Разъясните, пожалуйста, что означают предельные индексы на ЖКУ?
Татьяна ЖИМБАЕВА; г. Кызыл
Отвечает руководитель Службы по тарифам Республики Тыва Роланда НАМЧЫЛ:
— Тарифное регулирование в сфере жилищно-коммунальных услуг достаточно сложный и проблемный, затрагивающий практически все стороны жизни, но уже юридически и технологически устоявшийся процесс. Между тем, нормативная база не прошла еще окончательного формирования, динамика изменений ощущается и на уровне потребителей. С 2010 года кардинально изменилось законодательство о теплоснабжении, водоснабжении. До сих пор на федеральном уровне в стадии разработки находится много подзаконных актов.
Государственному регулированию подлежат цены и тарифы на товары и услуги теплоснабжающих, электроснабжающих и газоснабжающих организаций, организаций коммунального комплекса, осуществляющих оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.
В настоящее время государственное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях. Размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, должен соответствовать предельным индексам минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемым на очередной финансовый год.
К полномочиям Правительства Республики Тыва относится установление предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление тарифов на тепловую энергию, установление тарифов на электроэнергию, в том числе для населения, установление розничных цен на сжиженный газ для населения, контроль в области регулирования тарифов, установление нормативов потребления коммунальных услуг, установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям. При этом полномочия по непосредственному установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и контролю за их применением сконцентрированы у Службы по тарифам Республики Тыва.
Экономически и юридически обоснованное сдерживание роста тарифов на электрическую и тепловую энергию было и остается основным ориентиром Службы по тарифам Республики Тыва. Все решения службы принимаются в рамках действующего законодательства с учетом необходимости социальной и экономической защиты населения республики.
Таким образом, в 2014 году рост тарифов в Республике Тыва будет самым низким за последние десять лет: 5,5% — на услуги теплоснабжения и 4,9% — на услуги водоснабжения и водоотведения. Увеличение цены на все услуги произойдет с 1 июля 2014 года.
Еще одним новшеством в будущем году станет поэтапный переход на долгосрочное регулирование тарифов для организаций. Это необходимо для того, чтобы сделать отрасль инвестиционно более привлекательной — предприятия отныне смогут планировать свои доходы.
По электроэнергии долгосрочные тарифы установлены с 2012 года. Долгосрочное регулирование, в первую очередь, направлено на то, чтобы привлечь инвесторов.
КОМУ ПОЖАЛОВАТЬСЯ?
Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва разработало алгоритм действий в случаях предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, согласно которому в первую очередь следует уведомить свою управляющую организацию письменно или по телефону аварийно-диспетчерской службы.
Факт нарушения нормативов предоставления услуг должен быть зарегистрирован для принятия мер по устранению причин и последствий некачественных услуг, а в случае необходимости — перерасчета размера оплаты. Потребителю требуется сообщить свои личные данные, вид коммунальной услуги и точный адрес помещения, где имеет место нарушение правил предоставления услуг. Диспетчер жилищно-коммунальной организации сообщает свое полное имя, должность, номер и время регистрации сообщения.
Если факт нарушения правил предоставления услуг и его причины уже известны диспетчерской службе, потребитель может получить необходимые разъяснения о причинах и сроках окончания работ по устранению неблагоприятной ситуации, в противном случае диспетчер согласовывает время прибытия комиссии на место для проведения обследования. При этом работа комиссии должна начаться не позднее чем через два часа после поступления сигнала, если с потребителем не согласовано иное время. Заключение комиссии станет основанием для проведения перерасчета размера оплаты услуг. Акт проверки составляется и подписывается в соответствии количеством заинтересованных лиц, каждый из которых имеет право на получение экземпляра документа.
Если в ходе проверки между потребителем и исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ), иными заинтересованными участниками проверки возник спор, возможно проведение независимой экспертизы качества коммунальной услуги. Повторное обследование предмета спора без проведения экспертизы возможно при участии представителей государственной жилищной инспекции РФ с обязательным указанием даты и времени проведения процедуры.
Нарушение установленных нормативов качества услуг считается устраненным со времени возобновления услуг надлежащего качества.
Что касается порядка расчета оплаты за коммунальные услуги, то следует знать, в платежном документе обязательно должны быть указаны адрес жилого помещения, сведения о собственнике или нанимателе, а также об исполнителе с указанием наименования организации или индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты, адрес места нахождения, номера телефонов, электронный адрес, сайт. В документе также должны быть указаны период оплаты, наименование каждого вида оплачиваемой услуги, единицы измерения объемов коммунальных ресурсов, общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, сведения о размере задолженности потребителя.
Чечена БУЛЫТОВА
В случае произведения перерасчета, указываются основания — пользование услугами временно проживающими лицами, ненадлежащее качество услуг, размер штрафов и пени, временное отсутствие жильца в помещении, если оно не оборудовано индивидуальными, общими приборами учета.
С вопросами по предоставлению жилищно-коммунальных услуг обращаться в Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, 116 или по телефону 5-16-58