В минувшую субботу, 17 мая, в Национальном театре показывали постановку «Чего же хотят мужчины». Московская антреприза прошла благодаря организации визита заслуженной артистки РТ Елены Ооржак.
Зал оказался почти полон. Как обычно, собралось больше женщин. Чувствовалось, встречу с дорогими кумирами ждали и готовились: вывели в свет мужей, принарядились — ряды блистали туалетами, мехами, украшениями. Да, это получился настоящий праздник под светом рампы. Скучает у нас зритель по русскому театру…
Именно с Кызыла началось сибирское турне группы из восьми человек. Четверо артистов и столько же их помощников отправились из Москвы до Абакана на самолете ночным перелетом. А Ивару Калныньшу пришлось и визу делать из родной Прибалтики. Когда ехали по земле из Хакасии до центра Азии, останавливались, любовались красотами, делали фото на память. Немного отдохнули в нашей столице — и на сцену. Ночевали в гостинице, в воскресенье пообедали в юрте-кафе, отведали тувинскую национальную кухню. И — снова в путь. Такова гастрольная жизнь лицедеев…
Но мы не заметили их усталости от бессонного практически перелета. Дорогие гости прекрасно играли, вовлекая нас в водоворот действия. Мастерство, класс. И если Ивар Калныньш с Татьяной Абрамовой уже побывали в наших краях, то Ирина Алферова с Ильей Соколовским оказались в Туве впервые. Первых троих мы знаем давно, известных и сложившихся профессионалов особо и представлять не надо. А самый молодой из гостей, 36-летний уроженец Пскова Илья Соколовский, тоже знаком кому-то по киноролям. Например, по ленте «Бумер» 2003 года. Получил образование в ГИТИСе-РАТИ, мама очень поддерживала сына. Держит форму, старается играть без дублеров, это и чувствовалось у нас: органичен, импровизирует, что зал оценил, пластичен. Ему доверили создать несколько образов, с чем артист успешно справляется. Особенно принимали, со смехом и пониманием, женский персонаж. Это своеобразное пародирование итогов недавнего Евровидения и болезненно-трепетного отношения к сексменьшинствам в мире.
Спектакль создан по пьесе американского драматурга Альберта Генри «Сильвия». Довольно много лет идет на разных подмостках в США. Автор российской постановки Ольга Шведова, успешно работающая именно в антрепризе, изменила название. Действие разворачивается в течение двух часов с антрактом, смотришь с удовольствием, с интересом следя за развитием событий.
В январе 2012 года мы познакомились с еще одной работой Ольги Шведовой, «Не будите спящую собаку». Тогда и увидели Татьяну Абрамову впервые. Сейчас же ей досталась главная роль, собачки Сильвии. Есть что играть, образ получается запоминающимся, симпатичным, выразительным, пластичным. Дивное существо, что помогло взрослым встряхнуться, отстраниться от рутины, может, увидеть не только окружающий мир, но и себя с новой стороны. Можно сказать, другими глазами. А еще — стать биофилами, любителями природы.
Сюжет — про старые истины. Любовь, взаимопонимание, взаимоуважение, метания, потери и находки. На чем давно держится мироздание. Супруги вырастили детей, живут размеренным укладом, в котором долго ничего не меняется. Даже как-то скучновато стало. Калныньш и Алферова — замечательный тандем, есть в их игре и полутона, нюансы, а в какие-то моменты — взрывы страстей и даже интриг. Всё весьма органично (хорошо бы, знаменитый прибалт еще перестал бороться с очаровательным акцентом: зачем?), целостно, полнокровно.
Грег нашел собаку, буквально в мусоре. Она его покорила сразу, потому и привел домой. А Кейт увидела в четвероногом существе угрозу для своего образа жизни, где всё идет по заведенному распорядку, да и каждая вещь лежит много лет на одном и том же месте. Сразу начались лужи, беспорядок, война за любимый диван и многое другое. Своеобразное доказывание друг другу, кто в доме хозяин.
Страсти кипели нешуточные: ревность, увольнение и планы на поездку в длительную командировку за границу, приглашать ли гостей и ходить ли самим к друзьям в выходные, как приспособиться к душевным порывам мужа и не обидеть жену поступками. А центр проблем, из-за чего весь сыр-бор — очаровательная Сильвия, которая очень хотела тут остаться, а не попасть в приют. Оказывается, можно начинать понемногу уступать друг другу, находить общий язык — тогда и проблема окажется не такой уж неразрешимой, да, может, вообще незначительной.
И хотя артисты в антрепризах мало репетируют, случаются частые замены, мы увидели хороший ансамбль профессионалов. Сыграны, даже находят место для импровизаций, что кызылчане по достоинству оценили. Главное — покоряли искренность, душевность, мастерство актеров. Кстати, они отметили ответную отзывчивость нашей публики, оценили это по достоинству. Рады были и теплому приему, когда в финале великолепную четверку долго не отпусками со сцены, аплодировали стоя, надарили много букетов. Контакт произошел на тонком уровне, это почувствовали обе стороны. Как говорится, искра пробежала.
А сюжет закончился, естественно, счастливо: собачку в приют не отдали, осталась в доме на долгих 11 безоблачных лет. И хозяйка даже больше ее любила, чем хозяин. Вот такие метаморфозы. Вроде бы простой сюжет, вокруг дворняжки безродно-бездомной. Да, многое существо сделало: она спасла от скуки двоих взрослых, обогатила их мир новыми красками, стала его полноправным членом. Мы понимаем: всё гораздо сложнее и глубже, история — про человеческие отношения, умение сохранить чувства и не потерять друг друга из-за глупых мыслей и недопонимания. Да и с юмором надо дружить, он помогает преодолевать разные ситуации.
Зрители хорошо отдохнули. Увидели вблизи своих кумиров. Не разочаровались. Главное — попали под чары его величества театра. Хорошо!
А Елена Ооржак надеется нас порадовать в октябре встречей с балетной постановкой «Ромео и Джульетты» труппы Сергея Радченко.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН