы Уранхая как российский поданный. Свои действия Агбан считал праведными: якобы он мстил за вероломное нападение маньчжур на Уранхай в 1756 году и геноцид уранхайского народа…

В смутное время в Уранхайском крае Верховного правителя Иргита Агбана-демчи охраняла русская казачья сотня есаула Шумова. Квартировавшие на территроиии нынешних Чадана и Кызыл-Мажалыка маньчжурские военные гарнизоны не решались вступать в конфликт с казаками, зная, что территория Тувы еще при Алтын-ханах входила в состав Российской империи.

В 1911 году, в третьем месяце маньчжурского календаря Батрагулту торе, в Китае победила национально-освободительная Синхайская революция, которая освободила коренных китайцев ханьцев от многовекового гнета маньчжурских поработителей. Великий китайский революционер Сунь-Ятсен объявил Монголию, Уранхай, Кемчуг, Син-Цзян свободными от маньчжурского ига! Маньчжурские оккупационные войска, побросав оружие, сорвав с формы воинские знаки отличия, уходили в Китай из Уранхая и Кемчуга.

Иргит Агбан-демчи стал легитимным верховным нойоном Уранхайского края. Бывший маньчжурский правитель Комбу-Доржу полностью потерял власть. Таким же бесправным оказался и Кемчугский гун-нойон Буян-Бадра-хуу, сын одного из самых жестоких маньчжурских наместников на Кемчуге, подвергавшего истязаниям сотни бедных аратов, отрубавшего головы невинным тувинцам в Улясутае. Чтобы остаться у власти, Буян-Бадра-хуу просил поддержки у русского царя Николая II и при этом высокомерно представлялся русским чиновникам: «Я — сын великого вельможи, маньчжурского военачальника, генерала Хайдава! Я не могу даже представить, как сидеть в одной юрте с голодным, грязным и вонючим урянхайцем?». (Он имел в виду Уранхайского правителя из бедняцкого рода Агбана-демчи).

Тем временем Агбан-демчи, первый верховный правитель Уранхая, по национальности не маньчжур, а уранхаец, упразднил физические наказания. На кредиты в «Русском банке» построил дорогу для гужевого транспорта через Саяны. Привез сенокосилки, сепараторы, мельницы, множество текстильной продукции и кухонной утвари. Открыл первую школу для 20 детей в Шуурмаке, создал урянхайский алфавит на кириллице, пригласил первых российских юристов и судей, собрал первый полицейский взвод «шагдаа» из числа русских казаков и уранхайцев, проложил телеграфную связь с Минусинском, построил небольшую тюрьму для преступников. Он также открыл несколько акушерских пунктов и лазарет для тяжелобольных… Его ставка находилась в местечке Шокар-Оймак под Шуурмаком, а его заместителем по торговле был известный купец Оюн Ажыкай-бег, потомственный арат, уроженец Дургеня и Чагытая, благодаря таланту и разуму ставший именитым купцом, одним из самых богатых людей Уранхая. А государственным делопроизводителем Агбан назначил Оюна Чылбака — сына Оюна Ажыкая. В 1928 году во время конфискации имущества «мироеда-феодала» Оюна Ажыкая насчитали 12 подвод золотых и серебряных изделий. Хотя Ажыкай был «чернобаем» из среды простых аратов…

Потомственные феодалы открыто ненавидели представителей бедноты, получивших и власть, и богатство при русском царе. Осенью 1916 года в местечке Калдак Иргит Агбан-демчи был застрелен неизвестным киллером. Казаки, охранявшие Верховного правителя Уранхая, нашли новейшую винтовку, брошенную убийцей на месте преступления…

Я вспомнил об этих деталях истории, конечно, не для того чтобы инициировать обсуждение дискуссии о возвращению Туве исконного названия или развенчания каких бы то ни было исторических личностей. Что было — то было. Но знать о своем прошлом — надо.

Игорь ИРГИТ