Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Крылья Победы

20 апреля 2019
491

К 100-ЛЕТИЮ КОМАНДИРА «ТУВИНСКОЙ» АВИАЭСКАДРИЛЬИ

В годы Великой Отечественной войны все жители Тувы оказывали всемерную помощь советскому народу в битве с немецко-фашистскими оккупантами. Араты, рабочие, служащие, целые трудовые коллективы вносили свои сбережения и заработки в фонд обороны, направляли эшелоны с подарками.

Из воспоминаний ветерана труда, кандидата исторических наук, активного участника культурного строительства в Туве, инициатора сбора средств на создание тувинской авиаэскадрильи Оюна Араптановича Толгар-оола: «В республике развернулось широкое движение по оказанию помощи фронту. Одной из ее форм был сбор средств на строительство боевых самолетов. В конце 1942 года в газетах появились материалы о почине саратовских колхозников, начавших сбор средств на строительство боевых самолетов. Сообщалось, что колхозник Феропонт Головатый внес мешок денег. Мы с женой Оюн Аппый Сииреновной, которая в то время преподавала в учебном комбинате, прочитали указанное сообщение и тоже решили внести все свои сбережения на строительство боевых самолетов. Я тогда внес тысячу акша и написал письмо Генеральному секретарю ЦК ТНРП С. К. Токе с предложением организовать сбор средств для строительства боевых самолетов для фронта. Салчак Калбакхорекович от имени партии и правительства написал мне благодарственное письмо, оценив мое предложение как подлинное патриотическое начало важнейшего дела. Это письмо было опубликовано в газетах и получило широкую поддержку среди населения.

Затем 23 декабря 1942 года ЦК партии принял постановление о сборе средств на строительство авиаэскадрильи «Тувинская Народная Республика». Это постановление было опубликовано в газетах «Шын» и «Тувинская правда».

 «ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центрального Комитета Тувинской Народно-Революционной партии о сборе средств на постройку авиаэскадрильи «Тувинская Народная Республика»

 

Трудящиеся ТНР, желая всемерно оказать братскую помощь героической Красной Армии в разгроме немецких захватчиков и очищения нашей социалистической родины — СССР от гитлеровской нечисти, приступили к сбору средств на постройку авиаэскадрильи «Тувинская Народная Республики» для фронта, так, например, тов. Толгар-оол (г. Кызыл) внес 1000 акша и т.д.

Приветствуя и одобряя инициативу трудящихся ТНР, Центральный Комитет ТНРП постановляет:

Обязать партийные, ревсомольские, профсоюзные и другие организации широко поддержать инициативу трудящихся ТНР по сбору средств на постройку авиаэскадрильи «Тувинская Народная Республика» и все собранные средства немедленно переводить в Тувинский банк, счет № 18544.

Секретарь Центрального Комитета ТНРП С. Тока».

В республике широко развернулось массовое движение за сбор средств на строительство боевых самолетов. Трудящиеся всех кожуунов, сумонов и трудовых коллективов вносили деньги в фонд строительства авиаэскадрильи. В результате было собрано более двух миллионов акша и 140 тысяч рублей…».

В те героические дни на имя ЦК ТНРП и Правительства ТНР пришло письмо, подписанное Верховным Главнокомандующим И. В. Сталиным: «Прошу передать трудящимся Тувинской Народной Респуб-лики, собравшим кроме первых 764000 акша дополнительно 661000 акша и 140000 рублей на строительство авиаэскадрильи «Тувинский народ — фронту», мой братский привет и благодарность Красной Армии». На добровольные взносы жителей Тувы были построены десять самолетов-истребителей.

16 марта 1943 года они торжественно были переданы 133 истребительному авиационному полку. Приказом командира полка эти самолеты были закреплены за пилотами 3-й эскадрильи. В Государственном архиве Республики Тыва хранится копия этого приказа, а также кинохроника 1943 года «Тува — фронту!», где показаны кадры торжественной передачи делегацией тувинского народа во главе с Генеральным секретарем ЦК ТНРП С. К. Токой самолетов 133 истребительному авиационному полку. На кадрах видно, как проходила официальная церемония подписания акта передачи самолетов от представителей ТНР. Командир полка Т. Ф. Амельченко зачитал приказ № 38 от 16 мар- та 1943 г., в котором говорилось: «… дружественная нам Тувинская Народная Республика передала нашей части 10 самолетов-истребителей для того, чтобы уничтожить немецких фашистов. Полученные самолеты передать командиру 3-й авиационной истребительной эскадрильи Новикову и закрепить за следующими экипажами. Именной самолет «Танды хошун» закрепляю за собой».

«ПРИКАЗ

по 133 истребительному авиационному полку

 

№ 38 16 марта 1943 г.

Аэродром Чкаловская

 

В дни Великой Отечественной войны все народы Советского Союза в содружестве со всеми свободолюбивыми и братскими народами горят желанием добиться скорейшего, полного разгрома немецкого фашизма.

