Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Кто хозяин в Хову-Аксы?

11 февраля 2014
3379

Хову-Аксы. Этот уголок Танды неописуемо красив и щедр дарами природы. Местный буддийский священник Шыырап-гелелонг от всей души верил, что если есть рай на земле — дываажан, то он — в Хову-Аксы.

Однажды, в начале 50-ых годов прошлого столетия, местный житель по имени Хойтпак-оол, из рода Оюнов, показал геологам найденные им в тайге красивые камни. Оказалось, они содержат кобальт. Так в местечке Хову-Аксы обнаружили промышленные залежи дорогого минерала, который спустя каких-то двадцать лет станет основным материалом для радиоэлектронной промышленности. Комбинат за считанные месяцы построили ленинградцы. Уникальное оборудование поставил завод имени Кирова. «Тувакобальт» заработал. Люди стремились устроиться на него. А потом случился 1990 год, нашумевшая заварушка. Комбинат встал.

С тех пор прошло двадцать с лишним лет. Казалось, затянулась старая рана. Люди привыкли к новым условиям жизни: нет работы, нет производства, нет привычных плакатов с показателями социалистических соревнований. По улицам с утра слоняются похмельные личности, громко ругаются, кто-то спешит не в магазин, а за технарем на привычный «адрес», молодые люди «забивают козла», выкидывают последние гроши в пасти «подпольных» игровых автоматов…

— Хорошо зарабатывают у нас только таксисты, — говорит местный «блатной», успевший заложить за воротник «горяченького». — Триста рубликов с каждого пассажира — до Кызыла, столько же из Кызыла — в Хову-Аксы. Если каждый день по 2 тысячи, то в месяц — 60 тысяч. В год 700 тысяч! И никаких налогов государству, которое строит для тебя асфальтированные дороги, ремонтирует их.

Дорогой пользуется и «братва», организованная в сплоченную группу, сдирают с каждого таксиста по 300 рубликов в день. А если вы решите наладить перевозку пассажиров на «пазиках», по дешевым ценам за проезд — не дадут. Братве выгодно брать «ясак» с таксистов, а таксистам конкуренты не нужны. С таксистами здесь не шути. Власть ведь всегда и везде была у тех, у кого есть деньги, а в Хову-Аксы они у — … таксистов!

Я спрашиваю его:

— А вы почему не работаете? Вы же водитель…

Он мотает головой. И отвечает:

— Меня на год лишили, — и выразительно щелкает по горлу. — Было дело! Сам виноват. Можно было откупиться, но «жаба» задавила.

Отправлялся я в Хову-Аксы на новенькой иномарке, которую в Красноярске или Иркутске можно приобрести примерно за «лимон» рубликов. Заплатил вперед 300 рубликов. Но водила-таксист в Чеди-Холь явно не торопился. У него в Кызыле оставались какие-то дела, и он возил меня по городу битых три часа. На меня ему было совершенно наплевать. Но, наконец, едем. Вот и Хову-Аксы.

Новая котельная на въезде. Вся страна по крупице помогла ее строить. Сотни миллионов рублей выкинули на это дело. Труба дымит. В окнах жилых домов, магазинов и полиции свет горит, люди туда-сюда бегают. Жизнь кипит. Кое-где, правда, стоят пустые дома, как свидетельство прошлогодней аварии…

Впрочем, авария началась задолго до того! Людей надломила еще перестройка и последовавшая за ней разруха. Еще при Ш.Д.Ооржаке, в «крутых девяностых», я заходил во многие дома, спрашивал у людей, старожилов. У всех было «чемоданное» настроение. В Хову-Аксы ведь местного населения почти не было, в основном приезжие. Местные живут в селах Ак-Тал, Холчук. Это исконные земли родо-племенных групп кезек-сат, кыргыс, долаан, тюлюш и тумат. Они не потеряли свой местный менталитет и привычки, возможно, еще со времен Великого тюркского каганата. И, думаю, еще очень долго не потеряют. Чужому здесь прижиться почти невозможно.

Создание отдельного района было, на мой взгляд, ошибкой. Название ему — «Чеди-Холь» (Семь озер) — придумал народный писатель Тувы К.К. Кудажы. Он по роду барыкский кыргыс и здесь много его родственников. Конечно, народный писатель верил в светлое будущее своих земляков и постарался дать новому району красивое имя, которое объединит население. Но, «получилось, как всегда»: люди из Хендерге остались улугхемцами, элегестинцы и чалкежигцы — оюнами, с характерным акцентом и историей своих родов и племен. Что касается русскоязычных, то здесь посложнее…

Я встретил одного из них — татарина. Он поведал, что в девяностых сгоряча уехал отсюда, помотался по Сибири, поменял занятия, но родней земли не нашел и вернулся в Хову-Аксы, как домой. Здесь нашел свою любовь и родину. И нет для него народа родней, чем тувинцы.

— Вернулся, — говорит, — не постыдился, что уезжал, и никто не упрекнул меня за это. А когда случилось несчастье — авария, то стало видно «ху есть ху». Те, кому есть куда ехать — удрали в первые же дни. А мне - некуда. Здесь мой дом! Приезжали мародеры, тащили все, что плохо лежит. Многие торговали новенькими буржуйками — гуманитарной помощью. Приехал председатель правительства, поставил вопрос круто: так жить нельзя! Сам пошел по поселку, общался с населением, успокаивая и обнадеживая людей. И ситуация стала меняться в лучшую сторону. Главное, вдохнуть веру в людей! Буквально в считанные дни обстановку взяли под контроль. Люди, которые во всех грехах привыкли обвинять правительство, и те замолкли... А Россия, как всегда, не оставила нас в беде. И правительство, и российский народ — помогли всем необходимым.

Трудный экзамен пришлось сдавать в прошлом году. Кажется, сдали. Татарин, умудренный жизненным опытом, переживший смуту 90-ых, техник по образованию, восхищался чёткими действиями всех звеньев антиаварийной команды местной администрации и правительства. И это обнадеживает. Значит, есть у нас профессионалы в управленцах.

А вот местным жителям хорошо бы избавиться от некоторых вредных «национальных» привычек. Я не только пьянство имею ввиду. Наверняка, кто-то из жителей села обидится, но это мое мнение: иждивенчество — вот ахиллесова пята многих ховуаксынцев. Мне говорили — это объективно: самые инициативные, разворотливые уехали отсюда давно. Остальных разуверила в своих силах власть, оставив поселок на произвол судьбы. Но прошлогоднее ЧП показало: власть помнит о Хову-Аксы. В село вложили за минувший год столько денег, сколько не тратили за такой срок в расчете на душу населения ни в одном районе. Котельную построили. Сети восстановили. Да, кое-какие нескладушки остались, но за год и их устранят, доведут теплоснабжение до ума.

Но все же судьба этого прекрасного уголка Тувы зависит не только от власти. В решающей степени — она в руках самих ховуаксынцев. Надо думать, как жить дальше, чтобы жить лучше. Надо делать, занимать себя чем-то еще, кроме частного извоза. Иначе скоро и возить будет некого…

Игорь ИРГИТ