Тувинская правда 12+

Кто решит судьбу останков скифских властителей?

18 января 2014
1431

Как сообщала «Тувинская правда», в Национальном музее состоялся «круглый стол» о дальнейшей судьбе останков царской четы из кургана «Аржаан-II».

Как сказал инициировавший совещание глава республики Шолбан Кара-оол, найденные на территории Тувы останки «царя» и «царицы» периода скифской цивилизации представляют собой огромный научный интерес, они подтверждают, что Тува является ее колыбелью. В течение 13 лет останки находились за пределами республики в целях научного изучения, но до сих пор существенных результатов исследований мы не имеем (в марте прошлого года палеоантропологические материалы были доставлены в Туву из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск). Жителей республики волнует, что будет дальше с останками людей, живших на территории современной Тувы тысячелетия назад. Ольга Монгуш (на фото) заведующая отделом ар­хеологии НМ РТ, подтвердила, что многих посетителей постоянной выставки «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Ар­жаан-II» более всего интересуют именно люди: как они выглядели, предадут ли их вновь земле, и если да, то по каким канонам: того времени или нынешнего? Похоронят ли в золотом облачении?

Исследования костного материала нужно довести до конца, считает Ольга Монгуш. Мы должны иметь информационную базу, касающуюся результатов научных исследований. Она также сообщила, что в музее есть статья «Палеоантропологические материалы из кургана Аржаан-II» Татьяны Чикишевой, доктора биологических наук, сотрудника института СО РАН. Также есть немецкое издание, поскольку раскопки кургана «Аржаан-II» – совместный проект с Германией. В России этой книги, посвященной кочевым народам, в т.ч. и Туве, всего пять экземпляров. Ольга Монгуш сама привезла один из них в Туву. Только есть ли у нас специалисты, которые могут сделать хороший перевод, сомневается она.

– По всем направлениям кургану «Аржаан-II» нет равного в мире во всей Великой Степи, от Причерноморья до Северного Китая. Мы знаем: все, что находится в недрах, является собственностью государства, и то, что мы являемся хранителями и держателями фактически полной коллекции, для нас очень важно. Чем больше мы знаем, тем богаче становимся. Раньше костяки, найденные в курганах, снова закапывались. Есть две технологии, по которым можно воссоздать портретный облик царской четы: по Герасимову, т.е. классическая, и в 3D варианте, который используют криминалисты. Если мы сделаем научную реконструкцию найденных останков, образно говоря, мы можем взглянуть в лицо своих предков.

Что делать дальше? Захоронить – вернуть назад то, что взяли? Или упокоить в стеклянном саркофаге для будущих поколений, как это сделали в Республике Алтай с принцессой Укока? (так назвали мумию женщины, обнаруженной в 1993 в кургане на плато Укок. Вплоть до 2012 года, когда «принцесса Укока» была возвращена в республику, она находилась за ее пределами. Ученые из Новосибирского Академгородка провели большую работу по исследованию древней культуры. Они считают, что найденные захоронения принадлежат скифам и подтверждают предположение о том, что на территории Алтая издавна, не менее 4 тысяч лет до н.э., проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских. Сейчас принцесса Укока помещена в специальный саркофаг в Национальном музее имени Анохина, в условиях особого режима температуры и влажности. Она закрыта для всеобщего обозрения, экспонируется только манекен с воссозданным на основе научных результатов обликом – Ред.).

Ради принцессы Укока люди едут туда тысячами. Наша зада-ча – сделать находки из кургана «Аржаан-II» своим брендом, поскольку на сегодня это самый ранний исторический памятник скифской культуры, что дает право Туве претендовать на роль прародины скифов, заключила свое выступление Ольга Монгуш.

Одним из самых волнующих вопросов для тех, кто принял участие в «круглом столе», был вопрос о внешнем облике «царя» и «царицы». Так, народный писатель Тувы Александр Даржай признался, что, думая об этом, он представляет своего деда, своих ближайших родственников. И это естественно, считает он. По поводу того, что делать дальше, заметил, что у тувинцев всегда был обычай: не тревожить дух усопших. Останки наших предков – это наше национальное достояние, это вопрос чести. Шаман Кара-оол Допчун-оол предложил учесть опыт разных государств, где для сохранения достояния мирового значения возводятся мавзолеи или саркофаги. Здесь бы они могли выглядеть в скифском стиле. Однако не исключает он и возможности захоронения.

Шолбан Кара-оол обратился к приглашенным ученым с вопросом о степени их участия в изучении уникальных находок. Демир Тулуш, научный сотрудник ТИГИ, считает, что проблема – в отсутствии кадров: нет своих антропологов. Нет оборудования для проведения исследований, говорит Урана Кавай-оол, профессор ТувГУ, доктор биологических наук, генетик. Генетики у нас есть, при наличии приборов мы сами смогли бы провести необходимые исследования. Лариса Доржу из НИИ медико-социальных проблем доба­вила, что есть ученые, которые выражают желание сотрудничать с нами, в частности, профессор Массачусетского университета, Института общей генетики им. Вавилова РАН Евгений Рогаев, член-корреспондент РАМН, профессор, директор Института терапии СО РАМН Михаил Воевода.

Прозвучали предложения о том, чтобы московские ученые, проводившие исследования, рассказали жителям республики об их результатах. Поднимался и вопрос о музеефикации (преобразование историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности). Омак Ондар, исполнительный директор ТРО Русского географического общества, предложил создать целый комплекс, в котором будут находиться находки, на то же месте, где они были найдены.

Председатель Общественной палаты РТ Хонук-оол Монгуш подал идею, чтобы тувинские художники изобразили внешний облик царской четы, какими они их себе представляют. А место захоронения царских особ должны определить шаманы.

Республика намерена продолжить научную работу с останками, для чего необходимо сохранить частицы материалов для проведения серьезных научных исследований с тем, чтобы передать знания будущим поколениям. Кроме научной необходимости, есть и этическая сторона, которая, по мнению главы республики, не менее важна. Это прах предков, покой которых принято свято блюсти. Вопрос о захоронении Шолбан Кара-оол намерен обсудить с профессио­нальными экспертами и общественностью. По его убеждению, главное слово должно принадлежать народу, эксперты будут определять, в каком виде должно быть организовано захоронение.

На проработку всех вопросов и принятие организационных мер совместно с научными учрежде­ниями, РГО и представителями Общественной палаты Министерству культуры Тувы дано полтора месяца.

Елена ЧАДАМБА

asdf asdf asdf