Дружественная нам Тувинская Народная Республика сегодня передала нашей части 10 самолетов-истребителей, построенных на средства тувинского народа, для того, чтобы беспощадно уничтожать на земле и в воздухе немецких фашистов.

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

Полученные самолеты от народа Тувинской Народной Республики передать командиру 3-й авиационной истребительной эскадрильи лейтенанту Новикову и закрепить за следующими экипажами: именной самолет «Танды хошун» закрепляю за собой.

1. Самолет № 38112 за командиром эскадрильи Новиковым В.С.

авиамехаником — Налетовым А.М.

2. Самолет № 3746 за зам. ком. эскадрильи Маминым У.А.

авиамехаником — Шкарбановым С.В.

3. Самолет № 3838 за командиром авиазвена Сазоновым И.Т.

авиамехаником — Посвянским В.И.

4. Самолет № 3872 за пилотом Силаевым С.И.

авиамехаником — Афанасьевым Н.А.

5. Самолет № 8827 за пилотом Сапрыкиным Е.И.

авиамехаником — Мартыновым Н.И.

6. Самолет № 3829 за пилотом Фолькиным А.И.

авиамехаником — Соколовым С.А.

7. Самолет № 3918 за пилотом Новиковым М.И.

авиамехаником — Холоша В.Е.

8. Самолет № 3905 за пилотом Кировым И.В.

авиамехаником — Флек Е.И.

9. Самолет № 3847 за пилотом Лещинским В.А.

авиамехаником — Очаковским Г.Г.

Командир 133 ИАП, майор Амельченко.

Начальник Штаба, капитан Васильченко».

Бывший командир эскадрильи В. С. Новиков в одном из своих писем сообщает: «В то время это были отличные самолеты. Мы на них участвовали в боях под Орлом, с боями дошли до Одера, освободили Белоруссию, Польшу…»

Этот полк, в который входила 3-я эскадрилья, был самым боевым в 16-й воздушной армии, принимал участие во всех решающих операциях Великой Отечественной войны.

Командир «тувинской» эскадрильи Василий Савельевич Новиков родился в 1919 году в селе Веремейки Могилевской области Белорусской ССР, в семье крестьянина. В детские годы он жил и учился в этой деревне, затем уехал в Симферополь в фабрично-заводское училище. Частенько среди учащихся возникали разговоры об авиации. Причиной тому были успехи самолетостроителей. Одним словом, нужны были пилоты.

Василий Новиков был в числе активистов Осоавиахима. Желание стать летчиком у него появилось, когда он жил еще в Веремейках. Над этой деревенькой иногда появлялись самолеты.

Василий Новиков поступил в планерный клуб и успешно его окончил. Мечта привела его в аэроклуб, затем в Качинскую школу военных летчиков.

До начала Великой Отечественной войны Василий Савельевич подготовил группу летчиков-истребителей из парней, прибывших по путевкам комсомола. Приступил к обучению второй группы, но довести ее до конца не удалось. Началась война.

В. С. Новиков был не только летчиком, а бойцом. Бойцом он был отважным и смелым: за годы войны им сбито 11 вражеских истребителей и бомбардировщиков. В том числе на самолете, подаренным трудящимися ТНР, Новиков сбил четыре вражеских самолета. Кроме того, Василий Савельевич командовал эскадрильей истребителей. С марта и до конца войны он был командиром «тувинской» эскадрильи, как ее называли в полку. Многие летчики этой эскадрильи не вернулись с войны, и каждый из них вложил свою частицу ратного труда в славную Победу над врагом. Каждый сбил вражеский самолет, а многие — два и больше. Успеху способствовал самолет ЯК-7 «б», боевая, хорошо оснащенная вооружением машина. Он имел 20-миллиметровую пушку и два пулемета.

Командир эскадрильи В. Новиков в своих письмах одному из главных исследователей боевого пути тувинских добровольцев, выпускнику советской школы № 1 г. Кызыла, учителю, секретарю райбюро комсомола русской молодежи в Туве, участнику Парада Победы 1945 года в Москве Павлу Петровичу Филиппову выражал свою благодарность «героическому, доброму народу Тувы» за братское отношение к летчикам 133 истребительного авиационного полка, ветеранам и тем, кто отдал свои трудовые сбережения на строительство эскадрильи самолетов, на которых летчики били фашистских воздушных пиратов. Кстати сказать, переписка П. П. Филиппова и В. С. Новикова длилась с 1977 по 1992 год. Павел Петрович, уйдя в отставку, многие годы занимался поиском сведений об участии тувинских добровольцев в Великой Отечественной войне.

Может быть, настало время увековечить имя Василия Савельевича Новикова в названии одной из новых улиц Кызыла или другого населенного пункта республики? Еще 30 лет назад на это надеялся и писал в газете «Тувинская правда» П. П. Филиппов.

Маадыр КУУЛАР,

главный специалист Государственного архива РТ,

член Тувинского регионального отделения

Российского военно-исторического общества